Заключение комиссии

Катастрофа самолета Ан-8 № 69346 произошла в результате полной выработки топлива из топливной системы, остановки двигателей в полете и попытки выполнения экипажем вынужденной посадки вне аэродрома. Авиационное происшествие явилось следствием сочетания следующих факторов:

¨ Нарушения экипажем правил подготовки к полету, что привело к вылету ВС с количеством топлива, недостаточным для благополучного завершения задания на полет.

¨ Невыполнение дежурным штурманом и диспетчером АДП аэропорта Елизово своих функциональных обязанностей в части касающейся контроля за готовностью экипажа к полету.

¨ Невыполнение экипажем правил выполнения полетов, выразившееся в непринятии решения о посадке на ближайшем аэродроме при критическом остатке топлива.

Предпосылки к авиационному происшествию, выявленные комиссией

В процессе проверки организации летной работы предприятий "Авиа" выявлено:

¨ В авиапредприятии "Авиа" не внесены последние изменения в НМО и НШС ГА-86.

¨ При предварительной подготовке экипажа неполностью нашли отражение вопросы информационно-консультативного обслуживания ВС, предусмотренные указанием МГА № 568у от 28.12.90.

¨ В авиапредприятии аэродрома Чита наземные поисковые работы потерпевшего авиационные происшествия ВС организованы с нарушением требований РПА СОП.

¨ Существуют различные трактования авиационного навигационного запаса топлива в "Нормах летной годности….", НПП ГА-85 и "Инструкции экипажу самолета Ан-8".

Так, в "Нормах летной годности", кроме навигационного запаса на борту должен быть компенсационный запас топлива (для компенсации разброса характеристик воздушных судов и двигателей, неточности самолетовождения и т.п.).

В то же время в НПП ГА-85 о компенсационном запасе топлива ничего не сказано, а АНЗ должен обеспечивать полет с ВПР аэродрома назначения до запасного и полет не менее 30 мин. на высоте круга. При этом АНЗ должен быть не менее чем на один час полета для самолетов 1, 2, 3-го класса.

В "Инструкции экипажу самолета Ан-8" указано, что АНЗ должен обеспечить полет на запасной аэродром и не может быть менее 1000 кг. При этом часовой расход топлива составляет 1200 кг.

Приложение 12.1: Выписка из магнитофонной записи радиообмена экипажа Ан-8 69346 и диспетчером УВД ВРЦ Магоча

Время Кто работает Текст
21.20 Э Магоча-Контроль 69346
  Д 69346 Магоча-Контроль
  Э 346 7800 Ерофей Павлович, пролет точки 40' в 8' Букачача
  Д 346 Могача-Контроль, вас понял Азимут 81 удаление 145, рейс подскажите
  Э Рейс 50701
  Д А принадлежность ваша
21.27 Э Новосибирск
  Д Ясно, следуйте 7800
  Э
21.42 Э Могоча-Контроль 346 прохожу точку 7800
  Д Понял, 7800 на выход
  Э
  Э Не разборчиво (…ничего не понял)
  Э Могоча, борт 86623 на 10100 в 43 Мую прошел, траверза точки 4
21.43 Д 86623 следовать 10100
  Э Следуйте 10100
  Д 346 Могоча-Контроль
21.44 Э Отвечаю
  Д Чита спрашивает: куда следуете
  Э Это кто спрашивает: Чита спрашивает. У них посадка
21.47 Д 346 Могоча
  Э Отвечаю 346
  Д Нажатие дайте
  Э Даю нажатие
  Д Прямой 245, удаление 60, ой 40
  Э 346, понял
  Э А прямой истинный
  Д Да
  Э Ну понял
21.48 Д Контрольный, у нас на Букачачу 249
  Э Ясно, не далеко еще отошли
21.52 Э Могоча 346 место дайте
  Д 346 Могоча нажатие дайте
  Э Даю нажатие
  Д Прямой 248 удаление 70
22.10 Д 346 Могоча
  Э 346 травера Букачачи 7800
  Д Букачачу подтверждаю, на трассе удаление 200 работайте с Читой 134,9. До свидания.

 

Приложение 12.1: Выписка из магнитофонной записи радиообмена между экипажем Ан-8 № 69346 и диспетчерами РЦ "Круга" и "Посадки" аэропорта Чита