РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Круг вопросов, рекомендуемых для изучения
Рынок и условия его появления. Рыночная система и ее характеристика.
Основные рыночные агенты (домохозяйства, фирмы, государство). Кольцевая диаграмма основных потоков в экономике. Роль государства в регулировании основных потоков.
Понятие спроса. Величина спроса. Функция спроса. Графическая модель спроса. Закон спроса. Парадокс Гиффена. Изменение величины спроса и изменение спроса. Неценовые детерминанты спроса. Сдвиги кривой спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
Понятие предложения. Величина предложения. Функция предложения. Графическая модель предложения. Закон предложения. Изменение величины предложения и изменение предложения. Неценовые детерминанты предложения. Сдвиги кривой предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.
Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесное количество. Графическая модель рыночного равновесия. Отклонение от рыночного равновесия: избыток и дефицит товаров на рынке. Изменение равновесной цены и равновесного количества при изменении спроса и предложения. Устойчивое и неустойчивое рыночное равновесие. Излишки (выигрыш) продавца и покупателя. Достоинства и недостатки рыночного механизма.
Основные понятия, которые должен знать студент
Спрос – потребность, обеспеченная деньгами.
Величина спроса – количество товаров и услуг, которое потребитель готов купить по данной цене в единицу времени.
Функция спроса – это зависимость величины спроса от факторов, на нее влияющих: где,
Qd – величина спроса;
P – цена на данный товар;
I – денежный доход покупателя;
W – инфляционные ожидания;
Т – налоги и дотации;
Z – вкусы и предпочтения;
Ps – цены на товары-субституты;
Pc – цены на товары-комплементы;
N – количество покупателей на рынке.
Закон спроса: если цена на товар растет, объем спроса падает, и наоборот, при прочих равных условиях. Алгебраическое выражение связи между количеством покупок и ценой: . В развернутом виде (линейный случай) , где a и b больше нуля; a – величина спроса при нулевой цене; b – величина, обратная углу наклона линии спроса.
Товары Гиффена – это низшие блага, доля расходов на которые в бюджете потребителя велика, и при росте цен растет объем спроса на них при прочих равных условиях.
Неценовые факторы спроса – факторы спроса, кроме цены на данный товар. Изменение этих факторов вызывает сдвиг всей кривой спроса вправо или влево. Наиболее важные из них: доходы потребителей, потребительские предпочтения, ожидания потребителей, цены на товары-субституты и цены на товары-комплименты, количество покупателей, налоги и дотации и т.д.
Индивидуальный спрос – это спрос отдельного человека на конкретный товар по данной цене.
Рыночный спрос – это совокупность индивидуальных спросов на конкретный товар по каждой цене.
Предложение – это товары, предложенные на рынок.
Величина предложения – количество товаров и услуг, предлагаемое на продажу по данной цене в единицу времени.
Функция предложения – это зависимость величины предложения от факторов, на нее влияющих: .
Qs – величина предложения;
P – цена на данный товар;
W – инфляционные ожидания;
Т – налоги и дотации;
Tech - характер технологии;
Ps – цены на товары-субституты;
Pc – цены на товары-комплементы;
N – количество продавцов на рынке.
Закон предложения – если цена растет, то объем предложения увеличивается, и наоборот, при прочих равных условиях. Алгебраическое выражение связи между количеством продаж и ценой: В развернутом виде (линейный случай) , где a и b больше нуля; a – величина предложения при нулевой цене; b – показатель угла наклона линии предложения.
Неценовые факторы предложения – факторы предложения, кроме цены на данный товар. Изменение этих факторов сдвигает кривую предложения влево или вправо. Наиболее важные из них: цены связанных товаров, цены факторов производства, технология, ожидания продавцов, количество продавцов.
Индивидуальное предложение – это предложение товаров на рынок по каждой цене, выпущенных отдельной фирмой.
Рыночное предложение – это совокупность индивидуальных предложений конкретного товара на рынок всеми фирмами по каждой цене.
Рыночное равновесие – такое состояние рынка, когда количество товара, которое готов приобрести покупатель, равно количеству товара, которое готов продать продавец при данной конкретной цене.
Равновесная цена – цена, уравновешивающая объемы спроса и предложения в результате действия конкурентных сил.
Избыток – превышение величины предложения над величиной спроса.
Дефицит – превышение величины спроса над величиной предложения.
Излишек (выигрыш) покупателя – суммарная разница между ценами, которые покупатель готов платить за разные количества товаров, и ценой, которую он в действительности заплатит.
Излишек (выигрыш) продавца - разница между выручкой от реализации и полными издержками производителя.
Общественный выигрыш – сумма излишков продавцов и покупателей.
«Мертвый груз» - это чистые потери, которые несет общество в связи с несовершенством рыночного механизма.
Практические задания
Тесты
1. В соответствии с законом спроса, если цена растет:
1) спрос тоже растет;
2) спрос падает;
3) величина спроса растет;
4) величина спроса падает.
2. Цена на обувь может возрасти из-за:
1) внедрения новых станков, снижающих себестоимость одной пары обуви;
2) увеличения капиталовложений производителей;
3) уменьшения спроса на обувь;
4) уменьшения предложения обуви.
3. Что из нижеперечисленного не приведет к изменениям в предложении холодильников:
1) улучшение технологии изготовления;
2) рост цен на комплектующие изделия;
3) снижение цен на холодильники;
4) уменьшение числа производителей холодильников.
4. Что из нижеперечисленного не приведет к сдвигу кривой спроса на пиво:
1) рост цен на воблу;
2) рост цен на солод;
3) снижение цен на вино;
4) рост доходов любителей пива.
5. Увеличение спроса и сокращение предложения приведут к:
1) увеличению равновесной цены и увеличению равновесного количества;
2) уменьшению равновесной цены и уменьшению равновесного количества;
3) увеличению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества;
4) уменьшению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества.
6. Функция спроса определена как . Наклон обратной функции спроса равен:
1) -5; 2) -0,2; 3) -1; 4) 1500.
7. Если кривая предложения перемещается на графике вправо, то это означает, что произошло:
1) увеличение предложения;
2) сокращение спроса;
3) увеличение величины предложения;
4) уменьшение величины предложения.
8. Перемещение вниз по кривой спроса может быть вызвано:
1) изменением вкуса потребителей;
2) ростом числа потребителей, использующих данный товар;
3) понижением цен на дополняющий товар;
4) снижением цен на данный товар.
9. Существует обратная зависимость между:
1) количеством осадков в месяц и продажей зонтов;
2) величиной доходов потребителя и его спросом на товары низшей категории;
3) ценой картины и степенью известности художника, ее написавшего;
4) ни один ответ не подходит.
10. С ростом доходов потребителя кривая спроса на ржаной хлеб будет:
1) смещаться вправо и вверх;
2) смещаться влево и вниз;
3) смещаться влево и вверх;
4) смещаться вправо и вниз.
11. Выберите товары, которые считаются субститутами:
1) кофе и чай;
2) хлеб и масло;
3) водка и соль;
4) бензин и зубная паста.
12. Определите, какое из событий, приводимых ниже, будет влиять на цену говядины не так, как остальные три:
1) врачи не рекомендуют есть много говядины;
2) снизится цена на свинину;
3) резко снизится стоимость кормов для крупного рогатого скота;
4) появился незнакомый науке вирус, содержащийся в мясе птицы.
13. Ситуация равновесия на рынке товара имеет место тогда, когда ...
1) величина спроса равна величине предложения;
2) количество товара, которое продавцы готовы продать по конкретной цене, совпадает с количеством товара, которое покупатели готовы купить по этой цене;
3) на этом рынке нет ни нехватки, ни излишка товара;
4) справедливо все вышеперечисленное.
14. С ростом дохода потребителя его спрос на товары Гиффена:
1) возрастает;
2) уменьшается;
3) остается неизменным;
4) меняется по синусоиде.
15. Формирование рыночных цен происходит за счет_____ конкуренции:
1) межотраслевой;
2) неценовой;
3) монополистической;
4) внутриотраслевой.
16. Один из главных способов деятельности стран ОПЕК – установление квот добычи нефти. Страны, производящие сахарный тростник, действовать таким методом не могут, т.к. тростниковый сахар на мировом рынке:
1) не является редким экономическим благом;
2) имеет много субститутов;
3) имеет низкую эластичность спроса по цене;
4) имеет низкую эластичность спроса по доходу.
Задачи
№1
Заданы функция спроса на товар и функция предложения товара . Р – цена в руб.
1) Найти рыночное равновесие (PE, QE);
2) рассчитать излишки продавца и покупателя.
№2
, .
При какой цене дефицит товара равен 3?