В/ Активная артикуляционная гимнастика
Цель гимнастики - это выработка полноценных, точных, плавных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Упражнения выполняются самим ребенком по образцу.
Второй подход классифицирует артикуляционную гимнастику по направленности на различные группы мышц:
-упражнения для мышц плечевого пояса;
-упражнения для мышц шеи;
-гимнастика жевательно - артикуляционных мышц;
-гимнастика мимико-артикуляционных мышц;
-упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти;
-гимнастика мышц зева и глотки;
-упражнения для активизации мышц мягкого неба;
-упражнения для языка;
-гимнастика для губ и щек.
Третий подход классифицирует артикуляционную гимнастику по направленности на формирование артикуляционных укладов различных фонетических групп (звуков позднего онтогенеза): для свистящих звуков; для шипящих звуков; для сонорных звуков «л» и «ль»; для сонорных звуков «р» и «рь».
3.3. Методика проведения артикуляционной гимнастики
Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражнения органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами такой же длительности согласно отбиваемому рукой такту.
Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику нужно более эмоционально, в игровой форме.
Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем доводить количество повторений до 15-20, а при условии коротких перерывов – и более.
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы – ярко окрашены.
Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Работа организуется следующим образом.
1.Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2.Педагог показывает выполнение упражнения.
3.Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а педагог проверяет правильность выполнения.
4.Упражнение выполняют все дети одновременно.
Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнить упражнения. В зависимости от вида нарушения, от задач и целей занятий, педагог выбирает упражнения, необходимые для работы