Обыденное и теоретическое сознание. Общественная психология и общественная идеология. Формы общественного сознания и принципы их выделения.
Общественное сознание – совокупность чувств, настроений, взглядов, теорий, действий в обществе, выражающих духовную жизнь общества и отражающее общественное бытие.
Общественное бытие – материальная жизнь общества, материальное отношение людей к природе и друг другу, которые складываются в процессе производства и воспроизводства собственной и чужой жизни.
Общественное сознание не сводится к сумме отдельных сознаний. Они могут не совпадать по содержанию. Были попытки отождествить общественное бытие и сознание (Богданов).
Существует три закона развития общественного сознания:
I. Общественное сознание способно обладать относительной самостоятельностью – религии, искусство.
II. Общественное сознание может опережать общественное бытие в своем развитии, а может и отставать;
III. Общественное сознание способно влиять на общественное бытие.
Сознание– это свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в идеальном отражении действительности.
В структуре общественного сознания выделяются следующие уровни:
обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология. Гносеологические предпосылки различения теоретического и обыденного уровней общественного сознания следует искать в разведении повседневного и теоретического уровней познания, которые и закрепляются в общественном сознании.
Обыденное сознание (отражает внешнюю сторону действительности) возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности.
Теоретическое сознание (отражает внутреннюю сторону действительности) представляет собой отражение существенных связей и закономерностей и находит свое выражение в науке и других формах познания. Теоретическое и обыденное сознание не могу заменить друг друга, но взаимно воздействуют друг на друга. Теоретическое сознание способно модифицировать, видоизменять обыденное сознание.
Общественная психология характеризует психологический облик и выражает интересы различных социальных групп. Это отношение общества к действительности. Общественная психология так же включает в себя эмоциональные отношения личности или социальной группы к явлениям общественной жизни. Общественная психология с ее эмоциональной окрашенностью играет очень важную роль в общественных движениях, побуждая людей к различного рода действиям. Поэтому необходимо учитывать общественную психологию при проведении политических изменений. Нужно изучать настроения людей, уметь прогнозировать их реакцию на те или иные политические действия.
Идеология – это высший уровень общественного сознания, систематизированное выражение коренных взглядов определенной социальной группы. Идеология имеет обычно определенную теоретическую основу, программу действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.
В отличие от общественной психологии, идеология не возникает самопроизвольно, а создается социальными мыслителями. Хотя идеология выражает взгляды определенной социальной группы, ее создатели не всегда это осознают, и совсем не обязательно принадлежат к тому классу, интересы которого выражают. Идеологами этой группы они становятся потому, что теоретическим путем приводят к тем же задачам, к которым класс приходит практически.
Формы общественного сознания – различные способы духовного освоения действительности.
Не существует какого-то одного признак, по которому можно разделить все формы общественного сознания, выделяют несколько признаков:
1. Предмет отражения:
ü Политическое сознание (отношения между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме власти);
ü Религиозное сознание (зависимость человека от сверхъестественных сил);
ü Наука и философия (Наука имеет своим предметом “особенное”, конкретные законы различных форм движения материи, а предметом философии являются всеобщие законы бытия и познания; но по предмету отражения их отличить практически невозможно).
2.Форма отражения:
ü Наука (понятия, теории, гипотезы, модели);
ü Искусство (художественные образы);
ü Религия (церковные догматы);
ü Мораль (нравственные чувства и нормы, ценности, идеалы);
ü Философия и наука (также не различаются).
3.Особенности развития:
ü Наука (прогресс познания);
ü Искусство (прогресс познания – не самое важное; эстетические критерии).
4. Выполняемые социальные функции (практические различия):
ü Политика, право и мораль (регулирование человеческих отношений, духовно – практическое освоение действительности);
§ Моральное сознание (является основой для формирования нравственной личности, фактором внутренней регуляции поведения человека);
ü Религия (промежуточное положение, и форма мировоззрения, и регулятор человеческих отношений);
ü Наука, искусство и философия (духовное и духовно – практическое освоение всей окружающей человека действительности):
§ Наука (познавательная и практическая функция – источник средств изменения природы и общества);
§ Искусство (познавательная, идеологическая, эстетическая функции).