Абсолютно авторитарный лидер. Его задачи не совпадают с реальными задачами отряда. (Антилидер)
Здесь младшему нужно избрать такую тактику, чтобы свести антилидера на нет. Это может быть и подбор для него другой деятельности, такого интереса, чтобы он совпадал с интересами группы. Это и прямое подавление и различные другие способы.
Обычно он собирает вокруг себя команду недовольных. (Как правило, это молодые лидеры, стремящиеся выйти на оперативный простор и вследствие этого осознавшие, что прошлый лидер или глуп, или не прав, или не решает задачи, и т. д. Истинность данного утверждения не имеет значения.)
Методы борьбы с позицией антилидера:
· Главное, помнить, что это не человек, а позиция!
· Поговорить
· Ссылка (реальная - например, арест - или тайная - "услать на кухню")
· Подставить под успех и ввести в деятельность
· Подставить под неуспех, задав деятельность, в которой он не разбирается, а вы разбираетесь хорошо.
Для определения того способа, который наиболее эффективен в данном случае ответьте на следующие вопросы:
· Из-за чего антилидер ведет в отряде свою деятельность? Какова его цель?
· Действительно ли эта цель нужна ребенку и педагогически оправдана?
· Если нет, то попытайтесь разубедить его в важности этой цели и переключить на новый вид деятельности. Не получается – придется подавлять.
· Если да, то можно ли достичь этой цели приемлемыми для отряда и антилидера способами (компромисс)?
· Если да, то выход найден.
· Если нет, то придется отказаться от цели и попытаться «переключить» ребенка на другой вид деятельности. Не получается - придется подавлять.
Относительно авторитарный лидер. Его задачи совпадают с реальными задачами отряда.
В этом случае младший инструктор должен всячески поддержать этого лидера, создавая ему ситуации успеха как лидеру, для его развития в организаторском плане, обучать его организаторским технологиям, требуя применять эти технологии на благо и для достижения цели отряда. Такого лидера нужно активно выдвигать на различные отрядные и лагерные должности, чтобы он совершенствовал свои способности, при этом не давая увлечься авторитарностью, а наоборот, обучая больше советоваться с отрядом. В то же время, такой лидер нуждается и в критике, потому что иначе может возникнуть ситуация «Звездной болезни», когда у лидера возникает ощущение всесилия и он считает, что все его решения верные. Чтобы этого не произошло надо добиваться от лидера постоянного желания советоваться с младшим или старшим, как лучше сделать.