II. Причина всего зла в неведении.

 

Как это часто бывает со всеми, иногда ничтожный на вид незначительный случай наводит на весьма значительные мысли.

Мне давно казалась вероятной мысль, что средний "массовый" человек сам по себе не так уж плох по своему нравственному уровню, как это может показаться при поверхностном взгляде на общее бедственное состояние людей. Единственный несомненный недостаток этого среднего человека это -- неведение, составляющее, еще по учению древне-восточной мудрости, основную причину всякого зла.

На днях такой незначительный случай подтвердил мне эту мысль.

Я проезжал через мост на велосипеде. Оказалось, что на мосту поставлен солдат с ружьем со специальным назначением: задерживать велосипедистов с не совсем исправными документами. Найдя и у меня такую неисправность, повел меня к коменданту. Дорогой спрашиваю:

-- Неужели не нашел лучшей работы, как стоять на мосту и ловить велосипедистов?

-- Что-ж делать, приказано.

-- Я бы этого не делал, хоть-бы и приказывали.

-- Врешь, сделаешь, когда прикажут, -- уверенно ответил солдат.

Дорога была недальняя, и разговаривать с ним не пришлось.

Этот простой, на вид честный и добрый человек, повидимому просто не

 

-- 30 --

 

знал, что бывают случаи, когда не исполняют приказов начальства, что есть много таких людей, отказывающихся от повиновения, особенно когда предписывается какое-либо явно жестокое и неразумное дело.

Я почувствовал, что если ему и рассказать о таких людях, в том числе и о себе, он не поверил бы -- настолько глубоко его неведение.

Разумеется, одного знания еще недостаточно, -- нужно еще усилие над собой для освобождения от страха пред тяжелыми последствиями. Но у русских людей, как это всегда признавали старые военные авторитеты, мужества и самоотвержения много. Недостает лишь знания того, что нужно делать и что это уже делается.

Давно уже известна сила именно этого знания -- как народу освободиться от всякого гнета, но оно все еще не может быть в достаточной мере распространено, как вследствие того, что заглушается путем распространения тысячи других самых ненужных знаний, так и вследствие гонения и даже убийства распространителей этого истинного знания. Но так как оно, это самое нужное знание, одно может освободить людей от мучительного рабства, то ничего другого и не остается, как всеми силами мысли и чувства пробиваться сквозь толщу "проволочных заграждений" невежества -- с одной стороны, и насилия с другой.

С. Белинький.

==========