Анализ использования и реализации продукции.
Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:
1) оценка динамики по основным показателям объема структуры и качества продукции;
2)проверка сбалансированности и оптимальности бизнес планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;
3)выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;
4)выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
5)разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.
Объектами данного направления анализа являются:
– объем производства и реализации продукции;
– ассортимент и структура продукции;
– качество продукции;
– ритмичность продукции.
В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно:
– недостатки в организации производства и труда;
– нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;
– брак продукции.
На изменение объема реализации оказывают влияние:
– изменение объема товарной продукции;
– изменение остатков готовой продукции на складе;
– изменение остатков отгруженной продукции на начало и конец периода.
Анализ факторов, влияющих на объем реализации, осуществляется следующим образом. Необходимо определить объем реализованной продукции по плану и по факту. Сравнить фактический объем реализации с плановым. Определить абсолютное отклонение по всем вышеперечисленным факторам. Определить процент выполнения плана по объему реализации (фактический объем выпуска разделить на плановый и умножить на 100%), что будет являться объектом анализа.
Для того чтобы определить количественное влияние факторов на изменение объема реализации, необходимо абсолютное отклонение по каждому фактору в отдельности разделить на плановый объем реализации и умножить на 100%. Увеличение объема товарной продукции увеличивает объем реализованной, и наоборот. Увеличение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало года, увеличивает объем реализации, и наоборот. Увеличение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на конец года, уменьшают объем реализации, и наоборот.
В процессе анализа необходимо выявить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями, снижения объема выпуска и разработать конкретные меры по ускорению реализации продукции и получению выручки.
Объем реализации определяет в основном объем производства, поэтому необходимо конкретное изучение факторов, определяющих объем выпуска, а следовательно, и объем реализации. Эти факторы можно объединить в три группы:
-Обеспеченность предприятия основными средствами производства и эффективности их использования;
-Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования;
- Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами эффективность их использования.
От того, насколько рационально, эффективно и грамотно предприятие распорядится произведенной продукцией, зависит его финансовый результат.
За счет доходов, которые оно получает от реализации продукции, работает предприятие, следовательно, в процессе анализа необходимо изучить следующие вопросы:
1) Выполнение плана по реализации, который зависит от плана производства.
2)Уровень товарности = товарная продукция/валовая продукция. Он зависит отспециализации производства. Те виды продукции, на которых специализируется предприятие должны, составлять наибольший % товарности.
3)Каналы реализации, различают - выгодные (цена и объем) и менее выгодные, а так же ипостоянные (предпочтительнее) и временные.
4)Качество реализованной продукции, т.к. чем выше качество, тем выше цена.
5)Сроки реализации.
На финансовые результаты от реализации продукции влияет четыре фактора:
1. Объем
2. Структура реализации продукции, т.к. увеличение удельного весаприбыльной продукции увеличивает финансовый результат и наоборот.
3. Себестоимость реализуемой продукции, чем выше себестоимость, тем ниже фин. рез-т, и наоборот.
4. Цена - чем выше цена, тем выше фин. рез-т.
В процессе анализа необходимо рассматривать влияние этих факторов и давать им оценку, например: изменение Какого фактора дает наибольший «+» финансовый результат. Этот анализ проводится систематически.
Отслеживается ритмичность, нет ли затоваривания (если есть, то еобходимо искать доп. каналы).