Заключение комиссии
Причиной катастрофы самолета Як-40 №87346 явилось нарушение экипажем минимума погоды и преждевременное снижение с целью установления визуального контакта с земными ориентирами при заходе на посадку при неудовлетворительном управлении воздушным движением и метеорологическом обеспечении полета в аэропорту Зея.
Предпосылки к авиационному происшествию, выявленные комиссией
Метеорологическое обеспечение полета самолета Як-40 № 87346 в районе аэродрома Зея осуществлялось АМСГ Ш разряда Дальневосточного УГКС. Непосредственное метеообеспечение проводил инженер-синоптик и техник-метеоролог. Метеорологические наблюдения производились с метеоплощадки, расположенной на удалении 1200 метров от порога ВПП МК-25град. вблизи здания КДП. Наблюдение за высотой облачности производилось с использованием ИВО. Схема видимости предусматривала наличие световых ориентиров на 500м, 1200м, 2000м, 10км, 12км.
Метеорологические наблюдения на БПРМ организованы не были. С места основ- ного пункта наблюдений у КДП район БПРМ визуально не просматривался. Поэтому образование тумана в указанном районе с довольно сложными географическими условиями, метеонаблюдателем не могло быть обнаружено. Такие условия затрудняли возможность прогнозирования тумана вблизи БПРМ. При этом взаимодействие между диспетчером КДП и АМСГ по каналу ГГС в нарушение требований НМО ГА-73 не было обеспечено.
Установленная аппаратура связи между диспетчером КДП и синоптиком АМСГ работала неустойчиво, что не обеспечило запись переговоров на магнитофон.
Радиотехническое обеспечение полета Як-40 осуществлялось согласно регламенту работы и без отклонений. Аэродромное и светотехническое обеспечение, уровень подготовки специалистов наземных служб обеспечивали безопасность полетов и на авиационное происшествие влияние не оказали.
Вместе с тем командованием Благовещенского ОАО вопросы радиотехнического обеспечения полетов не были решены в полной мере. Аэропорт Зея не был оборудован диспетчерским радиолокатором и УКВ радиопеленгатором согласно табелю оснащения радиотехническими средствами. Выделенные средства на строительство здания под ОПРС на 1981 год не были освоены.
Приложение 5.1: Выписка из магнитофонной записи радиообмена диспетчера КДП аэропорта Зея с экипажем Як-0 87346
Время | Кто работает | Текст |
13.42.43 | Э | Мариновка двойка 87346. |
Д | 346 я Мариновка отвечаю Вам. | |
Э | 87346 подскажите пожалуйста состояние Завитинска. | |
13.42.58 | Д | А 346 одну минуту. Я уточню состояние но у нас скверно. Вообще дают видимость 5,10 баллов слоисто-дождевая 320, 10 средняя, дождь идет, ветер 50 - 3 метра, давление 720. Одну минутку будьте на связи |
13.43.25 | Э | 346 понял ждем. |
13.44.15 | Д | 346 я Мариновка. Завитая технически годен погода там у них хорошая, сплошная облачность где-то 400-500 метров высота нижней кромки. |
Э | 346 понял готовьте на Благовещенск 17. | |
Д | Понял готовить до Благовещенска 17, до связи, ну и это, при снижении с эшелона еще выйдите ко мне на связь. У нас сию два и может быть меньше. Что-то тянет с реки непонятный туман. | |
13.44.46 | Э | Меньше не должно быть чем двести на две тысячи. (Другим голосом) 346 понял Вас рассчитываю к Вам в 25 мин. |
Д | Понял Вас, до связи. | |
Э | До связи. | |
14.05.15 | Э | Мариновка 87346. |
Д | 346 отвечаю. | |
Э | Как у Вас сию погода. | |
Д | 346 сию будут давать облачность 120 метров и видимость менее 2, минут через 5 выйдите. Сию все уточним. | |
Э | Мариновка 346 понял, у нас хватает с высоты принятия решения и на запасной Благовещенск или Завитинск. | |
Д | Понял запасной Благовещенск. | |
Э | Да, и Завитая. Топлива у нас остается 1800, хватает туда и на 30 мин. на сх... (забивает диспетчер). | |
Д | Не, ну все понятно 346, действительно я вот 2 км не вижу по видимости, а тут еще и облачность. Сейчас метео уточняет через буквально 3-4 минуты. | |
14.06.03 | Э | Ну понял. Готовимся идти до ВПР, уйдем на запасной. |
Д | Мне кажется лучше не снижаться с эшелона. | |
14.08.40 | Э | Мариновка 87346. |
Д | 346 отвечаю Вам. | |
Э | Последнюю погоду. | |
Д | 346 высота облачности 260, сейчас специально для меня видимость 2 км. | |
Э | 346 понял приступил к снижению. | |
Д | До связи. | |
14.18.30 | Э | Мариновка 87346 в зоне 3000. |
Д | 346 Мариновка посадочный будет 25, ветер 50 3 м, давление 720, сию эшелон перехода 1800 доложите. | |
14.18.36 | Э | 346 занимаю 1800, давление 720. |
14.19.34 | Э | Мариновка 87346 1800, давление семь два ноль установил. Занимаю 1200 на привод. |
14.20.04 | Д | 346 понял Вас, 1200 на привод доложить. |
14.20.43 | Э | 346, 1200 Дмитрий доложу. |
14.21.36 | Д | 346 Магдагачи вообще закрылись, да? Не принимает никого. |
14.21.41 | Э | Да, у них погода не позволяет. |
Д | Ну, понял. | |
14.21.48 | Э | Тахтамыгда закрыта. |
Д | Знаю. | |
14.22.43 | Э | Мариновка 87346, Дмитрий 1200 по схеме. |
Д | 346 Мариновка понял Вас, левым ко второму 900. | |
14.22.55 | Э | 346 занимаю 900. |
14.23.01 | Э | Мариновка 87647. |
Д | А 647 отвечаю Вам. | |
14.24.15 | Э | 647 675 рейсом в 48 минут прибываю. Погоду прошу. |
Д | Понял рассчитываете к нам 48 минут. У меня еще за 13.50 минут, 10 баллов слоисто-дождевая 230, дождь видимость 5 50 3 метра, 720, 12 тепла. Одну минутку свежую беру. | |
14.24.35 | Э | Хорошо. |
14.24.58 | Д | 647 Мариновка, 10 баллов слоисто-дождевая 240, дождь, видимость 2000 метров, тихо. Давление 720, 11 тепла, до связи. Сколько единиц возьмете. |
14.25.14 | Э | 647 готовьте 10 человек. |
Д | Понял, всего 10, до связи. | |
14.25.02 | Э | Мариновка 87346, второй выполняю 900. |
Д | Понял Вас, 600 к третьему. | |
14.25.25 | Э | Занимаю 600 346. |
14.27.14 | Э | Мариновка 87346, на третьем 600. |
Д | 346 понял Вас, 400 к четвертому. | |
14.27.19 | Э | 346 занимаю 400. |
14.28.28 | Э | 87346 на четвертом 400. |
Д | 346 Мариновка понял Вас. | |
14.29.55 | Д | 346 ветерок на 300 метрах 112 9 метров и на 100-46 3 метра. |
14.30.04 | Э | 346 на прямой шасси выпущены к посадке готовы. |
14.30.08 | Д | 346 Мариновка посадку разрешаю, ветер 60 ... 330 3 метра, полоса мокрая. |
14.30.19 | Э | 346 посадку разрешили. |
14.32.05 | Д | 346 полосу наблюдаете? |
14.32.15 | Д | 346 Мариновка. |
14.38.35 | Д | 87647 Мариновки. |
Э | Мариновка 87647 3000. | |
Д | 647 Мариновка, борт 87346 674 рейс запросил посадку и вот уже в течение 10 мин., не выходит на связь. | |
14.38.49 | Э | Понял. |
Д | 346 позовите его по всем каналам, передайте в Благовещенск видимо Вам придется возвращаться. | |
14.38.58 | Э | 346 647. |
14.39.13 | Д | 346 Мариновка. |
14.39.15 | Э | 346 647. |
Д | 87346 Мариновка. | |
14.39.34 | Э | 87346 Мариновка зовет. |
Д | 647 давайте вернемся наверно на Благовещенск, видимо ЧП. | |
14.39.49 | Э | Хорошо 647 5700. |
Д | Спросите Магдагачи, разворачивайтесь на 180, я сейчас принимаю меры выезжать буду сюда к ближней и дальней. Все на ноги поднимаю. | |
14.40.04 | Э | Понял Вас. |