Змеи в Филиппах

(Деяния 16:16-24).

Обычно христиане представляют себе, что послушание Святому Духу должно привести к жизни под большим благословением. Они конечно правы, но когда они наивно представляют, что под этим благословением они могут предвкушать безмятежный мир и полную безопасность в их ежедневных обстоятельствах, или они окажутся в тепличных условиях, этим самым они ожидают чего-то нереального, что нельзя назвать правдой на основании Священного Писания в условиях духовной войны, которую подразумевает Писание.

Для Моисея, послушание привело к сорока годам мучений, находясь во главе мятежного народа, который не хотел следовать туда, куда вел их Бог. Для Иисуса, оно привело от роста популярнос­ти в начале Его служения к мучительной смерти на Кресте. Во втором послании Коринфянам 11:23-29, Павел перечисляет только некоторые из множества тяжких испытаний, которые ему пришлось пережить в служении, включая многократные заключения в темницу, одно из которых произошло при первом его появлении в Филиппах.

Тем не менее, его путешествие в Филиппы началось с ожидания призыва Божьего, направившего его туда, где он должен был дальше проповедовать Евангелие. Святой Дух не допустил его пройти по разным местам, но увидев в видении человека из Македонии, призывавшего на помощь, он знал, что это было от Бога, и Павел и Сила немедленно покинули Неаполь, откуда прибыли в «Филиппы... первый город в той части Македонии» (Деяния 16:6-12).

Там, на берегу реки, где обыкновенно молились, повстречались они с группой иудеев, в которой одна из них, по имени Лидия, занимавшаяся продажей крашеной в багряный цвет ткани, была обращена ко Христу. Она и ее домочадцы приняли крещение, что послужило рождению Церкви в Филиппах, пустившей глубокие корни. Когда было установлено Тело верующих, казалось, что Павел должен был остаться с ними столько, сколько требовалось для утверждения в вере и хождении пред Богом. Павел и Сила оставались у Лидии и продолжали служение, в результате которого, при пиленном ими послушании, оставив позади Азию, Бог через них начал впервые нести Евангелие в Европу.

Главенствующие духи этих мест не могли не понимать происходя­щего! В их владения вторглось лицо, представлявшее реальную угрозу твердыням, воздвигнутым ими в жизнях местных жителей. Уже в третий раз в Деяниях Апостолов мы встречаем использован­ных сатаной местных оккультистов. В первый раз это был Симон, в Самарии; затем Елима на Кипре, а теперь, в Филиппах, служанка, срабатывавшая деньги для своих хозяев путем использования нечистого духа для предсказания будущего.

Подобных людей сатана может довольно легко использовать для своих целей, так как духовная борьба за контроль над их жизнью уже была им выиграна. Поэтому не следует удивляться, даже внутри поместных Церквей встречая людей, имевших оккультное прошлое, или вовлеченных в оккультизм родителей, и постоянно препятствую­щих действиям Святого Духа. Для противостояния работе Бога сатана всегда использует людей, уже имеющих в себе такие демо­нические твердыни.

Находящийся в служении бес узнал Святого Духа внутри Павла и кричал людям: «Сии человекирабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деяния 16:17). Подобно тому, как, то ранее было с Иисусом, так теперь это было с Павлом. Бесы объявляли правду о том, кто такой был Иисус, а здесь они объявляли о том, Кому служил Павел. Однако, делали они это не с тем, чтобы одобрить работу Евангелия. Вряд ли Павлу была польза от того, что его служение оповещалось человеком, известным в качестве оккультиста, и продолжавшего заниматься оккультной деятельностью! Уж лучше обойтись без таких рекомендаций. В Филиппах было хорошо известно, кем была эта служанка, и чем она занималась. Ее заявления о служении Павла автоматически приклеивали ему ярлык, как служению оккультному!

Павел уделил достаточно много времени служению в Филиппах, построению Тела из верующих и воспитанию учеников. Но каждый день эта служанка ходила следом и кричала, прерывая служение. Очень примечательно, что Павел с первой же встречи распознал демонический источник ее ручательств, но предпочитал ничего не предпринимать, чтобы остановить ее. Он предоставил ей массу времени для покаяния, чтобы она сама для себя могла найти Иисуса.

Я думаю, что он хотел как следует выяснить уровень опасности для нее самой, когда он будет изгонять из нее бесов, прежде чем она сделает Иисуса своим Господом. Павел хорошо помнил слова Иисуса о возможности прихода семи бесов, еще более худших, чем один изгнанный. Он не хотел допустить ошибки. Поэтому он выжидал и без сомнения, с надеждой, что она откликнется на проповедь и определенно ждал водительства от Святого Духа.

Только спустя много дней (Деяния 16:18) Павел решил, что время пришло. Очевидно, что, не будучи освобожденной, она не собиралась отвечать Евангелию, и так как оставалась помехой его служению, то он не мог допустить, чтобы это продолжалось, ибо ее действия препятствовали другим приходить к Царству Божьему. Он действо­вал решительно и эффективно. Выступив против беса, он изгнал того, и в тот же самый момент она оказалась освобожденной. Мы не знаем ее дальнейшего поведения, ибо события в Филиппах с этого момента развивались стремительно!

Во-первых, ее хозяева обнаружили, что Павел лишил их источника добывания денег через ее оккультную силу. Во-вторых, они немед­ленно схватили Павла и Силу, доставили их к властям, и обвинили их в распространении учения, противоречащего местным обычаям. «Суд» был скорым и суровым. Павла и Силу жестоко избили и бросили в темницу. Начальник тюрьмы запер их во внутреннюю камеру, а их ноги забил в колодки. Однако Бог, знавший все от начала времен, не упускал из внимания, что случилось с этими людьми, и около полуночи Павел и Сила молились и воспевали гимны к Богу!

Ответ был потрясающим! Сильное землетрясение, обращение тюремного стража и всей его семьи, а следовательно, и проникнове­ние Евангелия в сознание римского офицера и членов его семьи, которые в течение всей своей жизни, служа в составе Римской армии, постепенно способствовали распространению Евангелия по всей Римской империи! Тактика сатаны в нападениях и попытках разрушить служение Божьих людей еще раз переступила черту, а результат привел к еще большей славе Божьей. На следующий же день они были освобождены из темницы, и вернулись в дом Лидии, после чего продолжили свой путь в следующий город!

Главный урок этого столкновения с демонической силой заключа­ется в том, что неразумно изгонять бесов из того, кто не пришел ко Христу, пока вы не получите на это специального помазания от Господа, как это было с Павлом в тот памятный день. У Господа были более великие планы, чем могли догадаться об этом Павел и Сила, однако их послушание постепенно высвободило силу Божью в темнице.

Тем не менее, мы не должны из этого случая делать заключение, что когда Господь использовал пребывание Павла и Силы в темнице таким необыкновенным образом, Он дает Свое благословение нашему служению действовать подобными путями, если мы, не имея особого помазания, выйдем за пределы нормальной доброй практики служения.

Могут быть отдельные случаи, когда Бог повелевает нам «нару­шить правила», но это лишь отдельные исключения. Например, во всем Новом Завете описан всего один случай, где служение освобож­дения получил человек, не приходивший к Иисусу за помощью лично, а только через служение и принятие Слова Божьего.

Мы не должны выходить из границ веры, в предположении, что Бог всегда покроет наши ошибки, даже когда мы знаем, что совершаем их! Он покроет наши ошибки, когда они являются именно ошибками, совершенными в доброй вере. Только то, что «не по вере» является грехом (Римлянам 14:23). Но когда мы знаем, что что-то неправильно, и все-таки делаем это, это — конечно не «по вере», и поэтому, грех.

Предположительные действия не приносят благословения Божьего — независимо от того, насколько бы ни казалась хорошей идеи наших предполагаемых действий!

Другая точка зрения на весь этот отрывок гласит, что Павел и Сила совершили ошибку, и извлекли из этого опыта урок, что они не должны были изгонять бесов из людей, не желавших признать Иисуса Господом. И что наказание, которому подверглись Павел и Сила и то, что за ним последовало, было совсем не теми событиями, которые Бог первоначально полагал им в Филиппах. Но благодаря тому, что они действовали в вере, Бог благословлял их, и, в конечном счете, чудом использовал даже их ошибку к Своей славе. Мы определенно больше не встречаем, чтобы Павел или кто-либо другой снова действовали подобным образом!

Другой урок, который можно извлечь из этого эпизода в том, что большинство переводов Писания упоминают в Деяниях 16:16 служанку, одержимую духом прорицательным, или духом предсказа­ния будущего. В действительности, здесь были использованы греческие слова, буквально означавшие «дух питона», что использо­валось для понятия духа прорицания. Однако это полностью соответствует учению Иисуса в Евангелии от Луки 10:19, где Иисус говорит ученикам, что Он дает им власть «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию».

Совершенно ясно, Иисус ожидал, что людям придется встать против бесов, которые могут проявиться в виде змей. Во многих случаях мы видели людей, змееподобно скользивших по полу, когда бесы проявлялись в этих людях и выходили из них. Такие бесы часто ассоциируются с оккультной практикой. Служение Павла в Деяниях 16 является прямым подтверждением тому, что говорил Иисус.