Содержание
К истинному Православию. И.Т. Лапкин.
Слово Божие – Священное Писание............ 3
О молитве........................................................ 12
О покаянии...................................................... 25
О церковной дисциплине.............................. 42
К истинному крещению................................. 60
Об исповеди.................................................... 85
О священстве.................................................. 87
О Церкви ......................................................... 98
О посте........................................................... 120
О милостыне................................................. 134
Спаси, Господи от лжи................................ 140
...от объядения.................... 147
...от пьянства....................... 152
...от забот житейских.......... 157
Отцы и дети................................................... 161
О слове........................................................... 190
О сне............................................................... 207
О благовестии............................................... 216
О семье........................................................... 235
О брадобритии.............................................. 258
О табакокурении........................................... 265
Итак, бодрствуйте........................................ 271
Божий храм и торговля – несовместимы. 294
А Я вам говорю: любите врагов ваших.... 299
Гордость папства......................................... 323
Человекоубийство и ложь Ватикана......... 340
Фатимская весть: трагедия или надежда? 358
Пояснение о том, можно ли обращаться
в гражданский суд христианину?............... 367
Размышления по поводу определений собора РПЦз
от 13/26 октября 2000 года....... 369
Размышления о проекте исповедания с учётом
сегодняшних ересей в церковной практике 375
Покаяние перед старообрядцами Собора РПЦЗ 378
«Я перехожу в Московскую Патриархию...» 381
Памятная записка Синоду Русской Православной
Церкви Заграницей............................... 386
Обращение к православным....................... 390
Ответ Игнатия Лапкина о. Льву Лебедеву на его
«Открытое письмо: «Не потерять бы Потеряевку» 394
В Священный Синод РПЦЗ....................... 410
Приблизительные вопросы к оглашенным 412
Заявление о крещении................................. 414
Заявление для крещёных о принятии в общину 414
Краткая история Крестовоздвиженской общины 415
Так называемое «Апостольское служение» 423
Послесловие.................................................. 425
Письмо священника Григория Петрова... 428
Свящ. Тимофей. «Православие или язычество?» 436
Отзывы о «сладкой» «Декларации».......... 444
Иером Нафанаил. «Русская Православная Церковь на рубеже тысячелетий» 458
Прошение патриарху.................................... 469
Прошение епископу Евтихию.................... 470
Иером. Нафанаил. О Матери-Церкви....... 471
«Я разве сторож брату моему?!»...................477
Библия.
БИБЛИЯ (греческое слово) – Книги, состоит из 77 книг, из которых 66 канонические. Книга книг известна под тремя главными названиями: Библия, Священное Писание, Слово Божие. Написанная в течение 16 столетий, примерно 40 авторами, в то же время Библия имеет Одного Автора – Бога. «Изрекали... святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» – 2 Петр. 1:21. «Так говорит Господь... слушайте Слово Господне» – Ис. 1:2. Библия состоит из двух неравных по объёму частей: Ветхого и Нового Завета. Библию должно не только читать всегда, но и исследовать. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» – Иоан. 5:39.«Да не отходит сия книга Закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь» – Иис. Нав. 1:8. Священное Писание умудряет во спасение: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» – 2 Тим. 3:15.
К словам Библии нельзя прибавить ни единого слова или знака, или отнять что-либо. «Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» – Пр. 30:6. «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам [сегодня] заповедую»,«Всё, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того» – Втор. 4:2, 32; 12:32. «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» – Откр. 22:18-19. «Участь лжецов в озере огненном» – Откр. 21:8,27.
Все заблуждения людей от того, что люди не знают Писания и не верят в силу Божию: «Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» – Мф. 22:29. Библия полностью или частично переведена практически на более 2000 языков мира, языки всех народов, имеющих письменность. На русский язык перевод сделан в 1876 году. По точности и пренебесной красоте этот перевод может соперничать с самыми лучшими переводами. И хотя Библия одна, но различные толкования породили свыше 6 тысяч сект, толков, течений. Шестой вселенский собор, правило 19 гласит: «Предстоятели Церквей должны во все дни, более же всего в дни Воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественного Писания разумения и рассуждения истины и не преступая положенных уже пределов и предания Богоносных отцов: и если будет исследуемо слово Писания, то не иначе да изъясняют то, но только как изложили светила и учители Церкви в своих Писаниях, и ими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, даны, при недостатке умения в этом, не уклониться от подобающего. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждуют недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение».
«В мире есть только Одна Личность – Христос, и только Одна Книга – Библия», – сказал М. Лютер. Или принимают их и спасаются, или отвергают и погибают. Право толковать Библию, правильно разъяснять её содержание, смысл Бог дал только Своим избранным учителям:«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» – 1 Кор. 12:28. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» – Еф. 4:11.
Библия решительно утверждает, что вера христианская есть вера, отвергающая любой плюрализм в вопросах веры, проповедует нетерпимость к иным мнениям относительно спасения: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия», «верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём» –Иоан. 3:16-18, 36; «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» – Деян. 4:12.
«Кто не со Мной, тот против Меня» – Мф. 12:30. Ни о каком сосуществовании вер, мнений, идеологий Библия не говорит, считая все веры ложными. Будучи вне закона в Римской языческой империи, христиане объявили все веры вне Бога. Идолы – бесы, доказывали они. Начав с одиннадцати учеников, вызвав огонь мира на себя, христианство победило все религии, став мировой религией, согласно пророчеству Христа: «Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» – Мф. 16:18;«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» – Мф. 28:19.
На любой вопрос, нападки диавола и его служителей, атеистов или еретиков, ответ необходимо дать, согласно Библии. «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» – Мф. 22:29. «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» – Деян. 17:11. «Неужели вы никогда не читали в Писании» – Мф. 21:42.
В Церкви не должно читать иных книг, кроме Библейских – Лаодикийский собор правило 59, Кар. 33; и не повреждать лжетолкованием. «Книги Ветхого и Нового Завета, а также святых и признанных наших проповедников и учителей, никому не позволяется повреждать, или изрезывать, или книгопродавцам, или так называемым мироварцам, или иному кому-либо передавать для истребления: разве когда от моли, или от воды, или иным образом сделаются неспособными к употреблению. Кто же отныне таковое что-либо делающим усмотрен будет: тот да будет отлучен на год. Равным образом таковые книги покупающий, если ни у себя не удержит оных для своей пользы, ни другому не отдаст в благодеяние и для хранения, но оныя повреждать дерзнет: да будет отлучен» VI Всел. 68. Канон книг утверждён в правилеАпостольском 85. «Для всех вас, принадлежащих к клиру и мирян, чтимыми и святыми да будут книги Ветхого Завета. Моисеевых пять: Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Иисуса сына Навина одна. Судей одна. Руфь одна. Паралипоменон (то есть остатков от книги дней) две. Ездры две. Эсфирь одна. Маккавейских три. Иова одна. Псалтирь одна. Соломоновых три: Притчи, Экклезиаст, Песнь Песней. Пророков двенадцать. Исайи одна. Иеремии одна. Иезекииля одна. Одна Даниила. Сверх же этого вам да присовокупится в замечание, чтоб юные ваши изучили премудрость многоученого Сираха. Наши же, то есть, Нового Завета: Евангелия четыре: Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Павловых посланий четырнадцать. Петра послания два. Иоанна три. Иакова одно. Иуды одно. Климента послания два. И постановления вам, епископам, мною, Климентом, изреченные в восьми книгах, (которые не подобает обнародовать перед всеми ради того, что в них таинственно). И Деяния наши апостольские, и на Лаодикийском соборе, правило 60, год 364». «Всё Писание богодухновенно» – 2 Тим. 3:16, и потому в любом спорном деле должно спросить, что говорит об этом святое Евангелие (главная часть Библии), Новый Завет (27 книг, написанных Апостолами Христа), и что сказано о том в Библии.
Сконцентрировав все соблазны, искушения мира в три вопроса, предложения ко Христу, диавол по всем направлениям был разбит ответами Иисуса на основании Священного Писания. «Так написано» – Мф. 4:1-10. И такова сила слов Библии, что князь тьмы, имеющий державу смерти, диавол, красный змей не смел возразить. Прочтите псалом 118. Под словами: закон, заповеди, уставы, повеления и др. нужно понимать слово БИБЛИЯ. И это слово незримо повторяется только в одном этом псалме в 176 стихах – 185 раз. Такова любовь у великого грешника, любящего Бога своего, Спасителя своего.
Слово Библии – конечная инстанция, авторитет Творца, Автора Откровения, нашего Пастыря и Зиждителя. Слово Христа вечно и неизменно, и оно будет судить каждого человека на Страшном Суде после всеобщего воскресения из мёртвых: «Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» – Иоан. 12:48. И никому из людей и Ангелов не позволено изменить в Библии малейшей черты:«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё» – Мф. 5:18. «Но если бы даже мы (Апостолы), или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет АНАФЕМА. Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет АНАФЕМА» – Гал. 1:8-9. Бог говорит: «Я Господь, это – Моё имя, и не дам славы Моей иному» – Ис. 42:8; 48:11.
Диавол хитростью пытается на первое место выставить не душу, а заботу о теле, заботу о здоровье. Находятся учителя, открывающие мировую этику вне Евангелия, приучающие через свои учения и своих лжеапостолов проповедовать своё учение, и этим несчастным «учителям» молиться, повторяя слова: «учитель, учитель» – как родоначальникам учения о плоти. и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья» – Мф. 23:7-8. Это суть антихристы и лжеучителя, вводящие пагубные ереси, «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете её, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» – 1 Иоан. 2:18-22, «а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» – 4:3; «Дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» – 2 Иоан.1:7.
Появляются «святые письма», «детки», «Агни йоги» – учения Кришны (чёрного). Что это такое, что о том говорит Библия? «Не ходите и не гоняйтесь» за ними – Лук. 17:23. Всё это волки хищные: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» – Мф. 7:13, «Ибо я знаю, что, по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечьучеников за собою» – Деян. 20:29. Телецелители, экстрасенсы, шептуны – имя же всем им – легион. Все они прошли, как молва быстротечная, и эти исчезнут, как вода протекающая. А церковь стоит, как столп и утверждение истины. Отчего же попустил Бог нашествию саранчи, мышей и жуков на нас, вопрошает пророк. И Божий ответ гласит: «Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною: и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» – Ос. 4:6.
Вся вина падает в первую очередь на злых пастырей, заботящихся о корысти и бегущих, когда видят волка, или вора, перелезающего через забор (вопреки сказанному Писанию, со своим лжетолкованием), в Церковь. Не знают даже содержания Библии (Пс. 1), не читая каждый день этот глас Божий, отвергая небрежностью, пастыри, привыкнув к чести и почету, стали отвечать на вопросы прихожан не по Евангелию, а по вымыслам человеков, по «вере бабушки». Кто из священников может сегодня выйти к народу и сказать, и постоянно твердить о том, как восклицал св. Кирилл Иерусалимский: «Если слова мои не сходятся с Библией, то не верьте и мне». Иоанн Златоустый же говорит: «Чего нет в Библии, о том и не рассуждаем».
А сегодня делают всё возможное, чтобы люди не знали содержание Библии, когда священник, выдавая себя за оракула, за изрекающего истину (вопреки Писанию), губит и себя, и доверившийся ему слепотствующий народ. Согласно словам Божьим, священник должен учить народ во время и не во время. «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» – 2 Тим. 4:2. И «если священник не учит народ, как должно, он суть идол, – говорит св. Василий Великий, – священник также одет в позлащенные одежды и так же безгласен». Святой Иероним говорит ещё строже, что если пастырь поступает на соблазн и не учит, он суть антихрист. И если бы народ знал Священное Писание и мог проверять всё сказанное пастырем, сходится ли сказанное с Словом Божиим, большинство архиереев и иереев лишились бы своей кафедры сегодня же.
«Писанных постановлений нигде нет» – 3 Езд. 4:23. «Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» – Иер. 2:13, «Ибо Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» – Евр. 4:12. «Слово Моё не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» – Иер. 23:29. И так велико значение Библии в очах Божиих, что Он и молитву тех, кто не слушает сказанного в ней, не принимает и почитает за мерзость (Пр. 28:9), то что скажем в Судный день, когда по этой книге будут всех судить. «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» – 2 Кор. 5:10, «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» – Откр. 14:6. «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: “до ревности любит дух, живущий в нас”?» – Иак. 4:5. «Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» – 1 Кор. 15:34. Извращение смысла Писания, толкование по своему разуму смертельно опасно. «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» – 2 Тим. 3:16, и написано всё нам в наставление: «А всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» – Рим. 15:4, для нас, достигших последних веков написано: «Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» – 1 Кор. 10:11.
«Слово Истины свободно и самовластно... Истина посылается от Бога... и нет иных доказательств, помимо самой Истины, которая есть Бог» Иустин философ. «Когда начинаешь читать или слушать (Священное Писание), помолись Богу так: «Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы мне услышать Твои слова и понять их, и исполнить волю Твою”. Всегда так моли Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе силу Своих слов. Многие, понадеявшись на свой разум, подверглись заблуждению» Ефрем Сирин.
«Для понимания Священного Писания нужна не человеческая мудрость, но откровение Духа, чтобы мы, узнав истинный смысл написанного, могли получить великую пользу... Желающие получить какой-либо плод от того, что прочитывается (в Священном Писании), не должны оставлять без внимания ни одного слова. Поэтому-то и заповедано нам изучать Писание, что многое, с первого взгляда показывающееся простым, заключает в себе глубокий смысл... Кто прикасается к Евангелию, сразу изменяет свой ум... А при внимательном чтении и душа как бы вступает в таинственное святилище, очищается и делается лучше, так как в Писании с ней беседует Бог... Ничто не может служить препятствием к чтению слова Божия. Не только дома, но и.. совершая путешествие или находясь в многолюдном собрании и занимаясь делами, можно упражняться в этом чтении... В Священном Писании бездна вопросов, поэтому приучайтесь не только изыскивать разрешения их, но и не задавать вопросы, потому что им не будет конца...», «не спорь со словом Господним, иначе погибнешь... Читай Библию, и тогда ты едва спасаешься, а если ты её продаёшь, то не отдаешь ли свое спасение?. Ремесленник продает ли свое орудие труда? Храни Священное Писание, будем приобретать св. Книги; при взгляде на Евангелие, душа очищается. Если и не понимаешь, все равно читай. Невозможно спастись тому, кто не читает Священное Писание... Где есть духовная книга, оттуда прогоняется диавол. Незнание Писания есть великая стремнина, возникновение ереси... Чтение Священного Писания укрепляет в печали. Придя из Церкви возьми в руки Библию и, даже не имея толкования, читай... Не любящие слово Божие – скотоподобны... Писание знать – основа жизни... И дома, после еды, возьми Св. Писания, научайся, чтобы душа не вознерадела о своем спасении... Любовь к Слову Божию – лучшее доказательство благоуспеяния душ, как аппетит к пище. Никто не будь ленив, сонлив, не блуждай мыслью на стороне. В одной букве, слоге, глубокая мысль. Сам царь римский не может дать закон персам. А Апостолы дали закон всей вселенной, и на все Времена» Иоанн Златоуст 1:666, 802; 2:331; 3:54, 108, 181, 409; 4:49, 80, 195, 373; 5:207. «Если ты изучил всё Божественное Писание, смотри, да не надмевает тебя помысл – всё Писание учит смиренномудрию». «Не утруждай себя чтением, за которым не следуют дела, потому что закон выполняется только делами» Ефрем Сирин. «Если не полюбишь блаженных и подлинно Божественных слов Писания, – уподобишься скотам несмысленным и бессловесным. Как из желания поддержать жизнь едим, пьём, говорим, слушаем, так и к чтению слов Божиих мы должны прилепиться сердцем, не зная сытости» Нил Синайский.
«В руках ваших да будет всегда Священное Писание, в сердцах же воспоминание о Господе! Не переставайте молиться и продолжайте заниматься своим спасением, чтобы враг при искушении всегда находил ваши сердца ограждёнными и вооружёнными» Киприан Карфагенский. «Как царь, когда намерен кому-нибудь даровать свободу и помилование, обнародует своё повеление: придите ко мне и получите помилование. Если же они не хотят прийти к нему и воспользоваться даруемой им милостью, то бесполезно для них читать это поведение. Тем не менее они повинны смертной казни, потому что отказываются прийти и получить помилование от руки своего царя. И Священное Писание – подобная грамота Бога людям, в которой повелевает Он любящим Его, молящимся Ему с преданностью, принять из божественной Его десницы небесное благо... Если же человек не приходит, не просит, не приемлет, то чтение Священного Писания не принесёт ему никакой пользы. И он остается виновным, ибо не хочет принять от Царя Небесною даруемого блага (духовной) жизни, без которой невозможно быть причастным бессмертной жизни» Макарий Египетский. «Надо заботливо наблюдать, чтобы ложное толкование Священного Писания, подделываясь под чистое золото, не обмануло нас. Так, диавол старался искусить и Господа Спасителя» Иоанн Кассиан. «Желающий понимать Священное Писание должен заниматься не столько чтением толкований, сколько очищением сердца от пороков... И не будет нужды в толкованиях, как глаза не нуждаются ни в какой науке, чтобы видеть, если только они чисты и нет тьмы»Иоанн Кассиан.
В 47 житиях святых упоминается об особой любви христиан к Священному Писанию, когда они выучивали Псалтирь наизусть (Евдокия, Шушаник, Геннадий патриарх, Симеон Дивногорец, Иоанникий). У бл. Августина переворот произошёл в душе от чтения Св. Писания. Изучали день и ночь. Во времена же Димитрия Ростовского мало кто имел Библию. И не с тех ли мест и времён вошло в поговорку, что если кто прочитает Библию до конца, то обязательно сойдет с ума. Св. Иеронима до обращения коробил язык пророков, казавшийся ему грубым, в сравнении с изящностью греческих мыслителей. Так величайший безбожник и хулитель Истины Вольтер говорил, что через сто лет Библия будет позабытой и заброшенной книгой, и её можно будет найти разве что в кладовых и археологических музеях, как свидетельство глупости более ранних поколений. Но через сто лет на месте произнесения этих «пророческих» слов находился склад Британского Библейского общества. Издаваемая сотнями миллионов экземпляров, Библия и сегодня является поистине бестселлером и суперкнигой.
О молитве
Питание и отдых необходимы человеку для поддержания его физической жизни. Знание, искусство и вообще культура обогащают душевные качества человека. Молитва же раскрывает в человеке духовную, высшую сторону его существа. Бог любит Своё творение, любит каждого из нас. Он есть наш небесный Отец. Как детям свойственно желание видеть своих родителей и беседовать с ними, так и нам должна быть свойственной радость беседовать с Богом и духовно общаться с Ним. Благоговейная беседа человека с Богом называется молитвой. Душа, соединяясь в молитве с Богом, одновременно соединяется и с духовным миром Ангелов и праведников. По словам св. Иоанна Кронштадтского «молитва есть златая связь человека-христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным, коего он член, и паче всего с Богом – источником жизни». Молитва часто сопровождается благоговейными словами и другими внешними знаками благоговения: крестным знамением, коленопреклонением, поклонами и другими знаками богопочитания. Но молитва может быть возносима без слов и других внешних проявлений.
В молитве христианин изливает перед Богом всю свою душу: прославляет Бога за Его высочайшие совершенства, благодарит за милости, благодеяния и просит о своих нуждах. Славословие – самый совершенный и бескорыстный вид молитвы. Молитва Отцу Небесному: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».
Молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня (нас) грешного».
Молитва Духу Святому: «Царь Небесный, Утешитель, Дух Истинный, Который находится везде и всё Собой наполняет. Сокровище всякого блага и жизни Податель, прииди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши».
К Троице: «Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши имени Твоего ради».
Молитва Ефрема Сирина, читаемая во время всего Великого Поста с понедельника по пятницу (все молитвы здесь на русском языке, в храме же читаемые на церковнославянском языке): «Господи и Владыка моей жизни! Не дай мне духа праздности, уныния, начальствования и празднословия. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любви дай мне, рабу Твоему. Так, Господи, Царь мой, дай мне узреть мои прегрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь».
В молитве за умерших говорится: «Подай, Господи, оставление грехов всем, прежде отшедшим в вере и надежде на воскресение, отцам, братиям и сёстрам нашим, и сотвори им вечную память».
И хотя нет в Библии ни одного прямого указания на молитву за умершего неверующего (Сирах. 7:36 – «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости». 2 Мак. 12:43-45 – «Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха»), за умершего без покаяния, но безбожно извратив церковные постановления и не веря написанному в Библии, корыстолюбивые священники и суеверные прихожане приучились за деньги всем петь «вечную память» и «со святыми упокой». В обычной жизни обман легко доказать, но как можно убедить всех, кто отпевает своих дорогих родственников, что их желание провести в Царство Небесное безбожника есть лишь ещё один тяжкий обман себя и попытка обмануть Бога. О, если бы открылись наши глаза на то, что совершается в церкви, когда священник кадит дымом кадильным, какие демоны поют у гробов, какие зловония незримо расплываются здесь.
Вот что видят святые при всех отпеваниях атеистов и умерших без Причастия, без примирения с Богом через принятие Жертвы Христовой:
«Однажды, ходя по городу, святой Андрей увидал, что навстречу ему несут покойника. Умерший был очень богатый человек, и за гробом его шло великое множество народа со свечами и кадильницами. Церковнослужители пели обычные погребальные песнопения, а родные и близкие покойника плакали и рыдали. Видя своими прозорливыми очами, что делалось с тем мертвецом, святой остановился и стал смотреть. И вот, впав на долгое время в совершенное бесчувствие, он увидел духовными очами множество эфиопов, шедших за гробом и громко кричавших: «Горе ему, горе ему!» Одни из них держали в руках мешки, из которых рассыпали пепел на людей, окружавших мертвеца. Другие же бесы плясали и бесстыдно смеялись, как бесстыдные блудницы, третьи лаяли как собаки, а иные хрюкали как свиньи. Мертвец был для них предметом радости и веселья. Некоторые из бесов, окружая мертвеца, кропили его смрадною водою, иные летали по воздуху около одра, на котором лежал мертвец. От трупа же умершего грешника исходил удушливый смрад. Идя следом за мёртвым, бесы рукоплескали и производили ужасный топот ногами, ругаясь над поющими и говоря: «Пусть Бог не даст никому из вас видеть свет, жалкие христиане, ибо вы воспеваете над псом: «Со святыми упокой душу его», и при этом называете его, причастного всяческому злу, рабом Божиим». Взглянув вторично, Андрей увидел, что один из бесовских князей, с пламенным взором, шёл ко гробу того отверженного со смолой и серой, чтобы сжечь его тело» (Житие св. Андрея юродивого, 2 октября, стр. 47.)
Сегодня же по воле Московской Патриархии отпевают, называя рабами Божиими, всех преступников и людоедов, начиная со Сталина и генеральных «рабов греха» Леонида, Константина, Юрия и их верных подельников.
И главная вина за лжеотпевания падает на корыстолюбивых священников, и архиереев, приговорённых Богом к вечной погибели за замену Божиих заповедей вымыслами человеческими (3-й том «Настольной книги священнослужителей», стр. 601). Псалмопевец же Давид хвалился пред Богом: «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» – Пс. 118:113. Наша православная Церковь разрешает молиться только за живых еретиков и неверующих, и при том только об их обращении к вере православной (не о их упокоении в Царстве Божием).
Св. Григорий Богослов слышал от Бога: «Никогда же не молиться о нечестивых» (Синаксарий в Суб. Мясопустную, в триоды постной.)
«Если кто без покаяния умрёт, ... неверный, в жизни быв врагом Божиим, такому нет помощи после смерти, как и Давид пишет: «Ибо в смерти нет памятования о Тебе, во аде кто исповедается?» (Иоанн Златоуст, в субботу Пентикостную, «О том, чтобы не плакать о умерших»).
Если бы священники боялись Бога и заботились о спасении доверившихся им слепцов духовных, они бы знали, что недостойное, без должного приготовления, Причащение несёт человеку болезнь и смерть (телесную и духовную). «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» – 1 Кор. 11:27-31.
В житии Макария Александрийского (19 января, стр. 643) говорится: «Сей же преподобный Макарий рассказывал... дивное и ужасное, а именно, что в то время, когда братия приступали к Божественным Тайнам... некоторым из братии эфиопы влагали горящие угли, а преподаваемое иерейскою рукою Тело Христово возвращалось обратно в алтарь. От тех же, кто были достойны святого причащения, бесы отбегали далеко. Между тем около алтаря со иереем стоял Ангел Господень и вместе с иерейскою простирал свою руку для раздания Божественных Тайн».
В первоапостольской Церкви был в церкви не Вавилон, смешение верующих и неверующих, но «из посторонних же никто не смел приступать к ним» – Деян. 5:13. Настоящий врач-пастырь, заботящийся не об угождении приходящим, а о их спасении, как Иоанн Златоуст, предпочитает лучше тело своё отдать на съедение псам, чем Тело Христово недостойно причащающемуся. В описании жития св. Пафнутия Боровского (1 мая, все числа по старому стилю, стр. 56) говорится: «Духовные дети преподобного почитали его и боялись. ...Князь Георгий ...рассказывал, что когда он шел на исповедь к преподобному, у него колени подгибались... Пафнутий был милостив и снисходителен, но подчас бывал суров и гневен». Так учит спасаться нас святое Евангелие, когда мы истинно молимся, всею душою любя нашего сладчайшего Иисуса.
Безбожника не должно вписывать в диптихи, в поминальники. Безбожником является не только неверующий, но и отступник, бывший крещёным. Согласно анафемы патриарха Тихона находятся под клятвою все, сотрудничающие с советской властью, с врагами дела Божия, все сексоты, стукачи. Священник же должен каждое имя в поминальнике знать как живого человека достоверно, кто он. Ибо даже за живого человека, не кающегося в своих грехах, запрещено молиться: «Ты же непроси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя» – Иер. 7:16, «ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу, когда они будут взывать ко Мне в бедствии своём» – Иер. 11:14, «но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою» – Исх. 32:11, «есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» – 1 Иоан. 5:16. И никакие ходатаи не помогут, пусть священники не обольщают народ, что Бог милостив и примет их молитву. Как говорит св. Иоанн Златоуст, о милости Божией мы не знаем ничего, кроме того, что написано в Библии. «И сказал мне Господь: хотя бы пред лице Мое предстали Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего – пусть они отойдут» – Иерем. 15:1
«Если человек согрешит против человека, то помолятся о нём Богу, если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нём?» – 1 Цар. 2:25. Согрешают против Бога не только явные хулители, но и отвергающие, нарушающие святое Слово Божие, Библию. «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» – Притч. 28:9. Допуская до Причастия всех без рассуждения, священники губят причащающихся, нарушая принцип отделённости Церкви от мира, и делают свою и молитву народа мерзостью.
Молитва бывает в грех. «Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех» – Пс. 108:7, когда человек приступает к Богу, а сам кому-либо не простил от всего сердца согрешения против него. «Прежде, нежели начнешь молиться, приготовь себя, и не будь как человек, искушающий Господа» – Сирах. 28:4; 39:6; 18:23; 21. «Познав же, что иначе не могу овладеть ею, как если дарует Бог, — и что уже было делом разума, чтобы познать, чей этот дар, — я обратился к Господу и молился Ему, и говорил от всего сердца моего» – Прем. 8:21.
Молитвы за самоубийц нет. Исключение делается только для того несчастного, кто в момент тот был не в своём уме (Тим. 14). Как образец всесторонней молитвы и за всех и по всем случаям указан в 3 Езд. 7 гл. (Брюссельское издание).
Нераскаянных грешников Бог не слушает. «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» – Иоан. 9:31; «Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва наша»; «и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою» – Плач. 3:8, 44.
Высшая молитва – славословие, низшая – прошение. Ис.6 гл.: «говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что Ты приял силу Твою великую и воцарился» – Откр. 11:17.
Крыльями молитвы являются пост и милостыня (Деян. 10 гл.). Тёмная бесовская сила трепещет пред молитвой и постом: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» – Мф.17:21. Молитва да будет непрестанной: «бодрствуйте в молитвах» – 1 Петр. 4:7, «вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» – Лук. 2:37, «а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» – Деян. 6:4, «итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и Посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» – 1 Тим. 2:1-5.
Необходимо, чтобы мы молились не только заученными, заранее написанными молитвами, но и «свои желания открывали пред Богом»– Фил. 4:6. На молитве христиане, по возможности, стояли лицом к востоку: Лук. 1:78; Васил. 91 правило – как желание вернуться в потерянный на востоке рай. Христос всю «ночь пребывал в молитве» – Лук. 6:12, как принято доселе во многих монастырях с неусыпающей Псалтирью. «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» – Кол. 4:2. Входящие на богослужение в церковь да не выходят до конца. «Всех верных, входящих в церковь и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного» Апост. 9; Ант. 2.
Апостол Павел настаивает, чтобы на молитве мужи «воздевали руки без гнева и сомнения» – 1 Тим. 2:8. Историки церковные утверждают согласно записанному церковному преданию, что от дней Апостольских христиане совершали крестное знамение правой рукой (Васил. правило 91). Первые христиане слагали отдельно четыре перста и простертым одним перстом творили крестное знамение, запечатлевая своё тело и всё вокруг себя. В римском пантеоне тогда насчитывалось около 500 идолов-богов. На это Иоанн Златоуст, насмехаясь, замечает, что хотя по названию было много богов, а в действительности не было ни одного Бога. И поднимая один перст, христиане утверждали веру в Единого Господа Бога Вседержителя, Творца неба и земли. Когда же возникла ересь Ария, посягнувшего на учение о Святой Троице, крестное знамение совершать стали тремя перстами, как ныне молятся в большинстве православные христиане (см. житие еп. Мелетия). С возникновением ереси монофизитов и монофелитов, утверждавших, что во Христе только одна природа Божеская или человеческая, и одна воля, православное сознание утвердило учение о двух естествах и двух волях. Победа в духе отразилась и на форме сложения перстов при крестном знамении. Стали касаться членов тела: лба, чрева, правого и левого плеча двумя перстами, простёртыми вперёд: указательного и среднего, пригнутого до уровня указательного, означающих Божество и землю – два естества во Христе. При крещении Руси и было принято двоеперстие, в то время бывшее на большей части Греции. В дальнейшем из двух, бывших в 17-ом веке форм сложения перстов, в большинстве оказались слагающие троеперстие, что и принял в реформе патр. Никон на Руси в 17 веке, безрассудно предав клятве святое двоеперстие. Правда, позже, в 1971 году, клятвы на старые обряды были сняты, признав, что оба обряда равно спасительные. Крестное знамение должно совершаться истово, чтобы тело чувствовало твердое прикосновение сложенных перстов. Крест начертывать чётко, прямо, ибо небрежному маханию руки бесы радуются, – говорит Иоанн Златоуст. Интересно, что на форму сложения перстов не указывает ни одно каноническое правило, ни один святой отец во времена соборов. Почему?
Поклон совершать глубокий. Если поклон поясной, то наклон тела должен быть такой, что если опустить руку, то она могла бы коснуться пола. Земной поклон, когда руки, колена и голова касаются земли. Говоря о внешней форме молитвы, необходимо помнить, что наиглавнейшее – молиться духом. «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» – Еф. 6:18, «и когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» – Откр. 5:8. Если о чём добром начал молиться – молись непрестанно. «Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» – 1 Петр. 4:7, со слезами. «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Своё благоговение» – Евр. 5:7.
И если уже на молитве вспомним, что на кого-то имеем что-то, следует простить тотчас: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» – Мф. 5:23. Женский пол да прикрывает голову платком: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не долженпокрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов»– 1 Кор. 11:3-10, а голова мужа должна быть открыта.
«Каждый день являет нам бесчисленные благодеяния, желаем мы того или не желаем, знаем о них или не знаем. Бог не требует от нас ничего, кроме признательности Ему за всё дарованное! Чтобы за это дать нам ещё большее воздаяние» Иоанн Златоуст.
«Всякое благо, какое имеем, и всякое добро, какое делаем, есть Божье и от Бога. Поэтому на нас лежит долг благодарить Его за всё, за всякое благо, получаемое от Его щедрой десницы, явное или неявное; за всякое доброе деяние или подвиг, за всякую победу над врагами нашего спасения, как нам заповедано: «За всё благодарите; ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» – 1 Фес. 5:18. «Позаботься же возгревать в себе чувства благодарения к Богу с момента пробуждения во весь день и засыпай со словами благодарности на устах, потому что ты погружен в Божии благодеяния, в числе которых и самый сон» прп. Никодим Святогорец.
«Всё, что имеешь, считай полученным не от других людей, но от Бога и Ему воздавай благодарность» Авва Исаия.
«Принесите, смертные, благодарение Сыну, избавившему нас от рабства, в котором содержала нас смерть за наши грехи. Он запретил смерти, спустился в ад, извёл умерших из гробов. Кто в состоянии воздать Ему за благость Его к нашему смертному роду?» Ефрем Сирии.
«Если бы мы имели в себе по тысяче душ, не следовало ли бы положить все за Господа? Впрочем и таким образом мы не сделаем ничего достойного Его благодеяний»; «хочешь ли знать, как нужно выражать благодарность?.. Исповедать свои согрешения – и значит благодарить Бога. Кто исповедует свои грехи, тот показывает этим, что он сознает виновность в бесчисленных грехах и только не получил достойного наказания. Он-то и наиболее благодарит Бога»; «Случится ли хорошее? Благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли плохое? Благословляй Бога, и плохое прекратится»; «Мы не знаем, что нам полезно, в той мере, в какой Бог знает, следовательно: получили или не получили, мы должны благодарить» Иоанн Златоуст.
«Как необходимо дышать, так необходимо благодарить Бога в искушениях, скорбях и лишениях, каким подвергаемся мы на пути богоугождения» Симеон Новый Богослов.
«Следствие молитвы то, что мы пребываем с Богом. А кто с Богом, тот далек от Его противника» Григорий Нисский.
«Молитву делают успешнее не голые слова, но добрые дела» Иоанн Златоуст.
«Милосердие к ближнему и смирение перед ними в совокупности с чистотою сердца... составляют основание и силу молитвы. Желающий заняться подвигом молитвы! Прежде нежели приступить к этому подвигу, постарайся простить всякому... причиняющему тебе какое бы то ни было зло. Первое приготовление (к молитве) состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних. Намереваясь принести Богу молитву, отвергни все помышления и попечения земные. Перед молитвой покади в сердце твоем фимиам страха Божия и святого благоговения... постарайся умилостивить Судию смирением. Молитву должно совершать с верою, основать её должно на незлобии. Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечём веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх... расположение души наиболее сообразуется с положением тела. (Ноги держать вместе, не переступать, не подгибать колен, руки или скрещены на груди, или опущены вниз, но не сзади. Первые христиане молились, крестообразно простирая руки, или в таком же положении распростёршись на земле в подобающем месте, не облокачиваться, не опираться на что-либо, глаза устремлены вверх, вперёд или вниз, но не блуждают, не озираться.) Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя. Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества – необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом. Стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом» еп. Игнатий Брянчанинов.
«Христос дал нам образец молитвы, научая нас, что быть услышанным Богом зависит не от множества слов, а от бдительности души... Говорят: могу молиться и дома. Ты сам себя обманываешь, друг мой. Правда, ты можешь дома молиться, но не можешь молиться так, как в церкви, где собрано столько отцов, где возносится к Богу единодушный глас. Ты не можешь так возносить молитву, когда один станешь призывать Господа, как можешь возносить её, когда стоишь вместе с братьями, ибо здесь есть нечто большее – единение многих, союз любви, молитвы священников. Для того и поставлены священники, чтобы молитвы народа, которые могут быть слабыми, соединяя с более сильными, возносить на Небо... Преклони колени, воздыхай, моли Господа твоего быть милостивым к тебе. Он особенно преклоняется на милость ночными молитвами, когда ты время отдыха делаешь временем плача... Великое дело – среди глубокой ночи, когда спят все люди, звери и скот, когда господствует величайшая тишина, тебе одному бодрствовать и дерзновенно беседовать с Владыкой... Ночные слёзы лучше всякой росы... Если душа не будет питаться этой росой, то будет сожигаться во время дня... Получим ли просимое, не получим ли, будем настойчивы в своём прошении и будем благодарить не только в случае успеха, но и в случае неуспеха» Иоанн Златоуст.
«Многие и тайно молясь (дома) делают это для того, чтобы понравиться людям» блаженный Феофилакт.
«Как не согреется дом дымом без огня, так и та молитва без церковной. Ибо Церковь называется земным Небом... И такое страшное, и грозное, и преславное чудо Божие, каким является церковное богослужение, вы хотите заменить домашним своим пением!» св. Алексий, митрополит Московский.
«Не оставляй молитвенное правило, чтобы не впасть в руки врагов твоих» Авва Исаия.
«Наблюдай установленные часы для молитвословий и не пропускай ни одного из них, чтобы не подвергнуться за это суду» Антоний Великий.
«Возлюби более поклоны в молитве, нежели псалмопение» Исаак Сирин. «Грешнику не должно оставлять молитвы из-за грехов своих, ибо если думаешь, что ныне недостоин приступить к Богу с молитвой, то когда будешь достоин? «Все согрешили и лишены славы Божией» – Рим. 3:23. Недостоинство твое ничем тебе повредить не может» Тихон Задонский.
«Мать всех добродетелей – молитва: она не только может очищать и питать, но просвещать, и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся» Нил Синайский.
«Кто не прибегает к молитве, тот, хотя бы сидел на царском престоле, слабее всех... Когда я вижу, что кто-либо не любит молитву и не имеет к ней горячей ревностной любви, то мне уже ясно, что он не владеет в своей душе ничем благородным... Великое благо – молитва. Если кто, разговаривая с добродетельным человеком, получает от этого немалую пользу, то каких благ не получит удостоившийся беседовать с Богом» Иоанн Златоуст.
«Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови.Напротив, содержи сердце в глубоком спокойствии, в которое оно приводится чувством покаяния. Тот, кто желает раскрыть в себе глубокое чувство покаяния, употребляет в орудие к достижению такого состояния краткую молитву, произнося её со всевозможным вниманием и благоговением. Стремись к стяжанию чистой молитвы, соединенной с чувством покаяния и плача, с воспоминанием о смерти, о Суде Божием... Действуй молитвой, воодушевлённой плачем. Такая молитва, пламенное оружие, попаляющее страсти, прогоняющее духов отверженных» Игнатий Брянчанинов.
«Страсти, как сказано, суть демоны и уходят от призывания этого имени (Иисусова)» Варсонофий. «Кто чреват злобою, а молится “Отче наш...”, тот призывает не Небесного Отца, а преисподняго, который сам есть лжец и делается отцом лжи и греха» Григорий Нисский.
«Блажен воистину, кто прилепился мысленно к молитве Иисусовой, взывая к Нему непрестанно в сердце. Как воздух прилежит телам нашим или пламя – свечке, как солнце, проходя над землею, производит день, так святое и достопоклоняемое имя Иисуса, непрестанно сияя в уме, порождает бесчисленное множество солнцевидных помышлений» Исихий Иерусалимский.
«Лучше солнцу прекратить шествие своё, нежели оставить Псалтирь. Великая польза поучаться из Псалтири и читать её прилежно. Все книги (Божественные) нам на пользу и доставляют печаль бесам, но ни одна из них так, как Псалтирь. Да не нерадим... Молитва должна быть напряженной и усердной. И если долго не отвечает Бог, то для твоей пользы. Он знает, что если получишь, то отойдешь.. Молитва за врагов умилостивляет Владыку... делаемся подобными Богу, а если за друзей, то как мытари, ибо и они любят любящих их... Молитва – воздух для души, противоядие против грехов... Зимой большую часть ночи посвяти молитве. Боясь, чтобы демоны не похитили всё, будем непрестанно молиться. (При потере, и ущербе) повторяй: Бог дал – Бог и взял; повторяй это и угодишь Богу... Бог особенно тогда склоняется к нам, когда не другие, но сами молимся... Исаак молился о неплодстве Ревекки 20 лет. Мы же 20 дней не молились. Я уже говорил, что многие зевая, потягиваясь и оглядываясь назад стоят на молитве... Многие просят Бога покарать врагов. Итак, одни небрежением, а другие ревностью губят себя. Учит диавол и добивается своего. Ударишь ли ты раба перед его господином? А ты бьешь раба Господня перед Ним. Помни свои грехи, бичуй себя... А ты, человек, и сам не слышал себя, о чём молился. Молись часто; лежа на постели ни о чем не думаешь; а здесь (на молитве) тысячи мыслей одолевают... Совершенно невозможно впасть в грех постоянно молящемуся.
Пламень, вознесенный в молитве, помодесь (на молитве) тысячи мыслей одолевают... Совершенно невозможно впасть в грех постоянно молящемуся.
Пламень, вознесенный в молитве, поможет одолеть страсти. Часто повторяй молитвы, согревая и промежутки... Молитва против врагов уподобляет пьяной, бешеной старухе и дерзкой. Молитва за врагов делает язык Ангельским. Не уступай первенства в молитве прочей твари, солнцу, птицам. Встань раньше и прославь Бога... Предающийся сну, потопляет свою ладью... Если просить ненужного, то и праведника Бог не услышит.
Молитва святых имеет великую силу, если и мы содействуем им сами... А у нас молитва прерывается от всякого стука, шума. Илия не зевал подобно нам...» Иоанн Златоуст т.1, стр. 526; т. 2, стр. 327, 410, 454, 833; т. 3, стр. 42, 326, 368, 371, 469; т. 4, стр. 816; т. 5, стр. 11, 38, 59, 67, 239, 403.
«Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?» – Ис. 1:12.
«Пастыри пасли самих себя» – Иез. 34:2, обманывали народ, допуская всех до Таинств, без изменения жизни людей. «И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены» – Ис. 28:13. «За грехи корыстолюбия Я гневался» – Ис. 57:17, и чем более грешат люди, тем более идут покупать нечистые свечи – и выгодно священникам держать народ в грехах, не допускать их до истинного покаяния, до истинного православного крещения, а мочить им лишь головы, обольщая всех «благодатью». «Грехами народа Моего кормятся они» – Ос. 4:8; Дан. 14 гл.
Патриарх должен уйти в затвор, как патриарх Павел IV, подписавший еретические документы (760-84 г).
Проказа съела дом Божий грехом (Лев. 14:44-48). «Разломать» – закрыть его и начать с нуля. Эта едкая проказа захватила не только Российский дом, но и, что самое страшное, Русскую православную церковь: неверующие Библии, презирающие соборные каноны архиереи и священники поражены духом обмирщения, «крадут слова Мои друг у друга» – Иер. 23:30, ссылаются не на Библию, но на греховный опыт своих предшественников...
Макарий Александрийский (19 янв.) видел пресвитера: проказа съела его рот так, что виден был затылок. Макарий сказал ему, что исцеление возможно только в том случае, если священник не будет больше совершать литургии – это же про наше время.
Симеон столпник (1 сентября) обличил бесноватого священника, говоря, что бес вошел в него за то, что он невинных людей отлучал от Причастия.
Геннадий патриарх (31 августа) доказывает, что ненаученный пресвитер не может людей вести к спасению. Ставить в священники раньше 30 лет категорически запрещено, а если такое уже случилось, должны немедленно быть извергнуты из сана. «Правило святых и Богоносных отец наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера прежде тридцати лет не рукополагать, если бы человек и весьма достоин был, но отлагать до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридцать лет крестился, и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцати пяти лет, и диаконисса прежде сорока лет да не поставляется. Иподиакон да поставляется не прежде двадцати лет возраста. Если же кто, в какую бы то ни было священную степень, поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен» VI Всел. 14-15 правила.
Сегодня ставят таких в сан, кто и Библии не прочитал и не знаком с правилами соборов, но сам он знаком безбожным властям, как аморфный к делу Божию, готовый на все нарушения, угождать допустившим его к власти атеистам, а не Богу.