Как основное средство коррекции нарушений звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте

Артикуляционная гимнастика

Логопед и воспитатель детского сада в практике чаще всего встречаются с нарушениями развития звуковой стороны речи у детей. При этом у одних детей оказывается неполностью сформирована система звуков языка (фонем): такие дети в своей речи или пропускают отсутствующие звуки или заменяют их уже сформировавшимися звуками. У других детей все звуки (или большинство из них) оказываются сформированными, но в речи смешиваются. В ряде случаев оказываются неправильно сформированными у ребенка отдельные звуки, которые звучат искаженно.

Поскольку наиболее частыми нарушениями речи у детей являются дефекты звукопроизношения, воспитатель должен уделять данному направлению работы наибольшее внимание. Одним из его разделов является артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - гимнастика для органов речевого аппарата, которая проводится с целью постановки движений артикуляционных органов.

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность этих движений этих органов развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики - обработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка. Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплён к подъязычной кости) и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков развития, уточнения и совершенствования основных движений. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы

( при звуках с, з, ц ), подниматься за верхние зубы ( при звуках т, д, н ), прижиматься к альвеолам ( при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха ( при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам образовывать с ними щель (при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твёрдым нёбом (при звуках ш, щ, ж). Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:

а) опущен за нижние зубы (Почистим нижние зубы);

б) поднят вверх (Маляр, Грибок, Гармошка).

После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое (Качели). Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твёрдому нёбу (при звуке й и мягких согласных). Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение (Киска сердится). Детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить её верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперёд. Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (при звуках к, г) или же подвижности мягкого нёба способствуют упражнения типа (Подуть на одуванчики, Ветер срывает листок (покашлять с открытым ртом на листок, подвешанный на ниточке)). Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована. Как правило, упражнять ребёнка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука. Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет своё название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать (поиграем в барабан или поиграем в лошадки).

Статические подготовительные упражнения.

1. Лопаточка.

2. Чашечка.

3. Иголочка.

4. Горка.

5. Трубочка.

Каждое из перечисленных упражнений выполняется чётко, медленно по 8-10 раз (Приложение 1).

Динамические подготовительные упражнения

1. Часики.

2. Лошадка.

3. Грибок.

4. Качели.

5. Вкусное варенье.

6. Змейка.

7. Маляр.

8. Катушка.

При подготовке к постановке каждого очередного звука логопед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми, сообразуясь с артикуляцией фонемы, которую будет ставить, и с особенностями органов артикуляционного аппарата ребенка. Занятия по исправлению дефектов произношения проводится в определенной последовательности.

Методические рекомендациикартикуляционной гимнастике

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

1) каждое движение выполняйте перед зеркалом;

2) движения проводите неторопливо, ритмично, чётко;

3) чаще сравнивайте действия взрослого с действиями ребёнка;

4) выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка;

5) гимнастика не должна ребёнку надоедать, и чтобы он от неё не уставал;

6) проводить речевую гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3- 5 минут;

7) не следует предлагать более 2- 3 упражнений.

8) гимнастику можно проводить подгруппами из 4-6 человек и индивидуально;

8) при отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным;

9) проводить упржнения надо эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не вводит новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приёмы. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении или стоя перед зеркалом, дети должны видеть педагога и своё лицо, которое должно быть хорошо освещено, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений, качество выполняемых ребёнком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому), в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (9 на 12), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему. Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Поэтому работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

- рассказывает о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов;

- показывает его выполнение;

- выполнение упражнения детьми перед зеркалом;

- проверка правильности выполнения, указания на ошибки; - выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно,- это может привести к отказу выполнять упражнение. Надо показать ребёнку его достижения («Видишь, Вова, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься кверху»). Если логопед видит, что ребёнок в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно удаётся не совсем, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или даёт задание родителям отработать эти движения дома. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отработать с ребёнком движения перед зеркалом. Следит за качеством выполняемых ребёнком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребёнка. Если у ребёнка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема ребёнка серьёзнее.