Специфика архитектуры как вида искусства.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКА ОВД
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ
ПО ТЕМЕ:
« Искусство как эстетический феномен.
Виды искусства »
Санкт Петербург
Сотникова Н.Н.
Эстетическая культура сотрудника ОВД: Фондовая лекция по теме: «Искусство как эстетический феномен. Виды искусства». - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012, 35с.
Краткая аннотация: Фондовая лекция рассматривает искусство как основную форму эстетической деятельности; раскрывает особенности функционирования художественного образа; анализирует основные функции искусства, а также рассматривает основные его виды.
Рассмотрена на заседании предметно-методической секции кафедры, и одобрена на заседании кафедры философии, протокол № 3 от « 8 » ноября 2011 г. Рекомендована для организации учебных занятий.
Рецензенты:
С.Г. Чукин, доктор философских наук, профессор
кафедры гуманитарных и социальных наук
(Санкт-Петербургский военный институт МВД России);
А.Г. Никулин, кандидат философских наук, доцент,
начальник кафедры социологии и политологии
(Санкт-Петербургский университет МВД России)
© Санкт-Петербургский университет
МВД России, 2012
"УТВЕРЖДАЮ"
Начальник кафедры философии
и социологии
полковник полиции
В.В. Балахонский
« 12 » января 2012 г.
Тема:
Искусство как эстетический феномен.
Виды искусства
План лекции.
1. Пространственные виды искусства и их жанры.
2. Временные виды искусства, их специфика и сущность.
3. Пространственно-временные виды искусства как синтетические, их особенности.
<< Функции культуры | Мораль как регулятор общественного поведения >> |
1. Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.
Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме.
Искусство как особая форма человеческой деятельности основано на художественном творчестве, которое начинается с замысла художника, творца. Замысел представляет собой результат восприятия жизненных явлений и их субъективное преломление и понимание человеком, создающим то или иное произведение искусства. Процесс создания произведения представляет собой творчество как воплощение замысла художника в знаковую систему и вырастающую на ее основе систему художественных образов, процесс объективации художественной мысли в тексте, картине, сценарии, звуках музыки, танце, это процесс отчуждения замысла творца и передачи его через произведение, созданного им слушателю, зрителю.
В художественном творчестве важную роль играют воображение, вдохновение, сознание, подсознание и память. Каждый из этих элементов человеческой духовности выполняет определённую роль в процессе творчества. Воображение способно воссоздавать образы действительности и те образы, которые в действительности не существуют. Воображение творчески воспроизводит блоки представлений, впечатлений и образов, хранящихся в памяти. Комбинирует и рисует их в сознании художника. Важную роль в творчестве играет вдохновение. Вдохновение представляет собой специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого процесса проникновения в суть жизненных проблем. Вдохновение порождает необыкновенную творческую активность. В творчестве важную роль играет ещё и внутреннее освобождение, процесс творческой реализации индивидуальности в публичной исповеди творца произведения искусства перед его будущими слушателями и зрителями. В творческом процессе велика роль подсознательного, прежде всего интуиции как особой формы познания, которая может озадачить творца через сновидения или внутреннее откровение. Как об этом говорил И.В. Гёте, которому во сне приснились стихи, а, проснувшись, он «как лунатик сел их записывать». Память же художника представляет собой не зеркальное отражение действительности, она имеет творческий характер, она ассоциативна и избирательна и неразрывно связана с воображением. Несомненно, художественное творчество невозможно без сознания как высшей формы идеально-чувственного отражения действительности. Значимость сознания велика в любом творческом процесс, но особую роль оно играет в создании крупномасштабных произведений, где необходимо держать в сознании не только идею произведения, но и весь творческий процесс замысла, и каждую составляющую часть.
Деятельность по созданию произведений искусства сложна и многогранна, следует обратить внимание на ещё один момент, без которого не возможно художественное творчество, способность человека к данному виду деятельности. Ведь ни для кого не является секретом, что не все способны быть творцами искусства. Вопрос о способности человека к творчеству остаётся дискуссионным в научной литературе. Но на современном этапе признаётся, что творческие способности человека имеют врождённый характер (даны ли они человеку Богом, или же это результат наследственных генных особенностей вопрос остаётся открытым), но все утверждают о том, что имеющиеся способности следует развивать, а для этого необходимо желание и труд, в котором способности будут развиваться.
Итак, искусство – это особое отражение человеком, художником своего видения мира в образно-художественной форме. Искусство представляет собой уникальную самобытную форму конкретного чувственного выражения невербализуемого эстетического опыта художника с помощью системы художественных приёмов, принципов, методов, о которых речь пойдёт немного позже. Главная цель искусства – актуализация эстетического сознания познающего субъекта, восприятия им произведения вплоть до достижения эстетического наслаждения. Искусство является высшей формой воплощения эстетического, понятие и сущность, которого мы осмысливали в предыдущей теме. Искусство представлено в различных видах, жанрах и стилях.
Искусство в художественных образах существует как творческое отражение, воспроизведение действительности и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.
Искусство — явление социальное, оно возникает в обществе, участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность.
Искусство полифункционально, оно вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.
Синтетичность искусства, многоплановость и одновременно целостность его воздействия на человека предопределяют функциональность художественной культуры. Чаще всего выделяются следующие функции искусства:
- познавательная, выражающая специфику искусства как познания жизни через систему художественных образов;
- воспитательная, заключающаяся в воздействии искусства на людей, в ее возможностях формировать духовный мир человека;
- коммуникативная, которая означает, что искусство является средством духовного общения людей и служит каналом передачи не только знаний, но и чувств;
- семиотическая, представляющая художественные ценности представляются как система знаков;
- гедонистическая, выражающая в способности искусства возбуждать чувства, эмоции, доставлять эстетическое удовольствие и наслаждение;
- зрелищная,где искусство выступает как развлечение, зрелище, игра.
- компенсаторная или преобразующая,где искусство выполняет роль
утешения через творческую деятельность;
- художественно-концептуальная, искусство анализирует состояние мира;
- предвосхищения, «кассандровское начало», искусство как предсказание, предвосхищение будущего;
- внушающая, где искусство выступает как воздействие на подсознание;
- эстетическая, где искусство представляет собой основу для формирования творческого духа и ценностных ориентаций.
Принципиально невозможно найти какую-либо особую сферу, особый круг жизненных явлений, составляющих исключительный интерес искусства.
Ни в природе, ни в обществе, ни в духовной жизни человека нет таких явлений, которые были бы недоступны искусству или не интересовали его.
Искусство существует во имя людей, его высшая цель – гуманизм, счастье и полноценная жизнь человека. Искусство как мы видели ранее многофункционально: оно познаёт, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает сверхсмысловое (магия слов, красок, звуков, форм), внушающее, почти гипнотическое влияние и гедонистическое воздействие на людей, а также имеет другие функции.
Полифункциональность искусства многое объясняет в его природе. Однако, чтобы схватить сущность искусства следует найти единую объясняющую все его многообразные функции сущностную цель. Практика искусства многогранна, но есть одна его сущностная цель – социализация человека и утверждение его самоценности. Искусство непринуждённо и непосредственно воздействует на сокровенное и индивидуальное мировосприятие и мироотношение человека, способствует его развитию.
Художественная культура представлена определенными видами искусства, которые представляют формы художественно-творческой деятельности. Между собой они отличаются, прежде всего, способом материального воплощения художественного содержания (слово – для литературы, звук – для музыки и т.п.). С эмоциональной точки зрения все виды искусства равноценны и необходимы.
Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические материалы, краски в изобразительном искусстве и т. д.).
В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.
В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа, а также он и не изменяются во времени и воспринимаются зрением (архитектура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн, фотография).
Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусства. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция, они воспринимаются зрением и слухом (музыка, литература).
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами (хореография, театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое искусство).(1)
Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.
Необходимо рассмотреть и осмыслить каждый из видов искусства и их основные жанры, выявит специфику каждого вида и особенности жанра.
1. Пространственные виды искусства (архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, художественная фотография) разворачиваются в пространстве и воспринимаются зрением, а иногда и с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное искусство).
Пространственные виды искусства называют также пластическими, имеют предметный характер, т.е. выполняются путём обработки вещественного материала. Произведения этих видов искусств существуют в реальном пространстве и имеют объективные пространственные характеристики; образ и форма произведения в них не изменяются во времени, не имеют характера процесса, как в музыке.
Задача художественного решения проблемы пространства стоит перед любым творцом, создающим произведение пространственного искусства. Отсюда проистекает образная значимость в пространственном искусстве плоскостного или глубинного восприятия пространства, прямой или какой-либо другой перспективы, линии горизонта и точки зрения, тектоники и архитектоники.
Художник не копирует реальные пространственные объекты, а передает отношения между ними (напр., в уменьшении или в увеличении, на двухмерной плоскости или в трехмерном объеме, в приближении или удалении и т.д.). Художественная деятельность целенаправленно изменяет (перерабатывает) реальные пространственные структуры в соответствии со спецификой и особенностями материала того или иного вида искусства, а также для выявления сути предметов и выражения идей и чувств художника.
Пространственные искусства входят в состав многих синтетических искусств более или менее полноправным элементом. Живописец, архитектор, а иногда и скульптор участвуют в создании театрального спектакля, кинофильма, в оформлении массовых празднеств. Существуют попытки сочетать средства живописи с музыкой (например, "цветомузыка" композитора А. Н. Скрябина).
Обратимся к осмыслению основных пространственных видов искусств и их жанров.
Архитектура - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, удовлетворяющий определённые духовные потребности людей.
Архитекту́ра (греч. αρχη — здесь: основа, происхождение; и лат. tectum — дом, укрытие) — это наука и искусство проектирования и строительства. Архитектура – это система зданий и сооружений, являющая собой художественно организованное пространство. Это «каменная летопись», «музыка в камне». Первые архитектурные сооружения появились в эпоху позднего неолита – мегалитические постройки.(2)
Специфика архитектуры как вида искусства.
Во-первых, двуединство архитектуры как синтеза материальной и художественной сторон, так как она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Архитектура складывается из трёх формообразующих факторов: конструктивного, эстетического и эргономического. Древнеримский архитектор Витрувий назвал их: прочность, польза (функциональное назначение) и красота (создание художественного образа). Единство и гармония этих трёх факторов и создаёт архитектуру. Архитектура — это и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств.
Во-вторых, архитектура как вид искусства статична, пространственна. Хотя для ее восприятия имеет значение и временной фактор, т.к. единым взором не обозреть одновременно интерьер и экстерьер здания.
В-третьих, архитектурные постройки обладают двумя «художественными измерениями» - внутренним (интерьер) и внешним (экстерьер, внешний фасад). Их образы связаны друг с другом определенной художественной логикой.
В-четвертых, архитектура тяготеет к существованию в виде ансамблей. Ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж.
В-пятых, архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Она не изображает действительность, а выражает какие-либо абстрактные идеи.
И, наконец, в-шестых, она тесно связана с социальной средой, ярко отражает эпоху и одновременно создает её стиль.
Архитектурный образ отличается от других художественных образов рядом особенностей.
- Архитектура не изображает натуру, она изображает идею - идею определенного художественного образа. (Например, античная архитектура – идея меры, гармонии, этой мерой является человек; готический храм – идея стремления к Богу, к божественному миру). Обобщенно-символический характер архитектурных образов, архитектура стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета, явления, а наиболее общих социальных и философских идей времени.
- Художественный образ создается неизобразительным способом, а при помощи специфически выразительных средств. Ритм, соотношение объемов и масс, формы, цвет, линий, плоскостей, связь с окружающим пейзажем — это средства выразительности архитектуры.
- Архитектурный образ соотносится с ландшафтом и климатом. (Например, широкие улицы, большие окна у домов в северных странах, напротив, узкие улочки, маленькие окна в южных городах.)
Архитектура предстает перед нами в различных жанрах и формах:
- зодчество – художественное проектирование и возведение всех возможных зданий;
- архитектура малых форм – художественное конструирование предметов, окружающих здания, - фонарные столбы, киоски, решетки оград и т.п.;
- архитектура крупных форм – монументальные объекты (мосты, обелиски, триумфальные арки и т.п.).
Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности.
Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.
Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.
Изобразительный же характер имеют другие пространственные виды искусства, которых речь пойдет дальше.
Изобразительное искусство - группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.
Обратимся, прежде всего, к живописи как изобразительному виду искусства. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.
Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность, изображения реального мира, преобразованного творческим воображением художника.
Живопись как вид изобразительного искусства имеет особенности.
Во-первых, более условный язык, чем язык скульптуры и архитектуры, так как объемные предметы и пространство живопись передает в плоскости, в двух измерениях.
Во-вторых, живопись в большей степени обращается к воображению зрителя, создавая иллюзию пространства и объема.
В-третьих, широкий и многогранный круг изображаемых предметов и явлений в живописи (в отличие от других пространственных искусств).
В-четвертых, выразительно-изобразительные средства: композиция, колорит и цвет, система пространственных построений, также фактура материала, плоскость.
Следует объяснить основные приемы живописи как изобразительного искусства, такие как композиция, рисунок, колорит.
Композиция – это взаиморазмещение всех предметов и деталей на картине. Основное изобразительное средство представлено в одноплановых и многоплановых композициях. Рисунок – форма, контур, линия, силуэт. Колорит – единство цветового решения картины, цвет: цветовая гамма, свет и светотеневое решение, тон и его вариации. Система пространственных построений – пространство, включающее масштаб изображения, перспектива предметов (линейная, горизонтальная, световоздушная), объемность фигур, симметрия, пропорция.
По технике и назначению живопись разделяется: на монументальную, станковую и миниатюрную.
Монумента́льная жи́вопись (монументально-декоративная) — живопись на архитектурных сооружениях (на стенах, на полу, на потолке). Монументальная живопись — древнейший вид живописи, известен с эпохи палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Основные техники монументальной живописи — фреска, мозаика, витраж.
Специфические особенности монументальной живописи:
- лаконизм и обобщенность, т.к. она обращена к широкому зрителю и ее рассматривают обычно с большого расстояния;
- не терпит мелких деталей и пространности изображения, четкость контура и силуэта, особый ритм линий.
- Монументальная живопись тесно связана с архитектурой, отсюда большая условность и определенная плоскостность, статичность. В результате монументальная живопись не уничтожает ощущение плоскости стены и законы архитектоники здания. Однако в эпоху Возрождения средневековая плоскостность монументальной живописи сменяется подчеркнутой пространственностью и объемностью.
А теперь обратимся непосредственно к характеристике различных видов техники монументальной живописи.
Фре́ска (от итал. fresco — по сырому, свежий) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей (противоположность а секко (росписи по сухому) – очень хрупкая).(3) При высыхании штукатурка образует пленку, делающую фреску долговечной. Фреску мастер заканчивает уже по высохшей штукатурке с помощью темперы и полировали горячим воском.
В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (темпера, живопись масляными красками и т. д.).
В отличие от мозаики палитра фрески неяркая, это натуральные земляные (охры всех цветов, синий и зеленый кобальт) и растительные (киноварь и др.) краски, при высыхании они бледнеют.
Существуют определенные трудности работы во фреске: невозможность поправок, необходимая быстрота исполнения (пока штукатурка не высохнет), определенная ограниченность колорита, архитектоника самой стены задает форму фрески.
Точной даты появления фресок не известно, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э. – тронный зал Кносского Дворца на Крите) фресковая живопись получила широкое распространение. Относительная простота техники живописи и долговечность произведений. Расцвет «чистой фрески» приходится на эпоху Итальянского Возрождения и в Древней Руси (Храм Софии в Киеве, Ферапонтов монастырь и др.).
Следующим видом живописи является мозаика. Моза́ика (от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — разновидность живописи (наборная живопись), в которой изображения набираются из разноцветных камней, смальты, керамических плиток.(4) Техника мозаики была широко распространена уже в античные времена, в Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм (из цветных морских камешков или полудрагоценных камней – агат, яшма, лазурит и др.). Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи.
Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства.
Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах, окнах, дверях, фонарях. Техника витража появилась позднее мозаики и фрески – в эпоху зрелого Средневековья (11-13 вв.). Настоящего расцвета искусство витража достигает во Франции в 13 веке. Романские и готические витражи с религиозной тематикой – цветные стекла (черными) скреплялись свинцовыми пластинами, воспринимающимися как графический контур. Витражи 20 века с новшествами – без свинцовых обводок – клеевой витраж.
Станковая живопись (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте, имеет свои специфические особенности:
- не связана с архитектурой, легко перемещается;
- главные техники станковой живописи – масло, техники акварели, гуаши, пастели являются промежуточными между живописью и графикой;
- изначально основой полотна было дерево (Египет, Древняя Греция, Средневековая Европа, Ранний Ренессанс – до 15 в.), а затем – холст (рубеж 15-16 вв. впервые в Северной Италии (Венеция, Падуя), по холсту писали сначала темперой, позже маслом.
Техники станковой живописи: пастель, акварель и гуашь, темпера, масло. Рассмотрим сущность каждой из них.
Пастель (от фр. Pastel – тесто) – живопись сухими мягкими цветными мелками, по сути карандашами, как графическое произведение, хрупкая, легко стираемая. Пастель – непрозрачная краска. Основа пастели чаще всего холст, но м.б. картон, бумага, пергамент. Зародилась в 15 веке в работах Ж. Фуке. В век рококо была излюбленной техникой (Ж.-Б. Шарден, Ж.-О. Фрагонар и др.), в 19 веке – в романтизме (Делакруа), в импрессионизме (Э.Мане, Дега), в России – Левитан, Серов, Венецианов и др.
Акварель и гуашь – «водные техники», основанные на красках: акварель – на прозрачных, гуашь – на непрозрачных. Акварель не терпит поправок, т.к. быстро впитывается в бумагу, растекается. Акварель создает впечатление необычайной свежести, легкости, кажущейся беглости впечатления. Эта техника известна еще в Древнем Египте и Китае. Гуашь по технике близка акварели, но густотой красок ближе к пастели.
Темпера (от лат. Temperare – смягчать, смешивать) – связующий компонент яичный желток (или белок). Темпера сложна в работе, т.к. краски нельзя смешивать, их накладывают тонким слоем рядом друг с другом. Смешанные тона – один слой поверх другого. Для блеска покрывают лаком. Темпера хорошо подходит строгому искусству икон и алтарных образов (иконостасы), поэтому она была самой распространенной техникой Средневековья. В 15 в. уступает место масляной живописи.
Масляная техника (масло) – состоит из сохнущих растительных масел (льняного, орехового, макового и др.) и различных лаков. Она дает разнообразие технических приемов: применение корпусных (пастозно кладутся) и прозрачных (жидко кладутся) красок, смешение их, наложение одной на другую и др. Масло дает блеск, не торопит художника (как фреска), легко передает многообразие фактур (шелка, меха, атласа, кружева, дерева, бронзы, серебра и др.). Однако масляная живопись со временем тускнеет, желтеет, покрывается трещинами, чего не знает темпера
Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр, бытовой, иконопись, анимизм. Охарактеризуем каждый из этих жанров.
- Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.
- Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.
- Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.
- Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.
- Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.
- Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.
-Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.
Миниатюрная живопись (фр. Miniature – киноварь, сурик, которыми в древности украшались инициалы рукописных книг) – живопись небольших размеров и тонкого исполнения. Чаще это портретные изображения – живописные и графические - на небольших изделиях (коробочках, шкатулках и т.п.).
Портретная миниатюра (собственно миниатюра) – обычно небольшого формата (не более 15-20 см. Иногда такие портреты вставляются в медальоны, табакерки, часы. Специфика миниатюры: ее двойственное значение – одновременно произведение искусства и бытовая вещь. Портретная миниатюра живописи складывается в основном в эпоху Возрождения (Г. Гольбейн младший в Германии, Ж. Фуке во Франции), расцвет – в 18 в. в России петровского времени – первоначально это был наградной царский знак – медальоны с портретом Петра, украшенный драгоценными камнями. Затем для украшения ларцов, шкатулок, табакерок. К середине 19 в. портретная миниатюра исчезает, вытесненная фотографией.
В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.
Графика— (греч. Grapho – пишу, черчу) вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линию, контур, силуэт, светотень, штрихи и пятна, контраст черного и белого. Основные инструменты – грифель, уголь, карандаш (сухие), кисть, перо (мокрые). Как самостоятельная область искусства возникла в эпоху Возрождения (рубеж 15-16 вв.), когда завершился процесс отделения живописи от архитектуры.
В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования художественную графику делят на две формы: 1) уникальную и 2) печатную. Уникальная графика (рисунок) — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, акварель, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков (оригинальных отпечатков, а не копий).
Существует множество вариантов рисунка с натуры: во-первых, кроки – набросок, быстрый рисунок, отражает индивидуальный почерк мастера (может быть подготовительным и самостоятельным). Во-вторых, эскиз – подготовительная композиция к будущей картине, гравюре, статуе (главное – композиция и светотень) – образец будущей картины. В-третьих, этюд (фр. изучение) – рисунок деталей композиции (головы, фигуры, руки, отдельные мотивы пейзажа, движение, цвет и свет и др.), здесь художник изучает частные элементы композиции.
Гравюра как печатная графика отличается по материалу и технике обработки:
- высокая (выпуклая) – на дереве (ксилография – на выпуклый рисунок наносится краска, лишнее дерево убирается - дешево), на линолиуме (линография - 19-20 вв. – лаконичность, скупость языка, суровые и строгие образы),
- глубокая (углубленная) - на металле (медь чаще) все виды его обработки, отпечатков не более 300, гравюра резцом и офорт: механическая обработка: сухой иглой, резцовая гравюра; либо химическая (мягкий лак, офорт – процарапывание узоров на лаке, от оружейников); смешанная техника (пунктир);
- плоская – на камне (литография) рисунок наносится жирными веществами, хорошо воспринимающими литографскую краску – самые многотиражные оттиски (популярна в 19 веке).
В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.
Важным видом пространственно-изобразительного искусства является скульптура, пространственно - изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. Скульптуру относят к искусству панорамы (направлено на круговое восприятие изнутри). Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.
Скульптура в системе пластических искусств имеет специфические черты:
- изначально тесно связана и зависима от архитектуры (опора или украшение);
- традиционные объекты – человек и животные (не все, которые обладают свойствами человеческого характера или композиционно связаны с человеком – лошадь; лев, собака, орел), т.е. тематика изображений уже, чем в живописи и графике;
- требование привлекательности каждой части скульптуры, так как осматривается со всех сторон.
Скульптура известна с первобытных времен палеолита – «палеолитические Венеры». Художественно-выразительные средства скульптуры — построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Скульптура сложный вид изобразительного искусства, она включает различные виды и жанры.
Виды скульптуры по объему:
- во-первых, круглая скульптура (статуя, скульптурная группа, статуэтка, бюст, монумент, конный монумент) рассчитана на круговой осмотр с разных сторон;
-во-вторых, рельеф (скульптурное изображение располагается на плоскости) - его главное выразительное средство – тень;
Рельеф имеет свои виды, которые разделяются на барельеф, горельеф, углубленный и перспективный рельеф.
Барельеф, как правило, бывает (низкий) – низковыпуклый (выступает над плоскостью менее чем на половину) – располагают на невысоких фасадах, чтобы можно было видеть.
Горельеф представляет, высокий рельеф, изображение выступает более чем наполовину своего объема: сильная и сложная тень, рассчитан на большое расстояние, сложные композиции, необычные ракурсы, передает стремительное движение (Алтарь Зевса в Пергаме – битва богов с титанами).
Углубленный рельеф представлен в оформлении древнеегипетских храмов и гробниц.
Перспективный или живописный рельеф – сочетает в себе все виды рельефа.
Круглая скульптура имеет определенные виды и жанры: монументальная, монументально-декоративная, станковая, скульптура малых форм.
Монументальная скульптура (памятники, монументы, мемориалы) связана с архитектурной и окружающей средой, высокое идейное содержание, образы обобщены, величественны, героичны, крупных размеров, силуэт должен быть ярко выраженным.
Монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура).
Станковая (камерная) скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание;
Скульптура малых форм относится к декоративно-прикладному искусству, называется миниатюрной скульптурой, используется для украшения быта.
Главные жанры скульптуры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных).
Важным пространственным видом искусства является декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.
К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета декоративно-прикладного искусства может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета декоративно-прикладного искусства - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.
Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.
Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.
Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.
Основными народными промыслами России являются:
- Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;
- Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;
- Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;
- Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;
- Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская
- Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра
- Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;
- Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;
- Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,
- Роспись по ткани - Павловские платки и шали
- Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.
Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.
Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера - обскура).
Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобразительный образ документального значения.
Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.
Дизайн (англ. – design – проектировать, конструировать) – вид художественно-технической деятельности, охватывающий конструирование и создание рациональных эстетических форм изделий, объектов и всей внешней среды, окружающей человека. (5)
2. Временные виды искусства (литература, музыка) строятся на образах, которые развертываются во времени, а не в реальном пространстве, основой их восприятия является и слух.
Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово. В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.
Литература (художественная) представлена основными жанрами.
- Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.
- Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение, написанное в разговорной форме и без авторской речи.
- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:
- Эпопея - крупное произведение эпического жанра.
- Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.
- Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой
- Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.
- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.
- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.
- Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.
Литература есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.
Музыка (от греч. musike, буквально искусство муз) - временной вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых комбинаций, состоящих из тонов. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, оранжировка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.
Музыке свойственны специфические черты.
Главное средство музыки – звук, он первичен. Объединяющиеся звуки могут создавать благозвучие или аморфное звучание (шум, шорохи). В звуке важны: временной параметр (длительность его звучания), высота и тембровая окраска.
Другая черта музыки – мелодия. Мелодия - одноголосно выраженная мысль. Природа мелодии кроется в выразительности человеческой речи. Мелодия имеет свою интонационную природу и синтаксис, преимущественно является главным выразительным средством. Однако у африканских племен главное средство – ритм, а также в некоторых современных образцах – ритм и тембр, просто звуковые эффекты являются главными.
Третьей чертой музыки является интонация, она заложена в природе человеческой речи. (Например, ораторский пафос, интонация народной речи – Мусоргский «Б. Годунов»).
Конкретное выражение музыка получает через произведения. Музыкальное произведение – это материальный продукт творчества композитора, представляющий собой единство стиля, языка, образной системы. Это разворачивающееся во времени материальное полотно. Оно логически и структурно организовано. Художественная выразительность произведения – в единстве формы и содержания. Форма – это строение, схема произведения, содержание (или образ, система образов) – это внутренний духовный облик содержания.
Музыкальный образ – это выраженное в звуках настроение, ощущение, характер; это некая картина чувств, некое эмоциональное обобщение. Основой музыкального произведения является тематизм – это рельеф темы, а все связующие элементы – это фон. Поэтому произведение выстраивается как сочетание рельефа и фона. Линия развития основных тем и образов называется драматургией.
Значение музыки заключается в том, что она способна настраивать людей на определенные поступки, идейные помыслы, мораль, нравственные установки и тем самым выполняет воспитательную, духовную функции. Музыка, которую мы слушаем, это показатель нашей души, нравственности, внутреннего содержания.
Музыке свойственны определенные стили и жанры.
Стиль – это модель мировосприятия эпохи творцом. Это тот набор языковых средств и образов, которыми располагает эпоха (в широком смысле). Стиль – это система выразительных средств, образов, концепций. Это реализация авторского замысла. Музыкальные стили характерны для исторических эпох – барокко, романтизм, классицизм и т.п.
Музыкальные жанры – разные виды музыкальных произведений, сложившихся исторически. Жанры вне времени истории не существуют. Совокупность жанров дает определенный образ эпохи и стиля. В искусствознании предлагается классификация жанров по условию исполнения и восприятия:
- Массово-бытовые жанры (первичные жанры) - песня, танец, марш.
- Концертные жанры (эстрадные) – романс, симфония, кантата.
- Театральные жанры (требуют особые условия для восприятия) – опера, балет, мюзикл, оперетта и т.д.
- Культовые жанры (звучат в храме) – литургия, месса, гимны, псалмы, распевы.
Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония).
Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы. Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.
4. Простанственно-временные виды искусства (хореография, театр, кино, цирк, эстрадное искусство, телевидение) – это синтетические виды искусств, развивающиеся во времени и пространстве, где основой восприятия является зрение и слух одновременно.
Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.(6)
Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки - в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.
Истоками танца стали имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях в движениях кульминацию эмоционального состояния человека. Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.
В области художественно-профессионального танца различаются эстрадный танец и балет. Эстрадный танец представляет собой отдельный танцевальный номер эстрадной программы. Балет – это высшая форма хореографического искусства, в нем танец соединен не только с музыкой, но и с драмой. Балет как синтетический вид искусства включает в себя несколько компонентов: сценарий, музыку, хореографию, изобразительное искусство. Центром слияния всех компонентов балета является хореография, связывающая все элементы в единое целое, представляющая собой танцевально-пластическое выражение жизненного содержания. Хореографическая пластика подразделяется на три основные рода: пантомиму, действенный танец и дивертисментный танец. Пантомима воспроизводит бытовые и прочие жизненные движения, изображает действие. Действительный танец представляет собой сущность, драматическое действие балета и развитие его, которое выражается в сюжетных линиях танца, а также раскрывает внутреннее действие и переживание героев. Дивертисментный танец не столько развивает драматическое действие, сколько является как бы «вставным номером». Таким образом, балет включает в себя все составляющие элементы, показывая всю сложность сюжетной линии изображаемого произведения.
Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом. Театр (греч. Theatron - место для зрелищ, зрелище) – это вид зрелищного искусства.
Особенности театра как вида искусства.
Во-первых, это синтетический вид искусства, который объединяет художественные возможности многих искусств – живописи (декораторское искусство), скульптуры (куклы), музыки, литературы, актерского искусства и др. Данный вид искусства рассчитан на синтез зрительного и слухового восприятия.
Во-вторых, театр – это коллективное искусство, так как театральный спектакль создается целым творческим коллективом (актеры, режиссер, художники, музыканты, драматург, композитор, декоратор и др.).
В-третьих, театральный спектакль разворачивается во времени и пространстве. Он подчинен сценическому времени (максимум – 2ч.40 мин.).
В-четвертых, театр создает иллюзию настоящего времени, он максимально приближен к жизни. В этом сила театра, сила его эмоционального воздействия. Театр является элементом нравственного воспитания. (Например, комедия «Недоросль» Фонвизин – прототип его – Алексей Оленин увидел спектакль, был поражен этим сходством, за три года научился всему, позже сделал много для развития культуры.)
В-пятых, театр способен переосмысливать сюжеты других искусств (из литературы, музыки, живописи). Театр берет во многом свой материал из других видов искусства, по-своему переосмысливает его и интерпретирует.
И, в-шестых, хотя театральная постановка дает всем одинаковое восприятие, но появляются огромные возможности ее интерпретации. (Каждый спектакль может быть не похож на предыдущий; понимание спектакля у всех разное; один сюжет в разные исторические эпохи ставится по-разному).
Театр представлен видами: драматический; музыкальный (оперы, оперетты, балетный); пантомимы; театр кукол и др.
Театр зародился в первобытной эпохе и тесно связан с мифологическим мышлением. Вера в сверхъестественность и одушевленность природных стихий (анимизм) породила магию – как практику управления этими душами и духами. Первые опыты магии и ритуала – это действо, через которое можно воздействовать на благосклонность духов. Посредником между племенем и духами был шаман, который вводил себя всевозможными действиями до состояния измененного сознания и через ритуальные действия изгонял или призывал духов. Он был главной фигурой в ритуале и первым актером. Праобразом сцены была площадка жертвоприношений (алтарь). Таким образом, театральное искусство зародилось из ритуальных действ.
Основа театра - драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.
Театральные постановки подразделяются по жанрам:
- Драма;
- Трагедия;
- Комедия;
- Мюзикл и т.д.
Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.
Кино- искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XIX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии.
Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.
Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа. Одновременно кино является коллективным видом искусства, в создании которого участвуют деятели искусства разных специальностей: кинодраматурги (авторы сценариев), режиссеры, определяющие истолкование и реализацию замыслов и руководящие работой участников постановки, актеров, воплощающих образы действующих лиц, операторов, художников, композиторов и костюмеров.
В киноискусстве важную роль имеют сценарий, монтаж, свет. Движущая камера является орудием художественного творчества. Сценарий представляет собой особый вид литературного произведения, требующий раскрытия заложенного в нем замысла средствами киноискусства. Исключительное место в кино занимает монтаж, то есть соединение кадров в определенной временной последовательности. Через монтаж постановщики фильма могут определить направление мыслей и ассоциаций зрителя, сжимать и растягивать время кинематографического действия. Движущая камера позволяет трактовать явления путем изменения расстояния и ракурса. Изменение расстояния камеры от объекта оказывает решающее воздействие на восприятие зрителя. Важным средством художественного изображения и выражения авторского отношения в киноискусстве является свет. Свет помогает выразить характер, психологическое состояние героя, его внутреннее напряжение. Существенным выразительным средством в киноискусстве является также цвет, роль которого является весьма значительной.
Основными жанрами киноискусства являются:
- драма,
- трагедия,
- фантастика,
- комедия,
- историческое кино.
Цирк- вид искусства, специфика которого заключается в создании художественных образов при помощи движений, трюков, актерского мастерства. Одной из основ актерского мастерства является эксцентрика. Цирковой артист, демонстрируя виртуозно-свободное владение трудно осваиваемым предметом (своим телом, животным, пространством) творит по законам эксцентричности, раскрывая высшие человеческие возможности. Слагаемыми циркового образа являются музыка, ритм, костюм исполнителя. Цирковое представление включает в себя номера различных жанров (акробатику, гимнастику, пантомиму, жонглирование, эквилибристику, иллюзионизм, клоунаду, эксцентрику, наездничество, дрессировку животных и другое ).
Одним из главных выразительных средств циркового искусства является трюк. Демонстрация композиционно выстроенных, подчиненных определенному замыслу трюков, в сопровождении музыки, с элементами художественного оформления, составляющее отдельное законченное выступление артистов, называется номером. Программы цирков состоят из номеров различных жанров: спортивно-акробатических, иллюзионных, реприз, клоунад, номера с дрессированными животными.
Эстрадное искусство – это синтетический вид творчества, объединяющий малые формы драмы, комедии, музыки, а также пение, художественное чтение, хореографию, эксцентрику, пантомиму, жонглирование, иллюзионизм и т.д. Эстрадное искусство ориентируется на самую широкую аудиторию и опирается на мастерство исполнителей, на их технику перевоплощения, умение создавать эффективную зрелищность. Для эстрадного искусства характерны злободневность, социально-политическая и гражданская патетика. На развитие современного эстрадного искусства огромное влияние оказывают такие «технические» искусства, как кино и телевидение.
Телевидение — средство массовой видеоинформации, и новый вид искусства, способный передавать на расстояние эстетически переработанные впечатления бытия. По своей массовости телевидение сегодня обогнало кино. Никакой другой культ не может собрать столько разномыслящих приверженцев, как телевидение. Социальная ценность телевидения в его аудио - и видеоинформативности.
Телеэкран дает изображение на просвет, имеющее, поэтому несколько иную фактуру и иные законы освещения, композиции, чем на киноэкране. Свет — сильнейшее средство выразительности на телевидении. Ракурс восприятия предметов, телемонтаж, движение камеры и приближение предмета изображения дают телевидению большие возможности художественной выразительности. Для телевидения характерно сочетание ритмически плавного, «спрятанного» монтажа с его неожиданным сбоем, перебросом на новый объект внимания.
Важная эстетическая особенность телевидения — передача «сиюминутного происшествия», непосредственный репортаж с места события, включение зрителя в тот поток истории, который течет именно сейчас и о котором только завтра смогут заговорить газеты и кинохроника, послезавтра — литература, театр, живопись.
При художественном телерепортаже экранное время равно реальному. Когда телевидение прибегает к кинохронике, эффект сиюминутности передачи, присутствия зрителя при совершающемся событии должен сохраниться. Для телевидения важен «эффект безусловности» изображаемого и документальности.
Голубой экран, став цветным, стал еще более мощным способом получения информации, расширив свои художественные возможности. Можно ожидать, что техника обеспечит вскоре объемное, голографическое изображение. Предмет телеискусства — весь мир.
------------------------------------------------
1. Золкин А. Л. Эстетика. М.: ЮНИТИ, 2008. С.384.
2. Искусство. Энциклопедический словарь. М.: «Олма-Пресс», 2000. С.73.
3. Бореев Ю.Б. Эстетика. М. «Высшая школа». 2002, с.282.
4. Никитина И. П. Эстетика. М. «Высшая школа». 2008, с.367.
5. Подольская Е. А., Лихвар В.Д. Эстетика. М. «Наука Спектр». 2009, с.186.
6. Искусство. Энциклопедический словарь. М.: «Олма-Пресс», 2000. С. 420.
Литература:
Борев Ю. Б. Эстетика. М. «Высшая школа». 2006.
Гартман Н. Эстетика. Киев. «Ника-Центр». 2004.
Золкин А. Л. Эстетика. М. «ЮНИТИ». 2008.
Каган М. С. Эстетика как философская теория. СПб. 1997.
Никитина И. П. Эстетика. М. «Высшая школа». 2008.
Подольская Е. А., Лихвар В.Д. Эстетика. М. «Наука Спектр». 2009.