Азиатская безопасность: восточное направление

Восточное направление является ключевым, поскольку Восточная Азия является центром формирующейся системы безопасности Азии.

“Мирный подъем” Китая

С 2003 года китайская экономика стала второй в мире с учетом паритета покупательной способности (ППС). Китай - экономический центр Азии. Он импортирует технологии, инвестиции, а также продукцию других азиатских стран. Азиатские экономики раньше экспортировали свою продукцию в США, теперь движение экспорта смещается в КНР. Рост китайской экономики стал основой роста экономики региона в целом.

За счет больших объемов экспорта Китай накопил существенные финансовые резервы и постепенно превращается в источник инвестиций. Капиталы инвестируются не только в соседние азиатские страны (включая Центральную Азию), но и в Африку, Ближний Восток и Латинскую Америку.

Экономический подъем Китая способствует росту его военной мощи. Кризис в Тайваньском заливе и продемонстрированные США во время войны в Персидском заливе достижения в так называемой “революции в военных делах” убедило руководство страны в необходимости обновить и осовременить свои вооруженные силы.

В течение последних 18 лет военный бюджет КНР рос не менее чем на 10% в год, а в 2007 году увеличится на 17.8%. В 2006 году – составил 35 млрд. долларов. В реальности расходы в два-три раза превышают официальные цифры.

С 1980-х Китай проводит реструктуризацию своей армии. Урезаются сухопутные войска (в настоящее время 2.3 млн. военнослужащих), при этом улучшается боеспособность оставшихся и их коммуникационные возможности. Особое внимание уделяется модернизации военно-воздушных и военно-морских сил. Пекин закупает и сам создает подводные лодки, боевые самолеты нового поколения, ракетные системы, электронные средства ведения боя и другие высокие технологии.

Китай пока не в состоянии проецировать свою военную силу вдали от границ. Однако, эта ситуация будет постепенно меняться. Если удастся добиться морского превосходства в западной части Тихого и в Индийском океане, то он будет в состоянии предотвратить свободу движения США в “первой гряде островов”, простирающихся от Сахалина через Индонезию за пределы Юго-Восточной Азии, и даже включая часть Южной Азии. Стремление к морскому превосходству в Индийском океане обусловлено потребностью обеспечить свою энергетическую безопасность. Китайская военно-морская стратегия нацелена на защиту морских коммуникационных путей из Персидского залива в Южно-китайское море. Для этого начата серьезная программа по развитию военно-морских сил. Подобного рода глубоководным флотом среди региональных держав обладает только Япония, а в перспективе - Индия.

Еще одной приоритетной областью военной модернизации является космическая программа. 11 января 2007 года НОАК провела успешное испытание антиспутникового оружия – сбила старый китайский метеоспутник. Поскольку спутники являются незаменимым компонентом войны нового формата, их уничтожение существенно снизит боевые возможности технически оснащенного врага.

В 1990-х годах политика КНР представляла собой смесь воинственности и дружелюбия. С одной стороны, Тайвань находился под постоянной угрозой. Китай занял часть спорных островов в Южно-Китайском море. В 1992-м он расширил свою территорию на островах Спратли до южных атоллов и заявил права на залежи в прилегающих шельфах.

С другой стороны, КНР постарался максимально уладить все территориальные споры по своим границам и принимал активное участие в региональных форумах. Удалось договориться с Филиппинами, Вьетнамом, Малайзией и Брунеем – в 2003 году стороны подписали “Декларацию по Южно-Китайскому морю” и соглашения по совместному освоению ресурсов.

В 2002 году КНР пересмотрел свое взаимодействие с военными и космическими ведомствами других стран, усилил обмен и сотрудничество с ними. НОАК провела совместные учения с Австралией, Францией, Германией, Великобританией, Индией, Мексикой, Пакистаном, а также с Россией и государствами Центральной Азии. В космической области налаживается сотрудничество со странами Латинской Америки и Европы, а также с Россией.

В рамках ШОС Китай, Россия и государства Центральной Азии провели военные учения в 2005 и в 2007 году.

В сентябре 2006 года американский и китайский флот провели первые совместные поисковые учения у берегов Калифорнии, развивается сотрудничество с США в военной и космической сферах.

Страна активно участвует в миротворческих операциях ООН и посылает самое большое число военных наблюдателей и миротворцев.

КНР всячески настаивает на “мирном” характере своего подъема – в 2004 году формулировка “мирный подъем” во внешнеполитической доктрине была заменена на “мирное развитие Китая”, и тем самым пытается убедить соседей в безопасности для них своей растущей мощи. Он взял на вооружение региональный институциональный подход, то есть использование различных форумов и организаций для продвижения своих интересов. Осознается важность культурного влияния и делаются серьезные инвестиции в распространение китайской культуры и языка. Создана сеть Институтов Конфуция, наподобие Британского Совета и Института Гете, занятых популяризацией достижений китайской цивилизации. В настоящее время таких институтов около 120, в более чем 50 странах.

Внешняя сила КНР бесспорно растет. Однако этот подъем, а также внутренняя стабильность могут быть подорваны, если руководству страны не удастся справиться с рядом очень серьезных внутренних проблем, таких как отсутствие эффективной системы социального обеспечения, массовая миграция из села в город, старение населения и т.д. Рост Китая является вызовом для региональной безопасности Азии, однако и дестабилизация станет угрозой для мира.

“Нормализация” Японии и активизация ее внешней политики

Япония является традиционной экономической супердержавой, третьим в мире по объему с учетом ППС. Она лидер в области развития высоких технологий, обладает высокообразованным и дисциплинированным населением. В настоящее время Япония вышла из “потерянного десятилетия” 1990-х (периода экономической стагнации) и на волне возвращения уверенности в себе пытается определиться со своим статусом и ролью как в Азии, так и в мире. Ее основной союзник – США - также оказывают давление и пытаются убедить Токио взять на себя более активную роль в обеспечении региональной и глобальной безопасности. Таким образом, внутренние и внешние факторы способствуют постепенной “нормализации” Японии.

Большой размер национальной экономики, позволяет содержать одну из самых технически-оснащенных армий. Военно-морские Силы Самообороны обладают глубоководным флотом из около 150 боевых кораблей, включая 16 подводных лодок, что в потенциале дает возможность Японии проецировать силу на существенные расстояния. Она обладает всем необходимым для создания своего ядерного оружия. Однако в обозримой перспективе страна собирается придерживаться своего безъядерного статуса.

Активно развивается космическая программа. В 2003 году, после того как Северная Корея запустила ракету, перелетевшую через японские острова, Токио начал запускать разведывательные спутники, с помощью которых она может мониторить любое место на земном шаре.

return false">ссылка скрыта

Япония предложила следующие принципы для Восточно-Азиатского сообщества (ВАС): открытость и прозрачность; уважение универсальных принципов, таких как свобода, демократия, права человека, верховенство закона и соблюдение глобальных правил; углубление регионального взаимодействия без форсирования политической институционализации, через продвижение сотрудничества в отдельных областях – так называемый “функциональный подход”.

По мнению Токио, начинающие демократии по краю Евразийского континента могут составить “дугу свободы и процветания”. Эта дуга тянется с Северо-Восточной Азии, через Центральную Азию и Кавказ, Турцию в Центральную и Восточную Европу и Балтийские государства.

Япония хочет укреплять сотрудничество с ЕС и НАТО, а эти регионы являются естественной областью общих интересов Японии и европейских государств.

Помимо Европы, планируется укрепление связей и с такими странами “разделяющими ценности” как Австралия и Индия. Поскольку Индия рассматривается Японией в качестве потенциального стратегического партнера по Азии, то росту сотрудничества с ней уделяется особое внимание, а именно, планируется увеличение торгового оборота, обменов и числа полетов.

Подписанные договора о сотрудничестве в оборонной области с Австралией, как форма диверсификации альянсов является частью общей стратегии обеспечения безопасности. Взят курс на установление партнерских связей с НАТО, то же самое делает и Австралия. Таким образом, Япония и Австралия становятся частью глобализирующейся НАТО. Также планируется расширение миротворческой роли в мире через сотрудничество с НАТО.