По управлению воздушным движением

¨ При управлении воздушным движением самолета Ту-154Б № 85097 диспетчером посадки допущены нарушения требований НПП ГА-85 и Технологии работы диспетчера посадки, утвержденной 16.01.90 в части передачи экипажу информации о превышении ВС предельно-допустимых отклонений по глиссаде на участке предпосадочной прямой между ДПРМ и БПРМ.

¨ В организации работы дежурной смены АКДП имели место серьезные недостатки. В нарушение требований технологии работы, диспетчеры посадки произвели подмену при нахождении ВС на предпосадочной прямой, что повлекло за собой потерю контроля за полетом ВС на участке от ДПРМ до БПРМ. И.о. руководителя полетов и старший диспетчер смены должный контроль за организацией работы смены АКДП не обеспечили.

¨ Технология работы диспетчера посадки, утвержденная 16.01.90 требует уточнения. В Технологии отсутствуют четкие указания по выполнению диспетчером посадки обязательных операций при заходе ВС по системам посадки (РМС, ОСП) с контролем по посадочному радиолокатору, используемому согласно требований НПП ГА-85.

¨ В Типовых технологиях работы диспетчеров службы движения гражданской авиации, утвержденной приказом МГА раздел 5 "Управление воздушным движением диспетчером посадки" не соответствует требованиям НПП ГА-85 в части действий диспетчера при превышении ВС предельно-допустимых отклонений по курсу и (или) глиссаде на участке предпосадочной прямой между ДПРМ и БПРМ, когда заход осуществляется по радиомаячным системам в автоматическом и директорном режимах с контролем по посадочному локатору.

Метеорологическое обеспечение полета самолета Ту-154Б № 85097 соответствовало требованиям НМО ГА-90 и НПП ГА-85. В общей организации метеообеспечения полетов на аэродроме Ленинград (Пулково) отмечены следующие недостатки:

¨ не выполнено совместное МГА СССР - Госкомгидромета СССР указание в части установки дополнительных датчиков для расчета сдвига ветра;

¨ не решены окончательно вопросы автоматизации метеообеспечения АС УВД "Спектр".

В Ленинградском ОАО и летных отрядах не в полной мере реализуются требования Госавианадзора СССР, МГА СССР по профилактике авиационных происшествий. Рекомендованные мероприятия по предотвращению грубых посадок, разработанные по результатам расследования авиационных происшествий, а также по результатам совместных летных испытаний самолета Ту-154, проводятся не систематически, компанейски. Имеют место серьезные недостатки в организации летно-методической работы. Разрабатываемые планы мероприятий по безопасности полетов выполняются без должной подготовки материального обеспечения и методического сопровождения.

По причине организационной несогласованности между Ленинградским управлением ГА, Глав УЛС МГА СССР и ГосНИИ ГА в летные отряды Ленинградского ОАО не поступило экспресс изменение РЛЭ самолета Ту-154Б № 130 от 28.07.90, определяющее действия экипажей по предупреждению грубых посадок. Указанное экспресс- изменение предусматривают также включить в РЛЭ самолета Ту-154 дополнительный раздел "Заход на посадку в режиме ОСП".

Не вносятся изменения в Инструкцию по взаимодействию и технологии работы членов экипажа самолета Ту-154 с учетом последних изменений в РЛЭ Ту-154.

Необходимы уточнения в части введения разделов определяющих взаимодействие экипажа при заходе по системе ОСП.

Приложение 9.1: Выписка из магнитофонной записи радиообмена диспетчеров УВД АДЦ и АКДП а/п Пулково с экипажем самолета Ту-154Б-2 85097

Время Кто работает Текст
12.49.25 Э Ленинград-Подход, 85097. Снижаюсь 6000. Инк... Погоду на подлет имею.
12.49.33 Д 85097, Ленинград-Подход. Полоса 10 правая. На Колпи снижайтесь 3300.
12.49.38 Э 097, на Колпино снижаюсь 3300. Полоса 10 правая.
12.49.47 Д А... 097, информацию за 30 минут имеете?
12.49.51 Э Информация не идет за 30 минут. Погоду имею за 30 минут.
12.49.58 Д Хорошо.
12.52.55 Д 097, снижайтесь 2700 к траверзу.
12.53.00 Э 85097, курс в район траверза, снижаюсь 2700.
12.53.22 Д 097, работайте с Подходом 2 125 и 2
12.53.25 Э 097, с Подходом 125 и 2
12.53.33 Э Пулково-Подход 85097. Курс в район траверза, снижаюсь 2700. Информацию "Борис" на прилет имею.
12.53.43 Д 85097, Ленинград-Подход. Курс к траверзу снижайтесь 2700.
12.53.49 Э В район траверза снижаюсь. Сколько, не понял?
12.53.53 Д 097, снижайтесь 2700.
12.53.55 Э 2700 097-му.
12.54.20 Э 097, 2700.
12.54.22 Д 097, сохраняйте пока 2700.
12.54.25 Э 097, 2700.
12.55.07 Д 097, снижайтесь 1800 на 1800. Круг 120,3.
12.55.13 Э 87...097. Снижаюсь 1500, на 1800 с Кругом 120,3.
12.55.20 Д 097, снижайтесь 1800.
12.55.24 Э 097. Снижаюсь 1800.
12.56.11 Э 097 1800.
12.56.13 Д 097 с Кругом 120,3.
12.56.16 Э 097 с Кругом 120,3.
12.56.22 Э Пулково-Круг 85097 1800 в район траверза. Заход по приводам. Информация "Борис", давление 748.
12.56.32 Д 85097 Пулково-Круг. Заход разрешаю, 10 правая. Давление 748, снижайтесь 900 к третьему.
12.56.40 Э 097 Снижаюсь 900 в район третьего.
12.58.00 Э 097 на 1500 давление 748 установлено, снижение 900.
12.58.05 Д 097 понял.
12.58.25 Э 097 на третьем 900.
12.58.28 Д 097 Понял. Выполняйте, снижайтесь 600.
12.58.31 Э 097 На третьем, снижаюсь 600.
12.59.41 Э 097 На четвертом 700...600
12.59.44 Д 097 Работайте с Посадкой 118,7.
12.59.48 Э 097 с Посадкой 118,7.
13.00.14 Э 8... Пулково-Посадка 85097 на четвертом 600.
13.00.20 Д 097 на курсе, на приеме.
13.01.05 Д 85097 Пулково-Посадка. Удаление 13 км, правее курса 200 метров, подходите к глиссаде.
13.01.11 Э 097, Понял.
13.02.36 Э 097 В глиссаде шасси выпущены, к посадке готов.
13.02.41 Д 097 удаление 5 км, на курсе, выше 10. Посадку разрешаю.
13.02.46 Э 097 Посадку разрешили.