ВЫВОДЫ - РЕЗЮМЕ

.1. Промышленная революция привела к механизации прядильных и ткацких операций и, как следствие, к появлению эффекта масштаба, что вызвало развитие крупных фабрик и фабричных городов.

2 Швейная машина способствовала дальнейшему росту эффекта масштаба в производстве одежды и обуви, в результате чего на смену домашнему изготовлению одежды и обуви пришло фабричное производство. Вокруг фабрик по производству одежды и обуви стали развиваться города.

3. Эффект локализации имеет место в том случае, если по мере роста объема производства всей отрасли затраты производства на конкретном предприятии снижаются. Существуют три источника эффекта локализации:

а) если в производстве промежуточного товара, применительно к которому транспортные расходы относительно высоки, присутствует эффект масштаба, то несколько фирм коллективно пользуются услугами одного поставщика промежуточного фактора производства, образуя вокруг него группу предприятий;

б) если объем выпуска продукции фирмы год от года изменяется, то группа фирм облегчает переход рабочих из одной фирмы в другую (единый рынок рабочей силы);

в) группа фирм расширяет возможности общения, облегчая быстрый обмен информацией и распространение нововведений (перелив знаний).

4. Городские территории с их огромным разнообразием промежуточных факторов производства создают благоприятные условия для новых отраслей (инкубационный процесс).

5. Эффект урбанизации имеет место в том случае, если затраты производства конкретной фирмы снижаются по мере роста совокупного объема продукции, выпускаемой на территории города. Эффект урбанизации появляется в результате коллективного пользования услугами поставщиков (деловые и коммунальные услуги), эффекта рынка труда и эффекта общения.

6. Внешние эффекты покупок имеют место в том случае, если объем продаж конкретного магазина возрастает по мере того, как другие магазины розничной торговли размещаются рядом с ним. Эти эффекты концентрации в торговле вызывают концентрацию магазинов розничной торговли.

а. Сравнение товаров пободает группироваться предприятия, продающие неполные заменители.

б. Покупка разных товаров в одном месте ведет к группировке магазинов, торгующих сопутстаующими товарами.

в. Группы предприятий розничной торговли появляются в центральных районах городов, в торговых центрах, пассажах, а также образуют ряды магазинов.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Артур О Салливан Экономика города (перевод с английского). М.: Инфра, 2002. -706 с.

2. Занадворов В.С., Занадворова А.В. Экономика города. - М., ИКЦ «Академкнига», 2003.

Дополнительная

1. Лимонов Л.Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии. – Спб., «Наука», 2004.

2. Экономика города: учебное пособие для ВУЗов / под.ред. д.э.н., проф. Ю.Ф. Симионова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 160 с.

3. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс (гл. 36 Городская экономика: проблемы городов»). М.: Республика, 1992.

4. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). М.: Высшая школа, 1991.