Состояние здоровья и его профилактика
По данным некоторых исследователей, в России в конце 1990-х гг. только 10 % всех выпускников общеобразовательных школ могли считаться здоровыми, 50 % имели многофункциональную патологию, 40 % – хронические заболевания (Баранов,1998 г.). Доля абсолютно здоровых девочек за последние 20 лет снизилась с 28,3 % до 6,3 % (Царегородцев и др.,1997 г.). Результаты другого исследования, проведенного в Москве, показали, что в начале репродуктивного периода 65,6 % девушек-школьниц имели определенные проблемы со здоровьем, 36,1 % – хронические заболевания, 23,6 % – гинекологические экстрагенитальные заболевания, аномалии конституции и патологические состояния, способные ограничить их репродуктивную функцию (Зарубина, 1998 г.). С возрастом динамика состояния здоровья девочек – будущих матерей – имеет ярко выраженную отрицательную тенденцию: за период обучения в средней школе у девушек ухудшилось здоровье почти в 2 раза (Зарубина, 1998 г.). Более того, стремление к хорошей успеваемости далеко не всегда сопровождается сохранением здоровья на должном уровне. Ю.А. Гуркин (1997 г.) проанализировал «синдром отличницы», для которого, по его данным, характерно наличие гипоксии, вегето-сосудистой дистонии, нарушение менструальной функции.
Самооценка подростками своего здоровья, по данным опросов, оказывается значительно выше, чем оценка, даваемая медиками. Опрос подростков в Костромской области (была опрошена 1 тыс. подростков возрасте 13–16 лет) показал, что 60,7 % опрошенных охарактеризовали свой нервно-психический и физический статус как хороший, а еще 15,5 % – как отличный. Тем не менее каждый 10-й подросток отметил у себя наличие хронических заболеваний.
Подростковый возраст – это особенный период как для становления репродуктивной системы, так и для становления личности и формирования своего отношения к ценностям жизни. По данным уже упомянутого костромского обследования, 73,8 % подростков относят состояние здоровья к основным ценностям жизни. В порядке снижения рангового места девушки-подростки указывали на следующие ценности: образование, состояние здоровья, ощущение свободы и независимости, микроклимат в семье, интимные отношения, духовные ценности, физическую культуру (Шарапова, 1998 г.). Таким образом, нельзя говорить, что молодежь недооценивает важность хорошего здоровья.
В то же время объективные наблюдения указывают на гигантский рост среди подростков т. н. «социально значимых» заболеваний (ЗППП, туберкулеза, наркомании). Заболеваемость туберкулезом у подростков за 1990-е гг. более чем удвоилась, заболеваемость сифилисом увеличилась во всех возрастных группах населения, но наиболее интенсивно – в самой младшей. К началу 2000 г. Минздравом зарегистрировано около 27 тыс. случаев ВИЧ-инфекции, при этом более половины из них – в 1999 г. Молодежь от 15 до 29 лет составляет 75 % новых случаев заражения.
Уровень смертности подростков в России – высокий по сравнению с другими развитыми странами, и в течение первой половины 1990– х г г. он возрастал. К 1995 г. по сравнению с 1979 г. коэффициент смертности в возрасте 15–19 лет повысился у юношей в 1,4 раза, у девушек – в 1,5 раза. Основными причинами роста смертности стали несчастные случаи, отравления, травмы, насильственные причины смерти, а также инфекционные заболевания.
Таким образом, профилактика инфекционных заболеваний, таких как заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез, ВИЧ/СПИД, актуальна для молодого поколения в плане сохранения здоровья.
Большую работу по профилактике этих заболеваний, а также алкоголизма и наркомании постоянно организуют и проводят областные и районные диспансеры туберкулезного, кожно-венерологического, наркологического профиля, центры по борьбе с ВИЧ/СПИДом, центры планирования семьи, центры сананитарно-эпидемиологического надзора.
Эти организации располагают достаточным материалом, в т. ч. собственными наблюдениями по вышеназванным темам.
10–12 лет
Дети дифференцируют свое отношение к теме в зависимости от возраста. Например, в 2001 г. в Санкт-Петербурге и Москве были проведены исследования, показавшие, в каком возрасте и как получают дети знания о наркотиках (Данилин А., Данилина И., 2001 г.). 10–12 летних ребят интересует все, что связано с наркотиками, – их действие, как их принимают. О жутких последствиях употребления если и слышали (большинство из них говорят, что никогда не слышали), то всерьез эти сведения не воспринимали. Сами наркотики пока не пробовали, с наркоманами знакомы единицы (о таком знакомстве рассказывают с гордостью). Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.
Необходимо отметить, что это возраст появления любопытства к наркотикам, возраст подражания и формирования «моды». В этом возрасте школьники начинают играть «в наркоманов» и интересоваться видеофильмами о борьбе с наркомафией.
Частое и практически всегда непрофессиональное обсуждение проблемы наркотиков средствами массовой информации (в первую очередь на телевидении) по большей части дает прямо противоположный эффект – усиливает любопытство к наркотикам и наркоманам.
12–14 лет
Основной интерес у ребят вызывает возможность употребления «легких» наркотиков – марихуана наркотиком не считается.
О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые; пробовали наркотики немногие – из любопытства; знакомы с потребителями и распространителями практически все.
О наркотиках знают много – из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны, информации об отрицательных сторонах действия наркотиков практически нет. Опасность употребления сильно недооценивается. Разговаривают о наркотиках только между собой (это «страшная тайна» для взрослых, следовательно, органическая часть молодежной культуры).
Для многих подростков это возраст первого знакомства с наркотиками. Чаще всего это пробы вдыхания растворителей или прием под влиянием сверстников каких-либо таблетированных психоактивных препаратов.
14–16 лет
По отношению к наркотикам формируются 3 группы.
1. Употребляющие и сочувствующие – интересуются вопросами, связанными со снижением риска при употреблении наркотиков. Не верят в привыкание.
Употребление наркотиков считают признаком независимости и «крутости». Среди членов этой группы много ребят, являющихся лидерами по характеру.
2. Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.
3. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей. В основном в этой группе находятся ребята, относящиеся к проблеме наркотиков с плохо скрываемым любопытством.
16–18 лет
Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках – они детализируются и становятся более объективными. Появляется первая негативная информация (в основном из опыта сверстников, употребляющих «сильные» наркотики).
В группе употребляющих и сочувdiv id="