Основная часть – 75 минут

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева

Военная кафедра

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник цикла № 2

подполковник М. Садиков

______ ______________ 2012 г.

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ

по военно-технической подготовке

 

 

Тема № 5 Горюче-смазочные материалы и специальные жидкости. Техническое обслуживание автомобильной техники.
Занятие №3 Контрольный осмотр автомобильной техники.
Время 2 часа
Вид занятия Групповое
Место проведения Класс эксплуатации ВАТ

 

Цели занятия:

 

- Изучить технический осмотр автомобильной техники командиром подразделения;

- Изучить организацию осмотра автомобильной техники командиром в/ч;

- Осознать важность знания контрольного осмотра автомобильной техники.

 

Вводная часть –10 минут

 

- Принять рапорт дежурного по взводу.

- Проверить присутствующих по списку.

- Провести контрольный опрос по изученному ранее материалу.

- Объявить тему, цель, время и учебные вопросы занятия.

 

Основная часть – 75 минут

Учебные вопросы время и содержание занятия Методические приемы и указания
1.Общие сведения - 20 мин.   Контроль за состоянием военной автомобильной техники является действенной мерой по поддержанию военной автомобильной техники в боевой постоянной готовности и в обеспечении подвижности воинской части. Техническое состояние автомобильной техники воинской части требует постоянного внимания как командиров подразделений, начальника автомобильной службы части, так и командира воинской части. Оценка воинской части при проверке (инспектировании) войск не может быть выше оценки полученной за состояние ВВТ, а состояние АТ – одна из составляющих этой оценки. В условиях недостаточного финансирования Вооруженных Сил РФ, старения парка автомобильной техники вопросы контроля технического состояния автомобилей приобретают все более важное значение. В обязанностях всех должностных лиц (Уставом внутренней службы ВС РФ), есть пункт о проверке технического состояния техники. Так как 85 % вооружения смонтировано на автомобильной базе, то и вопросы контроля автомобильной техники занимают важное значение в деятельности всех должностных лиц воинской части. Вот почему важно не упускать из вида в своей практической деятельности в войсках вопросы контроля технического состояния АТ. Контроль технического состояния и эксплуатации ВВТ осуществляется: - путем осмотра и проверок машин должностными лицами воинской части; - путем проверки машин на маршрутах движения; - при инспектировании (проверке) воинских частей. Контроль технического состояния и эксплуатации машин является действенной мерой по поддержанию надежности функционирования парка машин воинской части. В обязанностях должностных лиц воинской части, изложенных в уставе внутренней службы ВС РФ, установлено, что командир (начальник) обязан добиваться полной обеспеченности вооружением, автомобильной техникой и другими материальными средствами, организовывать их правильную эксплуатацию, знать действительное состояние вооружения, военной техники и их наличие. Принимать меры по поддержанию установленных запасов, содержания в исправном состоянии ВВТ и других материальных средств. Таким образом, организация контроля технического состояния ВВТ в воинской части нацелена на поддержание их в исправном состоянии и тем самым на обеспечение подвижности воинской части. Контрольный осмотр проводится водителем в целях проверки и подготовки машины к выполнению предстоящей задачи. Контрольный осмотр включает проверку наличия (и при необходимости дозаправку) горючего, масла и охлаждающей жидкости и утечки воздуха; выполнение необходимых крепежно-регулировочных работ и устранение выявленных неисправностей. Виды КО: - перед выходом из парка (перед боем, маршем, занятием, учением, транспортированием); - на привалах; - перед преодолением водной преграды. Время на осмотр: - многоцелевых автомобилей — 15...30 мин. - многоосных машин — до 60 мин. - гусеничных машин — 25...35 мин. Пояснить студентам, что они изучат порядок проведения КО перед выходом из парка в институте, на привалах и перед преодолением водной преграды на лагерном сборе. КО включает: - проверку наличия (при необходимости дозаправку) горючего, масла и ОЖ; - проверку исправности агрегатов, систем и механизмов, обеспечивающих безопасность движения; - проверку, нет ли подтеканий горючего, масла, ОЖ и утечки воздуха; - выполнение необходимых крепежно-регулировочных работ и устранение выявленных неисправностей. Используя плакат “Последовательность проведения водителем контрольного осмотра машин” рассказать последовательность проведения КО перед выходом из парка. Дать указание составить в конспекте в часы самоподготовки перенести плакат “Последовательность проведения водителем КО машин” По окончании КО водитель докладывает командиру (технику) подразделения о результатах осмотра. Убедившись в исправности машины, командир (техник) подразления расписывается в путевом листе и разрешает водителю представить машину для осмотра начальнику КТП.   2.Осмотр автомобильной техники командиром подразделения - 30мин. Контроль за состоянием военной автомобильной техники является действенной мерой по поддержанию военной автомобильной техники в боевой постоянной готовности и в обеспечении подвижности воинской части. Техническое состояние автомобильной техники воинской части требует постоянного внимания как командиров подразделений, начальника автомобильной службы части, так и командира воинской части. Оценка воинской части при проверке (инспектировании) войск не может быть выше оценки полученной за состояние ВВТ, а состояние АТ – одна из составляющих этой оценки. В условиях недостаточного финансирования Вооруженных Сил РФ, старения парка автомобильной техники вопросы контроля технического состояния автомобилей приобретают все более важное значение. В обязанностях всех должностных лиц (Уставом внутренней службы ВС РФ), есть пункт о проверке технического состояния техники. Так как 85 % вооружения смонтировано на автомобильной базе, то и вопросы контроля автомобильной техники занимают важное значение в деятельности всех должностных лиц воинской части. Вот почему важно не упускать из вида в своей практической деятельности в войсках вопросы контроля технического состояния АТ. Согласно приказу МО РФ от 12 апреля 1999 г. установлены следующие виды контроля технического состояния Вооружения и военной техники должностными лицами: - контрольный осмотр; - контрольно-технический осмотр; - техническое диагностирование; - инструментальное диагностирование. Как было уже сказано ранее, в обязанностях должностных лиц воинской части установлено, что они обязаны осуществлять контроль за техническим состоянием и эксплуатацией машин. Периодичность осмотров и проверок машин должностными лицами воинской части приведена в Уставе внутренней службы ВС РФ, должностные обязанности (таблица 1).   Таблица 1 – Периодичность осмотров АТ должностными лицами подразделения.  
№ п/п Должностное лицо Периодичность Объём, вид осмотра ВВТ
Командир взвода не реже одного раза в две недели 100 %
Старший техник (техник) роты не реже одного раза в месяц техническое состояние
Командир роты не реже одного раза в месяц наличие, тех. состояние, учёт
Зам. командира батальона по вооружению (ЗКТЧ, НАС)   не реже одного раза в три месяца наличие, техническое состояние
Начальник штаба батальона не реже одного раза в три месяца техническое состояние, учёт
Командир батальона не реже одного раза в три месяца наличие, тех. состояние, учёт
Начальник автомобильной службы части не реже одного раза в два месяца не менее 10 % (каждого подразделения)
Начальники родов войск и служб части не реже одного раза в три месяца     не менее10% (подчиненных подразделений)
Заместитель командира части по вооружению не реже двух раз в год техническое состояние
Начальник штаба полка не реже двух раз в год   техническое состояние
Командир части   не реже двух раз в год   смотр

 

 

Результаты осмотра записываются в «Книгу осмотра (проверки) вооружения, военной техники и боеприпасов роты» (УВС, приложение 12), которая хранится у командира роты.отра записываются в «Книгу осмотра (проверки) вооружения, военной техники и боеприпасов роты» (УВС, приложение 12), которая хранится у командира роты.

Командир воинской части результаты осмотра объявляет в приказе.

При осмотре проверяется:

- наличие машины (соответствие учетным данным);

- исправность машины (заправка, комплектность, надежность хранения, правильность регулировок и работа агрегатов, механизмов и приборов), внешний вид машины;

- укомплектованность машины табельным имуществом по установленным нормам;

- техническое состояние машин содержащихся на длительном хранении;

- состояние (заполнение) паспорта (формуляра) машины, расход моторесурсов.

Последовательность осмотра и технические требования устанавливаются инструкцией по осмотру автомобильной техники должностными лицами.

Для проведения осмотра командиром воинской части привлекаются специалисты автомобильной службы. При этом проверяется также состояние парков, подвижных средств технического обслуживания и ремонта машин.

По результатам осмотра оцениваются техническое состояние и сбережение машин, их готовность к использованию, устанавливаются сроки устранения недостатков.

Для определения технического состояния машин, отработавших межремонтный ресурс или срок службы, приказом командира воинской части ежегодно назначается постоянная комплексная техническая комиссия.

По результатам осмотра машины комиссия составляет акт технического состояния (ф.12 приказа МО 1979 г. № 260), который утверждается командиром воинской части и является основанием для оформления документов на ее ремонт (списание) или для продолжения эксплуатации на установленный комиссией срок.

Проверка состояния машин, законности их использования, а также соблюдения правил эксплуатации, осуществляется должностными лицами автомобильной службы по годовым и месячным планам.