РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

 

 

Круг вопросов, рекомендуемых для изучения

Рынок и условия его появления. Рыночная система и ее характеристика.

Основные рыночные агенты (домохозяйства, фирмы, государство). Кольцевая диаграмма основных потоков в экономике. Роль государства в регулировании основных потоков.

Понятие спроса. Величина спроса. Функция спроса. Графическая модель спроса. Закон спроса. Парадокс Гиффена. Изменение величины спроса и изменение спроса. Неценовые детерминанты спроса. Сдвиги кривой спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

Понятие предложения. Величина предложения. Функция предложения. Графическая модель предложения. Закон предложения. Изменение величины предложения и изменение предложения. Неценовые детерминанты предложения. Сдвиги кривой предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.

Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесное количество. Графическая модель рыночного равновесия. Отклонение от рыночного равновесия: избыток и дефицит товаров на рынке. Изменение равновесной цены и равновесного количества при изменении спроса и предложения. Устойчивое и неустойчивое рыночное равновесие. Излишки (выигрыш) продавца и покупателя. Достоинства и недостатки рыночного механизма.

 

 

Основные понятия, которые должен знать студент

 

Спрос – потребность, обеспеченная деньгами.

Величина спроса – количество товаров и услуг, которое потребитель готов купить по данной цене в единицу времени.

Функция спроса – это зависимость величины спроса от факторов, на нее влияющих: где,

Qd – величина спроса;

P – цена на данный товар;

I – денежный доход покупателя;

W – инфляционные ожидания;

Т – налоги и дотации;

Z – вкусы и предпочтения;

Psцены на товары-субституты;

Pc – цены на товары-комплементы;

N – количество покупателей на рынке.

Закон спроса: если цена на товар растет, объем спроса падает, и наоборот, при прочих равных условиях. Алгебраическое выражение связи между количеством покупок и ценой: . В развернутом виде (линейный случай) , где a и b больше нуля; a – величина спроса при нулевой цене; b – величина, обратная углу наклона линии спроса.

Товары Гиффена – это низшие блага, доля расходов на которые в бюджете потребителя велика, и при росте цен растет объем спроса на них при прочих равных условиях.

Неценовые факторы спроса – факторы спроса, кроме цены на данный товар. Изменение этих факторов вызывает сдвиг всей кривой спроса вправо или влево. Наиболее важные из них: доходы потребителей, потребительские предпочтения, ожидания потребителей, цены на товары-субституты и цены на товары-комплименты, количество покупателей, налоги и дотации и т.д.

Индивидуальный спрос – это спрос отдельного человека на конкретный товар по данной цене.

Рыночный спрос – это совокупность индивидуальных спросов на конкретный товар по каждой цене.

Предложение – это товары, предложенные на рынок.

Величина предложения – количество товаров и услуг, предлагаемое на продажу по данной цене в единицу времени.

Функция предложения – это зависимость величины предложения от факторов, на нее влияющих: .

Qs – величина предложения;

P – цена на данный товар;

W – инфляционные ожидания;

Т – налоги и дотации;

Tech - характер технологии;

Psцены на товары-субституты;

Pc – цены на товары-комплементы;

N – количество продавцов на рынке.

Закон предложения – если цена растет, то объем предложения увеличивается, и наоборот, при прочих равных условиях. Алгебраическое выражение связи между количеством продаж и ценой: В развернутом виде (линейный случай) , где a и b больше нуля; a – величина предложения при нулевой цене; b – показатель угла наклона линии предложения.

Неценовые факторы предложения – факторы предложения, кроме цены на данный товар. Изменение этих факторов сдвигает кривую предложения влево или вправо. Наиболее важные из них: цены связанных товаров, цены факторов производства, технология, ожидания продавцов, количество продавцов.

Индивидуальное предложение – это предложение товаров на рынок по каждой цене, выпущенных отдельной фирмой.

Рыночное предложение – это совокупность индивидуальных предложений конкретного товара на рынок всеми фирмами по каждой цене.

Рыночное равновесие – такое состояние рынка, когда количество товара, которое готов приобрести покупатель, равно количеству товара, которое готов продать продавец при данной конкретной цене.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая объемы спроса и предложения в результате действия конкурентных сил.

Избыток – превышение величины предложения над величиной спроса.

Дефицит – превышение величины спроса над величиной предложения.

Излишек (выигрыш) покупателя – суммарная разница между ценами, которые покупатель готов платить за разные количества товаров, и ценой, которую он в действительности заплатит.

Излишек (выигрыш) продавца - разница между выручкой от реализации и полными издержками производителя.

Общественный выигрыш – сумма излишков продавцов и покупателей.

«Мертвый груз» - это чистые потери, которые несет общество в связи с несовершенством рыночного механизма.

 

 

Практические задания

 

Тесты

 

1. В соответствии с законом спроса, если цена растет:

1) спрос тоже растет;

2) спрос падает;

3) величина спроса растет;

4) величина спроса падает.

 

2. Цена на обувь может возрасти из-за:

1) внедрения новых станков, снижающих себестоимость одной пары обуви;

2) увеличения капиталовложений производителей;

3) уменьшения спроса на обувь;

4) уменьшения предложения обуви.

 

3. Что из нижеперечисленного не приведет к изменениям в предложении холодильников:

1) улучшение технологии изготовления;

2) рост цен на комплектующие изделия;

3) снижение цен на холодильники;

4) уменьшение числа производителей холодильников.

 

4. Что из нижеперечисленного не приведет к сдвигу кривой спроса на пиво:

1) рост цен на воблу;

2) рост цен на солод;

3) снижение цен на вино;

4) рост доходов любителей пива.

 

5. Увеличение спроса и сокращение предложения приведут к:

1) увеличению равновесной цены и увеличению равновесного количества;

2) уменьшению равновесной цены и уменьшению равновесного количества;

3) увеличению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества;

4) уменьшению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества.

 

6. Функция спроса определена как . Наклон обратной функции спроса равен:

1) -5; 2) -0,2; 3) -1; 4) 1500.

 

7. Если кривая предложения перемещается на графике вправо, то это означает, что произошло:

1) увеличение предложения;

2) сокращение спроса;

3) увеличение величины предложения;

4) уменьшение величины предложения.

 

8. Перемещение вниз по кривой спроса может быть вызвано:

1) изменением вкуса потребителей;

2) ростом числа потребителей, использующих данный товар;

3) понижением цен на дополняющий товар;

4) снижением цен на данный товар.

9. Существует обратная зависимость между:

1) количеством осадков в месяц и продажей зонтов;

2) величиной доходов потребителя и его спросом на товары низшей категории;

3) ценой картины и степенью известности художника, ее написавшего;

4) ни один ответ не подходит.

 

10. С ростом доходов потребителя кривая спроса на ржаной хлеб будет:

1) смещаться вправо и вверх;

2) смещаться влево и вниз;

3) смещаться влево и вверх;

4) смещаться вправо и вниз.

 

11. Выберите товары, которые считаются субститутами:

1) кофе и чай;

2) хлеб и масло;

3) водка и соль;

4) бензин и зубная паста.

 

12. Определите, какое из событий, приводимых ниже, будет влиять на цену говядины не так, как остальные три:

1) врачи не рекомендуют есть много говядины;

2) снизится цена на свинину;

3) резко снизится стоимость кормов для крупного рогатого скота;

4) появился незнакомый науке вирус, содержащийся в мясе птицы.

13. Ситуация равновесия на рынке товара имеет место тогда, когда ...

1) величина спроса равна величине предложения;

2) количество товара, которое продавцы готовы продать по конкретной цене, совпадает с количеством товара, которое покупатели готовы купить по этой цене;

3) на этом рынке нет ни нехватки, ни излишка товара;

4) справедливо все вышеперечисленное.

 

14. С ростом дохода потребителя его спрос на товары Гиффена:

1) возрастает;

2) уменьшается;

3) остается неизменным;

4) меняется по синусоиде.

 

15. Формирование рыночных цен происходит за счет_____ конкуренции:

1) межотраслевой;

2) неценовой;

3) монополистической;

4) внутриотраслевой.

 

16. Один из главных способов деятельности стран ОПЕК – установление квот добычи нефти. Страны, производящие сахарный тростник, действовать таким методом не могут, т.к. тростниковый сахар на мировом рынке:

1) не является редким экономическим благом;

2) имеет много субститутов;

3) имеет низкую эластичность спроса по цене;

4) имеет низкую эластичность спроса по доходу.

Задачи

№1

Заданы функция спроса на товар и функция предложения товара . Р – цена в руб.

1) Найти рыночное равновесие (PE, QE);

2) рассчитать излишки продавца и покупателя.

№2

, .

При какой цене дефицит товара равен 3?