ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЧТО ТАКОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО? 4

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА 4

2.1 МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ СИТУАЦИЙ 6

2.1.1 Формулирование задач 7

2.1.2 Поиск литературы 7

2.1.3 Интервьюирование потребителей......................................................................................... 8

2.1.4 Анкетный опрос..................................................................................................................... 8

2.1.5 Накопление и свертывание данных...................................................................................... 9

2.2МЕТОДЫ ПОИСКА НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ....................................... 10

2.2.1 Метод «Проб и Ошибок».................................................................................................... 10

2.2.2 Метод эвристических приемов........................................................................................... 12

2.2.3 Метод контрольных вопросов............................................................................................ 25

2.2.4 Метод Мозговой Атаки....................................................................................................... 26

2.2.5 Синектика............................................................................................................................. 37

2.2.6 Морфологический анализ.................................................................................................... 42

2.2.7 Алгоритм решения изобретательских задач...................................................................... 52

2.2.8 Метод десятичных матриц.................................................................................................. 54

2.3 МЕТОДЫ АНАЛИЗА ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.................................................... 54

2.3.1 Контрольные перечни......................................................................................................... 55

2.3.2 ФСА...................................................................................................................................... 56

2.3.3 Выбор метода проектирования........................................................................................... 57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................................. 59

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человек рождается не для того, чтобы

влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом.

Н.Энкельманн

Процесс развития человеческого общества на земле – это история создания и совершенствования различных изделий и технологий, в основе, которой лежит изобретательская деятельность человека. Путь, который прошло человечество от технологии добывания и применения огня, возникшей примерно 100 тысяч лет назад, лука и стрел с кремниевыми наконечниками, появившихся около 10 тыс. лет назад, до токарного станка, телевизора, вычислительной машины, космического аппарата и искусственного сердца – все это результат удивительного мучительного и величественного процесса, называемого творчеством [15]. Так, до создания современного велосипеда было подано 100 тысяч изобретений, легкового автомобиля – 1 миллион изобретений.

Понятие "техника" тесно связано с понятием "инженер", что в переводе с латинского означает "творить", "создавать", "внедрять". То есть инженер – это, прежде всего творец новых прогрессивных технических идей и решений. Начиная с середины XX века, отмечается особенно высокий рост объема работ по инженерному творчеству (за каждые 10 лет он возрастает не менее чем в 10 раз). В связи с этим возрастают требования к подготовке инженерных кадров, развитию у них навыков самостоятельного технического творчества, системного анализа технико – экономических проблем, умение находить эффективные решения.

Следует также отметить, что в условиях роста цен на сырье и энергоресурсы увеличение выпуска продукции при снижении ее себестоимости возможно, в частности, за счет совершенствования производства, оснащения его новым, более эффективным, производительным оборудованием. Поэтому одним из требований к современному инженеру является умение пользоваться богатством информации для изыскания новых более совершенных технических устройств, проявление изобретательских способностей. Кроме этого, отсутствие у инженера или научного работника знаний в области изобретательской деятельности приводит к значительному снижению эффективности их труда, а иногда к потере приоритета нашей страны в новых разработках.