Предпосылки к авиационному происшествию, выявленные комиссией

Расследованием было установлено неудовлетворительное состояние дел по оценке работы АМСГ руководителями полетов. Выявлены факты, когда руководители полетов производили формально, а в некоторых случаях вообще не производили оперативно- производственной оценки оправдываемости прогнозов погоды, в силу чего требовательность к работникам АМСГ в части, касающейся точности прогнозирования, была не на должной высоте. Имевший место в декабре 1978г. случай ухода самолета Як-40 с ВПР в аэропорту Вологда на запасной аэродром из-за наличия тумана при прогнозировании хорошей погоды вообще остался нерасследованным.

Командованием ЛО-385 было неудовлетворительно организовано дежурство командно-летного состава. При производстве полетов в сложных метеоусловиях дежурными назначались лица, имевшие малый опыт командно-инструкторской работы, которые, полагаясь на руководителей полетов, не принимали необходимых мер по обеспечению безопасности полетов прилетающих самолетов.

Были обнаружены некоторые недостатки в обеспечении полетов. Так, для курса посадки 152град. огни приближения системы светосигнального оборудования аэродрома Вологда были установлены на протяжении не 900м, а 600м. Однако, в Инструкции по производству полетов в районе аэродрома Вологда данные об этом отсутствовали.

Расследование показало, что в 18час.13мин. экипаж самолета Як-40 № 87454 при фактической погоде на аэродроме Вологда 120х1280, потребовал, чтобы дежурный командир и руководитель полетов отправились на пункт метеонаблюдения посмотреть за видимостью.

В 18час.25мин. руководитель полетов по просьбе экипажа прибыл на основной наблюдательный пункт, после чего метеонаблюдатель по сговору с РП необоснованно перешла от инструментальных наблюдений по РДВ к визуальным наблюдениям. В дальнейшем, до 18час.42мин., несмотря на ухудшение видимости на аэродроме и предупреждения об этом со стороны диспетчера круга и СДП, метеонаблюдатель на все запросы о погоде выдавала фиктивную погоду - видимость 1500м при облачности 120м.

Приложение 4.1: Выписка из магнитофонной записи радиообмена диспетчера ДПП аэропорта Вологда с экипажем самолета Як-40 № 87454.

Время Кто работает Текст
18.28.00 Д 87454 занимайте 1500, посадочный 152....
18.28.38 Э Пролет дальнего.
18.29.03 Э Прошел дальнюю. Берем посадочный.
18.29.07 Д 454. Пока не наблюдаю.
18.30.13 Э 454 Прямой?
18.30.45 Д Попрошу нажатие.
18.30.47 Э Даю нажатие.
18.30.50 Д Прямой 151 градус.
18.30.53 Э Понял.
18.31.10 Э 454 выполняю второй.
18.31.14 Д Вас понял.
18.31.40 Д 454. Я сию наблюдаю удаление. Ваше 11 в районе второго.
18.31.46 Э Понял.
18.33.07 Д 454 подходите к траверзу. На схеме работайте с кругом на 128,0.

Приложение 4.2: Выписка из магнитофонной записи радиообмена диспетчера ДПК аэропорта Вологда с экипажами самолетов Як-40 № 87454 и № 87696.

Время Кто работает Текст
18.33.00 Э Вологда-круг, 87454, 1500 заход по приводам.
  Д 87454, Вологда. Занимайте 900, посадочный 152, заход по приводным.
  Э 454, 900 доложу.
  Э А, боковое дайте,454.
  Э Круг,87454, боковое?
  Д 454, боковое 3... не вижу Вас.
  Э Понял.
18.34.00 Д Удаление боковое 6, сию вижу Вас.
  Э 454, занял 900.
  Д 454, эшелон перехода 900, давление 761, 500.
18.34.30 Э 454, эшелон перехода 900 заняли, давление 761 установлено, занимаем 500.
  Э 454, заняли 500 по давлению 761.
  Д 454, радиальное 14, боковое 10, третий
  Э 454 на третьем.
18.35.00 Э 87696, 1800 заход по приводам, 1800 заход по приводам.
  Д 87696, Вологда-круг, занимайте 900, посадочный 152, заход по приводным, на третьем Як-40.
  Э 900 занимаю, 696, слежу, удаление 25,да?
  Д Удаление 27.
  Э Понял курс 260.
  Д 454, реальное 16.
  Э Понял, 454.
  Э 696, можно курс к третьему брать?
  Д 696, 900 сохраняйте до команды.
  Э Курс к третьему,900,понял.
  Д Да в районе третьего.
  Э Понял.
18.36.00 Э 454, удаление?
  Д 454, удаление 15.
  Э Принял.
  Э 696, на курсе 240, 900.
  Д 696, 900 до команды, удаление 15.
  Э Вас понял.
  Д Извините,25.
  Э Понял,25.
18.37.00 Э 454, на четвертом,500.
  Д 454, на четвертом, нижняя 120, видимость 1500, полоса влажная, сцепление 0,51.
  Э Принял.
18.37.25 Э Четвертый разворот, 696.
18.37.26 Д 696, четвертый понял Вас. Занимайте 500, 761, эшелон перехода 900.
18.37.36 Э 761 установлено, выполняю четвертый, 500 занимаю.
18.37.38 Э А удаление между нами 12? Да?
18.37.39 Д Да, 12.
18.37.47 Э 454, удаление?
18.37.49 Д 454, удаление 12.
18.37.51 Э Принял.
18.38.11 Д 454, удаление 10.
18.38.13 Э Принял.
18.38.23 Э Вологда-круг,454, в глиссаде, шасси выпущены, к посадке готов.
18.38.26 Д 454, посадку разрешаю.
18.38.36 Э 454, посадка разрешена.
18.38.37 Э Удаление, 454?
18.38.38 Д 454, удаление 23.
18.38.46 Э
  Д 454, удаление 8.
  Э Понял.
18.38.52 Д 696, удаление 22.
  Э 696, понял.
18.39.24 Д 454, удаление 6.
  Э Принял.
18.39.29 Д 696, удаление 19.
  Э Понял.
18.40.14 Д 454, дальняя?
  Э Подтверждаю.
18.40.30 Э 696, удаление?
18.40.34 Д 696, удаление 14.
  Э 12?
18.40.40 Д Удаление 14.
  Э
  Э Удаление, 696?
18.41.15 Д 696, удаление 11.
  Э Понял.
18.41.42 Э 696, вошел в глиссаду, шасси выпустил, к посадке готов.
18.41.45 Д 696, посадка дополнительно, удаление 9.
18.41.47 Э 696, посадка дополнительно.
18.42.25 Д 696, уход на второй круг.
  Э 696, уход, да?
18.42.35 Д 696, уход на второй круг, приняли?
  Э Не успеваем, да?
18.42.40 Д Уход на запасной, уход на запасной.
  Э Нет! Я уж садиться буду теперь, все, мне надо садиться.
18.42.48 Д 696, дополнительно.
  Э Понял.
18.42.51 Д 100 метров дали.
  Э Я вас понял, понял.
18.42.55 Д Приняли? Видимость 700 метров, нижняя 100.
  Э 696, понял.
18.43.19 Д 696, на запасной.
  Э 696, прошел дальнюю, прошу посадку.
18.43.01 Д 696, до ВПР, до ВПР.
18.43.34 Э Принял до ВПР.
  голос Топлива хватит, Коля?
18.44.15 Э 696, первый разворот.
18.44.32 Д 696, ваш запас горючего?
  Э 1500 килограмм.
  Д До Устюга хватит?
18.44.48 Э Вот не знаю, сейчас подсчитаю.
18.44.40 Д Подсчитайте на запасной Великий Устюг.
  Э Вас понял.
  Д 1200, доложите.
  Э
  Э Пошел на Великий Устюг, топлива запас хватает 1500.
  Д 696, 1200 доложите.
  Э 1200 занимаю.
  Э 696, 1200.
  Д 696, с подходом 122,9.
  Э Конец.

Приложение 4.3: Выписка из магнитофонной записи переговоров по ГГС диспетчеров подхода и круга.

Время Кто работает Текст
18.26.00 подход Метео-старт,попрошу погоду за 25.
  метео За 26 120 х 1500.
  подход Вас понял.
18.27.00 метео У нас 120 на 1500 видимость.
    Значит...На час 120-170 1200-1700.
  подход Вас понял.
  подход Анна Григорьевна, 1200-1500 видимость, да?
  метео 1200-1700 я сказала.
  подход 1700 понятно.
  РП Метео старту?
  подход Все понятно.
  РП Так, и тот, кто вернулся, тоже уточни.
  подход Вобщем, мы им всем погоду даем.
  РП Хорошо.
  подход Гена, будем снижать, слушай.
  круг Понял, сейчас запрашиваю видимость. У меня уже полосу не видно.
  подход Они дают 1500, 120 на 1500.
  круг Девушки, контрольный замер еще сделайте.
  круг Старт кругу.
  метео Да.
  круг Контрольный замер еще сделайте, пожалуйста.
  подход Дима, подход.
  метео У нас видимость определяем визуально 120х1500.
  круг Хорошо, мы уже полосу не видим.
  подход Понятно.
  подход Мне надо руководителя.
  РП Слушаю.
  подход Тебе как позвонить?
  РП 5-27
18.29.00 подход Понял.
18.30.00 старт Девушки,замер сделали? Нет?
  голос Понял.
18.31.00 старт На приеме Владимир Георгиевич?
  подход Подожди.
  старт РП у вас есть?
  подход Минуту, занят.
  подход Нет РП здесь, сейчас приедет.
  круг Девушки, кругу. Замер я просил.
  круг Не слышу.
  круг Одно нажатие, еще повторите раз.
  метео- старт
  круг 120 на 1500
  голос диспетчера старта Мы Вас не видим, смотрите.
18.33.00 подход Гена!
  круг Да.
  подход Значит ты видишь оба борта, нет еще?
  круг Один вижу.
  круг И второй вижу.
  подход Боковое дай!
18.34.00 подход Я второму подсказал, чтобы скорость уменьшил, но смотри он опять.
  круг РП не приехал?
18.35.00 круг РП нет у Вас?
  подход Гена! Нет его у нас, он должен подъехать с ближней, сказал еду к вам.
  круг Там его нет, он без связи ездил.
18.39.00 круг 7-65, да?
  подход 5-65.
  круг А?
  подход 5-65.
  круг Понял.
18.40.00 круг Встречаем 87454.
  перевозки Повторите.
18.41.00 круг 454, встречаем.
18.42.35 метео Свободны.
  подход Так угоняйте на второй круг следующий борт.
  метео Свободны БПРМ?
  круг Да.
  метео За 43 минуты нижняя 108.
  круг Понял.
  подход На запасной кто.
18.43.00 метео Видимость 700.
  подход Понятно.
  метео Свободны? БПРМ старту.
  подход Слышали,700.
  РП Третьего на запасной, видимо.
  подход Ты второго угоняешь или нет, Дима?
  круг Второго нет на связи.
  подход Так один уже это самое, Дима, позвонили сейчас, везле ближней. Гони скорее на запасной, куда хочешь.
  метео За 46 минуты туман 700, вертикальная 100.
18.44.00 РП Геннадий Иванович! Тревогу объяви!
18.45.00 подход Как погода?
  метео За 45 минут с БПРМ дают нижняя 70, туман 500.
  подход 70 на 500.
18.46.00 подход Гена? Подход.
  АДП Да?
  подход Гена, Устюг держишь?
  АДП Да,да, Устюг держу.
  подход Борт пойдет на Устюг.
  подход Звони ему, чтобы он был готов. Что там еще?

Приложение 4.4: Выписка из магнитофонной записи переговоров по телефону 6-65

Время Кто работает Текст
18.07.00 РП Ну, что там у тебя?
  БПРМ Все у меня. А что Вам надо?
  РП Сколько у тебя видимость.
  БПРМ Видимость?
  РП Да.
  БПРМ Ну, видимость со старта дают, я даже не знаю что там.
  РП Ну у тебя-то ты сколько видишь?
  БПРМ Ну, у меня 1000 видно, а больше я не могу дать.
  РП Да я звонил чего они там? У меня три борта надо посадить.
  БПРМ Да?
  РП Ну.
  БПРМ А как в среднем-то погода?
  РП Да, дают 1250 из-за 200 метров куда-то гнать.
  БПРМ Ну хорошо, сейчас я позвоню.
  РП Я не знаю, там какая-то молоденькая. Что-то не знаю, поняла или нет.
  БПРМ А, ясно.
  РП В общем ей брякни, я дам команду "контрольный замер". По контрольному замеру чтобы 1500 мне было. Хорошо?
  БПРМ Слушай! Борты когда подойдут, примерно?
  РП Да вот, борты уже вот, надо снижать.
  БПРМ Ну, все, все,все.
  РП 50 км от Вологды.
  БПРМ А, ну хорошо.
  РП Давай быстрей оперативней, как контрольный замер только сделает, пусть дает 1500.
  БПРМ Ну. хорошо.
  РП Все. Давай.
18.09.00 метео-старт Да.
  БПРМ Девочки, кто это?
  метео-старт А?
  БПРМ Это вы еще не уехали?
  метео-старт Да.
  БПРМ Чего там у вас с видимостью-то?
  метео-старт Так чего, 900 метровна приборе, так это получается 1280, хоть лопни.
  БПРМ Черт-те что.
  метео-старт На обоих приборах. И пошли они все в баню. Они обледеневают каждые полчаса, так пусть. На одном вот было тоже 900, сейчас 1100. А 1100 все равно 1470, уже меньше 1500.
  БПРМ Ну, все-таки слушай, 1470 это почти 1500. Слушай, а на ленте что пишет?
  метео-старт На ленте, на ленте сейчас скажу. Так 960, так 58,58, так и на ленте это же получается. Сейчас вот еще меньше будет и пусть они это самое не аля-ля. Сколько у тебя за 10 минут?
  БПРМ
  метео-старт 120,что если оба прибора так делают.
  БПРМ Три борта, понимаешь, уже все над Вологдой висят.
18.10.00 метео-старт Так понимаю, Надя, понимаю, но ты тоже ведь должна понять. Ну, я передаю сколько есть.
18.11.00 РП Да.
  БПРМ Слушай, ну позвонила я, они так ни черта не волокут.
  РП Ну, чего они 1280-1000 200 метров не хватает, ну с ума сойти.
  БПРМ Вот с ума сойти, ну вот сейчас подожди, сменится смена, еще с той поговорю. Понижает, я же им не могу сказать, что дайте 1500, у них на приборе столько. Если бы я там сама сидела другое дело. Слушай.
  РП А.
  БПРМ А если они так сядут?
  РП Так нарушение минимума, им талон и мне талон.
  БПРМ Завал. Ну ладно.
  РП Попробуй, поговори с ними.
18.13.00 метео-старт Алло.
  БПРМ Люба, ты, да?
  метео-старт Да.
  БПРМ Вы уже сменились?
  метео-старт Ага, Надежда еще здесь.
  БПРМ А-а-а.
  метео-старт Кто первый из нас?
  БПРМ За 10 минут то сколько у вас?
  метео-старт Сейчас посмотрю. 120, 1280. А у тебя?
  БПРМ У меня более 1000. Слушай, а визуально вы 1500 видите?
  метео-старт Сейчас скажу. Конечно, Надя.
  БПРМ Да?
  метео-старт Да.
  БПРМ А, слушай, там по прибору по второму сколько?
  метео-старт А, ну, подожди, сейчас посмотрю. Сейчас.
  БПРМ Три борта уходят на запасной.
  метео-старт Сейчас вообще общая 750 показывает.
  БПРМ По приборам?
  метео-старт Да 1100. Ну. вот, так что показывает 750, ну так и будем уж давать.
  БПРМ Ну, ладно, чего уж тогда делать.
  метео-старт Ну, во,во. Прибор есть прибор. Так позвоню я.
  БПРМ Ну, визуально у вас 1500 хорошо видно?
  метео-старт Да,нет.
  БПРМ Плохо.
  метео-старт Да, так все равно она не разрешит давать, потому что это самое она сегодня меньше тысячи, так что по прибору ей даже выгодней, Нюрке нашей.
  БПРМ Кому?
  метео-старт Ну, Нюрочке. Анне Григорьевне. Ха,ха,ха,ха.
  БПРМ Людочка.
  метео-старт А?
  БПРМ Вы сами решайте как вам наблюдать.
  метео-старт Мне все равно.
  БПРМ Если вы видите много. Ну, ладно, все.
18.14.00 метео-старт Ага.
18.23.00 БПРМ Алло.
  метео-старт Надя?
  БПРМ Да.
  метео-старт У нас вообще 500 метров один стал показывать.
  БПРМ Слушай, ну тогда запишите несоответствие несоответствие (обе в один голос) и дайте 1500.
  метео-старт 1500?
  БПРМ Да.
  метео-старт В общем-то сейчас дадим пока 1200, или там вот, только что с подхода сейчас ругались. Дима ругался, Картаусов звонил.
  БПРМ Слушай, ты представляешь 40 км три борта от Вологды, им даже горючего на запасной не хватит уйти. А дали только, что 1100, так дай 1500.
  БПРМ Слушай, а ты видишь 1500 визуально?
  метео-старт Сейчас посмотрю. Вроде так не очень видно все равно.
  БПРМ Видно?
  метео-старт Видно.
  БПРМ Ну, давай этот 500, а визуально 1500.
  метео-старт Тетя Нюра нас убьет.
  БПРМ Километр же все-таки, не убьет, спокойно.
  метео-старт А, ну, ладно.
  БПРМ Ладно. Все в порядке.
18.24.00 Подход Слушаю, подходи, Алло!
  БПРМ Картаусова, пожалуйста.
  Подход Нет его.
  БПРМ Нет? Да? А где бы он мог быть? Не знаете?
  Подход А?
  БПРМ А, где он может быть, не знаете?
  Подход Знаю.
  БПРМ Слушайте, а у Вас эти борты, которые шли, не ушли еще никуда?
  Подход Нет, вот сейчас их разгоняем, Уходят все от нас.
  БПРМ Не разгоняйте, они на визуальный переходят, за 25 1500 будет.
  Подход Что? Что? Что?
  БПРМ За 25 будет 1500, они перешли визуально. Это с привода.
  Подход Так. Так. Ну, так давайте быстренько тогда, а то борты уйдутсейчас.
18.25.00 метео-старт Алло!
  БПРМ Вы сколько даете? 1500?
  метео-старт Да, да,а, пока точно не знаем.
  БПРМ Ну, слушай, ведь на визуальный перешли уж 1500 давайЛадно. Все в порядке.
18.24.00 Подход Слушаю, подходи, Алло!
  БПРМ Картаусова, пожалуйста.
  Подход Нет его.
  БПРМ Нет? Да? А где бы он мог быть? Не знаете?
  Подход А?
  БПРМ А, где он может быть, не знаете?
  Подход Знаю.
  БПРМ Слушайте, а у Вас эти борты, которые шли, не ушли еще никуда?
  Подход Нет, вот сейчас их разгоняем, Уходят все от нас.
  БПРМ Не разгоняйте, они на визуальный переходят, за 25 1500 будет.
  Подход Что? Что? Что?
  БПРМ За 25 будет 1500, они перешли визуально. Это с привода.
  Подход Так. Так. Ну, так давайте быстренько тогда, а то борты уйдутсейчас.
18.25.00 метео-старт Алло!
  БПРМ Вы сколько даете? 1500?
  метео-старт Да, да,а, пока точно не знаем.
  БПРМ Ну, слушай, ведь на визуальный перешли уж 1500 давай, так сядут за 5 минут они.
  метео-старт Да?
  БПРМ Да.
  метео-старт Ну, вот к нам уже приехали разбираться.
  БПРМ Ну, все.
  метео-старт Ага.
  метео-старт А?
  БПРМ У Вас РП?
  метео-старт Да.
  БПРМ Трубку ему дайте.
  метео-старт Да, пожалуйста.
  РП Да.
  БПРМ Дмитрий Федорович?
  РП Да.
  БПРМ Вы там не очень девочек наших пугайте.
  РП Да. я не очень.
  БПРМ На приборе-то видите сколько?
  РП Вижу.
  БПРМ Все тогда. Не перешли на визуальное?
  РП А?
  БПРМ За 25 сколько дали они?
  РП Да, ты понимаешь несоответствие, ну.
  БПРМ Вот, ну, все я им сказала.
  РП Да, я вот вижу же в...(не понятно).
18.27.00 БПРМ Несоответствие. Но раньше-то было так, около дела, сейчас он совсем что-то забарахлил. Ну, все тогда.