Заключение комиссии
Катастрофа самолета Ан-8 № 69346 произошла в результате полной выработки топлива из топливной системы, остановки двигателей в полете и попытки выполнения экипажем вынужденной посадки вне аэродрома. Авиационное происшествие явилось следствием сочетания следующих факторов:
¨ Нарушения экипажем правил подготовки к полету, что привело к вылету ВС с количеством топлива, недостаточным для благополучного завершения задания на полет.
¨ Невыполнение дежурным штурманом и диспетчером АДП аэропорта Елизово своих функциональных обязанностей в части касающейся контроля за готовностью экипажа к полету.
¨ Невыполнение экипажем правил выполнения полетов, выразившееся в непринятии решения о посадке на ближайшем аэродроме при критическом остатке топлива.
Предпосылки к авиационному происшествию, выявленные комиссией
В процессе проверки организации летной работы предприятий "Авиа" выявлено:
¨ В авиапредприятии "Авиа" не внесены последние изменения в НМО и НШС ГА-86.
¨ При предварительной подготовке экипажа неполностью нашли отражение вопросы информационно-консультативного обслуживания ВС, предусмотренные указанием МГА № 568у от 28.12.90.
¨ В авиапредприятии аэродрома Чита наземные поисковые работы потерпевшего авиационные происшествия ВС организованы с нарушением требований РПА СОП.
¨ Существуют различные трактования авиационного навигационного запаса топлива в "Нормах летной годности….", НПП ГА-85 и "Инструкции экипажу самолета Ан-8".
Так, в "Нормах летной годности", кроме навигационного запаса на борту должен быть компенсационный запас топлива (для компенсации разброса характеристик воздушных судов и двигателей, неточности самолетовождения и т.п.).
В то же время в НПП ГА-85 о компенсационном запасе топлива ничего не сказано, а АНЗ должен обеспечивать полет с ВПР аэродрома назначения до запасного и полет не менее 30 мин. на высоте круга. При этом АНЗ должен быть не менее чем на один час полета для самолетов 1, 2, 3-го класса.
В "Инструкции экипажу самолета Ан-8" указано, что АНЗ должен обеспечить полет на запасной аэродром и не может быть менее 1000 кг. При этом часовой расход топлива составляет 1200 кг.
Приложение 12.1: Выписка из магнитофонной записи радиообмена экипажа Ан-8 69346 и диспетчером УВД ВРЦ Магоча
Время | Кто работает | Текст |
21.20 | Э | Магоча-Контроль 69346 |
Д | 69346 Магоча-Контроль | |
Э | 346 7800 Ерофей Павлович, пролет точки 40' в 8' Букачача | |
Д | 346 Могача-Контроль, вас понял Азимут 81 удаление 145, рейс подскажите | |
Э | Рейс 50701 | |
Д | А принадлежность ваша | |
21.27 | Э | Новосибирск |
Д | Ясно, следуйте 7800 | |
Э | ||
21.42 | Э | Могоча-Контроль 346 прохожу точку 7800 |
Д | Понял, 7800 на выход | |
Э | ||
Э | Не разборчиво (…ничего не понял) | |
Э | Могоча, борт 86623 на 10100 в 43 Мую прошел, траверза точки 4 | |
21.43 | Д | 86623 следовать 10100 |
Э | Следуйте 10100 | |
Д | 346 Могоча-Контроль | |
21.44 | Э | Отвечаю |
Д | Чита спрашивает: куда следуете | |
Э | Это кто спрашивает: Чита спрашивает. У них посадка | |
21.47 | Д | 346 Могоча |
Э | Отвечаю 346 | |
Д | Нажатие дайте | |
Э | Даю нажатие | |
Д | Прямой 245, удаление 60, ой 40 | |
Э | 346, понял | |
Э | А прямой истинный | |
Д | Да | |
Э | Ну понял | |
21.48 | Д | Контрольный, у нас на Букачачу 249 |
Э | Ясно, не далеко еще отошли | |
21.52 | Э | Могоча 346 место дайте |
Д | 346 Могоча нажатие дайте | |
Э | Даю нажатие | |
Д | Прямой 248 удаление 70 | |
22.10 | Д | 346 Могоча |
Э | 346 травера Букачачи 7800 | |
Д | Букачачу подтверждаю, на трассе удаление 200 работайте с Читой 134,9. До свидания. |
Приложение 12.1: Выписка из магнитофонной записи радиообмена между экипажем Ан-8 № 69346 и диспетчерами РЦ "Круга" и "Посадки" аэропорта Чита