ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЧТО ТАКОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО? 4
2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА 4
2.1 МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ СИТУАЦИЙ 6
2.1.1 Формулирование задач 7
2.1.2 Поиск литературы 7
2.1.3 Интервьюирование потребителей......................................................................................... 8
2.1.4 Анкетный опрос..................................................................................................................... 8
2.1.5 Накопление и свертывание данных...................................................................................... 9
2.2МЕТОДЫ ПОИСКА НОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ....................................... 10
2.2.1 Метод «Проб и Ошибок».................................................................................................... 10
2.2.2 Метод эвристических приемов........................................................................................... 12
2.2.3 Метод контрольных вопросов............................................................................................ 25
2.2.4 Метод Мозговой Атаки....................................................................................................... 26
2.2.5 Синектика............................................................................................................................. 37
2.2.6 Морфологический анализ.................................................................................................... 42
2.2.7 Алгоритм решения изобретательских задач...................................................................... 52
2.2.8 Метод десятичных матриц.................................................................................................. 54
2.3 МЕТОДЫ АНАЛИЗА ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.................................................... 54
2.3.1 Контрольные перечни......................................................................................................... 55
2.3.2 ФСА...................................................................................................................................... 56
2.3.3 Выбор метода проектирования........................................................................................... 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................................. 59
ВВЕДЕНИЕ
Человек рождается не для того, чтобы
влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом.
Н.Энкельманн
Процесс развития человеческого общества на земле – это история создания и совершенствования различных изделий и технологий, в основе, которой лежит изобретательская деятельность человека. Путь, который прошло человечество от технологии добывания и применения огня, возникшей примерно 100 тысяч лет назад, лука и стрел с кремниевыми наконечниками, появившихся около 10 тыс. лет назад, до токарного станка, телевизора, вычислительной машины, космического аппарата и искусственного сердца – все это результат удивительного мучительного и величественного процесса, называемого творчеством [15]. Так, до создания современного велосипеда было подано 100 тысяч изобретений, легкового автомобиля – 1 миллион изобретений.
Понятие "техника" тесно связано с понятием "инженер", что в переводе с латинского означает "творить", "создавать", "внедрять". То есть инженер – это, прежде всего творец новых прогрессивных технических идей и решений. Начиная с середины XX века, отмечается особенно высокий рост объема работ по инженерному творчеству (за каждые 10 лет он возрастает не менее чем в 10 раз). В связи с этим возрастают требования к подготовке инженерных кадров, развитию у них навыков самостоятельного технического творчества, системного анализа технико – экономических проблем, умение находить эффективные решения.
Следует также отметить, что в условиях роста цен на сырье и энергоресурсы увеличение выпуска продукции при снижении ее себестоимости возможно, в частности, за счет совершенствования производства, оснащения его новым, более эффективным, производительным оборудованием. Поэтому одним из требований к современному инженеру является умение пользоваться богатством информации для изыскания новых более совершенных технических устройств, проявление изобретательских способностей. Кроме этого, отсутствие у инженера или научного работника знаний в области изобретательской деятельности приводит к значительному снижению эффективности их труда, а иногда к потере приоритета нашей страны в новых разработках.