Предпосылки к авиационному происшествию, выявленные комиссией
Расследованием было установлено неудовлетворительное состояние дел по оценке работы АМСГ руководителями полетов. Выявлены факты, когда руководители полетов производили формально, а в некоторых случаях вообще не производили оперативно- производственной оценки оправдываемости прогнозов погоды, в силу чего требовательность к работникам АМСГ в части, касающейся точности прогнозирования, была не на должной высоте. Имевший место в декабре 1978г. случай ухода самолета Як-40 с ВПР в аэропорту Вологда на запасной аэродром из-за наличия тумана при прогнозировании хорошей погоды вообще остался нерасследованным.
Командованием ЛО-385 было неудовлетворительно организовано дежурство командно-летного состава. При производстве полетов в сложных метеоусловиях дежурными назначались лица, имевшие малый опыт командно-инструкторской работы, которые, полагаясь на руководителей полетов, не принимали необходимых мер по обеспечению безопасности полетов прилетающих самолетов.
Были обнаружены некоторые недостатки в обеспечении полетов. Так, для курса посадки 152град. огни приближения системы светосигнального оборудования аэродрома Вологда были установлены на протяжении не 900м, а 600м. Однако, в Инструкции по производству полетов в районе аэродрома Вологда данные об этом отсутствовали.
Расследование показало, что в 18час.13мин. экипаж самолета Як-40 № 87454 при фактической погоде на аэродроме Вологда 120х1280, потребовал, чтобы дежурный командир и руководитель полетов отправились на пункт метеонаблюдения посмотреть за видимостью.
В 18час.25мин. руководитель полетов по просьбе экипажа прибыл на основной наблюдательный пункт, после чего метеонаблюдатель по сговору с РП необоснованно перешла от инструментальных наблюдений по РДВ к визуальным наблюдениям. В дальнейшем, до 18час.42мин., несмотря на ухудшение видимости на аэродроме и предупреждения об этом со стороны диспетчера круга и СДП, метеонаблюдатель на все запросы о погоде выдавала фиктивную погоду - видимость 1500м при облачности 120м.
Приложение 4.1: Выписка из магнитофонной записи радиообмена диспетчера ДПП аэропорта Вологда с экипажем самолета Як-40 № 87454.
Время | Кто работает | Текст |
18.28.00 | Д | 87454 занимайте 1500, посадочный 152.... |
18.28.38 | Э | Пролет дальнего. |
18.29.03 | Э | Прошел дальнюю. Берем посадочный. |
18.29.07 | Д | 454. Пока не наблюдаю. |
18.30.13 | Э | 454 Прямой? |
18.30.45 | Д | Попрошу нажатие. |
18.30.47 | Э | Даю нажатие. |
18.30.50 | Д | Прямой 151 градус. |
18.30.53 | Э | Понял. |
18.31.10 | Э | 454 выполняю второй. |
18.31.14 | Д | Вас понял. |
18.31.40 | Д | 454. Я сию наблюдаю удаление. Ваше 11 в районе второго. |
18.31.46 | Э | Понял. |
18.33.07 | Д | 454 подходите к траверзу. На схеме работайте с кругом на 128,0. |
Приложение 4.2: Выписка из магнитофонной записи радиообмена диспетчера ДПК аэропорта Вологда с экипажами самолетов Як-40 № 87454 и № 87696.
Время | Кто работает | Текст |
18.33.00 | Э | Вологда-круг, 87454, 1500 заход по приводам. |
Д | 87454, Вологда. Занимайте 900, посадочный 152, заход по приводным. | |
Э | 454, 900 доложу. | |
Э | А, боковое дайте,454. | |
Э | Круг,87454, боковое? | |
Д | 454, боковое 3... не вижу Вас. | |
Э | Понял. | |
18.34.00 | Д | Удаление боковое 6, сию вижу Вас. |
Э | 454, занял 900. | |
Д | 454, эшелон перехода 900, давление 761, 500. | |
18.34.30 | Э | 454, эшелон перехода 900 заняли, давление 761 установлено, занимаем 500. |
Э | 454, заняли 500 по давлению 761. | |
Д | 454, радиальное 14, боковое 10, третий | |
Э | 454 на третьем. | |
18.35.00 | Э | 87696, 1800 заход по приводам, 1800 заход по приводам. |
Д | 87696, Вологда-круг, занимайте 900, посадочный 152, заход по приводным, на третьем Як-40. | |
Э | 900 занимаю, 696, слежу, удаление 25,да? | |
Д | Удаление 27. | |
Э | Понял курс 260. | |
Д | 454, реальное 16. | |
Э | Понял, 454. | |
Э | 696, можно курс к третьему брать? | |
Д | 696, 900 сохраняйте до команды. | |
Э | Курс к третьему,900,понял. | |
Д | Да в районе третьего. | |
Э | Понял. | |
18.36.00 | Э | 454, удаление? |
Д | 454, удаление 15. | |
Э | Принял. | |
Э | 696, на курсе 240, 900. | |
Д | 696, 900 до команды, удаление 15. | |
Э | Вас понял. | |
Д | Извините,25. | |
Э | Понял,25. | |
18.37.00 | Э | 454, на четвертом,500. |
Д | 454, на четвертом, нижняя 120, видимость 1500, полоса влажная, сцепление 0,51. | |
Э | Принял. | |
18.37.25 | Э | Четвертый разворот, 696. |
18.37.26 | Д | 696, четвертый понял Вас. Занимайте 500, 761, эшелон перехода 900. |
18.37.36 | Э | 761 установлено, выполняю четвертый, 500 занимаю. |
18.37.38 | Э | А удаление между нами 12? Да? |
18.37.39 | Д | Да, 12. |
18.37.47 | Э | 454, удаление? |
18.37.49 | Д | 454, удаление 12. |
18.37.51 | Э | Принял. |
18.38.11 | Д | 454, удаление 10. |
18.38.13 | Э | Принял. |
18.38.23 | Э | Вологда-круг,454, в глиссаде, шасси выпущены, к посадке готов. |
18.38.26 | Д | 454, посадку разрешаю. |
18.38.36 | Э | 454, посадка разрешена. |
18.38.37 | Э | Удаление, 454? |
18.38.38 | Д | 454, удаление 23. |
18.38.46 | Э | |
Д | 454, удаление 8. | |
Э | Понял. | |
18.38.52 | Д | 696, удаление 22. |
Э | 696, понял. | |
18.39.24 | Д | 454, удаление 6. |
Э | Принял. | |
18.39.29 | Д | 696, удаление 19. |
Э | Понял. | |
18.40.14 | Д | 454, дальняя? |
Э | Подтверждаю. | |
18.40.30 | Э | 696, удаление? |
18.40.34 | Д | 696, удаление 14. |
Э | 12? | |
18.40.40 | Д | Удаление 14. |
Э | ||
Э | Удаление, 696? | |
18.41.15 | Д | 696, удаление 11. |
Э | Понял. | |
18.41.42 | Э | 696, вошел в глиссаду, шасси выпустил, к посадке готов. |
18.41.45 | Д | 696, посадка дополнительно, удаление 9. |
18.41.47 | Э | 696, посадка дополнительно. |
18.42.25 | Д | 696, уход на второй круг. |
Э | 696, уход, да? | |
18.42.35 | Д | 696, уход на второй круг, приняли? |
Э | Не успеваем, да? | |
18.42.40 | Д | Уход на запасной, уход на запасной. |
Э | Нет! Я уж садиться буду теперь, все, мне надо садиться. | |
18.42.48 | Д | 696, дополнительно. |
Э | Понял. | |
18.42.51 | Д | 100 метров дали. |
Э | Я вас понял, понял. | |
18.42.55 | Д | Приняли? Видимость 700 метров, нижняя 100. |
Э | 696, понял. | |
18.43.19 | Д | 696, на запасной. |
Э | 696, прошел дальнюю, прошу посадку. | |
18.43.01 | Д | 696, до ВПР, до ВПР. |
18.43.34 | Э | Принял до ВПР. |
голос | Топлива хватит, Коля? | |
18.44.15 | Э | 696, первый разворот. |
18.44.32 | Д | 696, ваш запас горючего? |
Э | 1500 килограмм. | |
Д | До Устюга хватит? | |
18.44.48 | Э | Вот не знаю, сейчас подсчитаю. |
18.44.40 | Д | Подсчитайте на запасной Великий Устюг. |
Э | Вас понял. | |
Д | 1200, доложите. | |
Э | ||
Э | Пошел на Великий Устюг, топлива запас хватает 1500. | |
Д | 696, 1200 доложите. | |
Э | 1200 занимаю. | |
Э | 696, 1200. | |
Д | 696, с подходом 122,9. | |
Э | Конец. |
Приложение 4.3: Выписка из магнитофонной записи переговоров по ГГС диспетчеров подхода и круга.
Время | Кто работает | Текст |
18.26.00 | подход | Метео-старт,попрошу погоду за 25. |
метео | За 26 120 х 1500. | |
подход | Вас понял. | |
18.27.00 | метео | У нас 120 на 1500 видимость. |
Значит...На час 120-170 1200-1700. | ||
подход | Вас понял. | |
подход | Анна Григорьевна, 1200-1500 видимость, да? | |
метео | 1200-1700 я сказала. | |
подход | 1700 понятно. | |
РП | Метео старту? | |
подход | Все понятно. | |
РП | Так, и тот, кто вернулся, тоже уточни. | |
подход | Вобщем, мы им всем погоду даем. | |
РП | Хорошо. | |
подход | Гена, будем снижать, слушай. | |
круг | Понял, сейчас запрашиваю видимость. У меня уже полосу не видно. | |
подход | Они дают 1500, 120 на 1500. | |
круг | Девушки, контрольный замер еще сделайте. | |
круг | Старт кругу. | |
метео | Да. | |
круг | Контрольный замер еще сделайте, пожалуйста. | |
подход | Дима, подход. | |
метео | У нас видимость определяем визуально 120х1500. | |
круг | Хорошо, мы уже полосу не видим. | |
подход | Понятно. | |
подход | Мне надо руководителя. | |
РП | Слушаю. | |
подход | Тебе как позвонить? | |
РП | 5-27 | |
18.29.00 | подход | Понял. |
18.30.00 | старт | Девушки,замер сделали? Нет? |
голос | Понял. | |
18.31.00 | старт | На приеме Владимир Георгиевич? |
подход | Подожди. | |
старт | РП у вас есть? | |
подход | Минуту, занят. | |
подход | Нет РП здесь, сейчас приедет. | |
круг | Девушки, кругу. Замер я просил. | |
круг | Не слышу. | |
круг | Одно нажатие, еще повторите раз. | |
метео- старт | ||
круг | 120 на 1500 | |
голос диспетчера старта | Мы Вас не видим, смотрите. | |
18.33.00 | подход | Гена! |
круг | Да. | |
подход | Значит ты видишь оба борта, нет еще? | |
круг | Один вижу. | |
круг | И второй вижу. | |
подход | Боковое дай! | |
18.34.00 | подход | Я второму подсказал, чтобы скорость уменьшил, но смотри он опять. |
круг | РП не приехал? | |
18.35.00 | круг | РП нет у Вас? |
подход | Гена! Нет его у нас, он должен подъехать с ближней, сказал еду к вам. | |
круг | Там его нет, он без связи ездил. | |
18.39.00 | круг | 7-65, да? |
подход | 5-65. | |
круг | А? | |
подход | 5-65. | |
круг | Понял. | |
18.40.00 | круг | Встречаем 87454. |
перевозки | Повторите. | |
18.41.00 | круг | 454, встречаем. |
18.42.35 | метео | Свободны. |
подход | Так угоняйте на второй круг следующий борт. | |
метео | Свободны БПРМ? | |
круг | Да. | |
метео | За 43 минуты нижняя 108. | |
круг | Понял. | |
подход | На запасной кто. | |
18.43.00 | метео | Видимость 700. |
подход | Понятно. | |
метео | Свободны? БПРМ старту. | |
подход | Слышали,700. | |
РП | Третьего на запасной, видимо. | |
подход | Ты второго угоняешь или нет, Дима? | |
круг | Второго нет на связи. | |
подход | Так один уже это самое, Дима, позвонили сейчас, везле ближней. Гони скорее на запасной, куда хочешь. | |
метео | За 46 минуты туман 700, вертикальная 100. | |
18.44.00 | РП | Геннадий Иванович! Тревогу объяви! |
18.45.00 | подход | Как погода? |
метео | За 45 минут с БПРМ дают нижняя 70, туман 500. | |
подход | 70 на 500. | |
18.46.00 | подход | Гена? Подход. |
АДП | Да? | |
подход | Гена, Устюг держишь? | |
АДП | Да,да, Устюг держу. | |
подход | Борт пойдет на Устюг. | |
подход | Звони ему, чтобы он был готов. Что там еще? |
Приложение 4.4: Выписка из магнитофонной записи переговоров по телефону 6-65
Время | Кто работает | Текст |
18.07.00 | РП | Ну, что там у тебя? |
БПРМ | Все у меня. А что Вам надо? | |
РП | Сколько у тебя видимость. | |
БПРМ | Видимость? | |
РП | Да. | |
БПРМ | Ну, видимость со старта дают, я даже не знаю что там. | |
РП | Ну у тебя-то ты сколько видишь? | |
БПРМ | Ну, у меня 1000 видно, а больше я не могу дать. | |
РП | Да я звонил чего они там? У меня три борта надо посадить. | |
БПРМ | Да? | |
РП | Ну. | |
БПРМ | А как в среднем-то погода? | |
РП | Да, дают 1250 из-за 200 метров куда-то гнать. | |
БПРМ | Ну хорошо, сейчас я позвоню. | |
РП | Я не знаю, там какая-то молоденькая. Что-то не знаю, поняла или нет. | |
БПРМ | А, ясно. | |
РП | В общем ей брякни, я дам команду "контрольный замер". По контрольному замеру чтобы 1500 мне было. Хорошо? | |
БПРМ | Слушай! Борты когда подойдут, примерно? | |
РП | Да вот, борты уже вот, надо снижать. | |
БПРМ | Ну, все, все,все. | |
РП | 50 км от Вологды. | |
БПРМ | А, ну хорошо. | |
РП | Давай быстрей оперативней, как контрольный замер только сделает, пусть дает 1500. | |
БПРМ | Ну. хорошо. | |
РП | Все. Давай. | |
18.09.00 | метео-старт | Да. |
БПРМ | Девочки, кто это? | |
метео-старт | А? | |
БПРМ | Это вы еще не уехали? | |
метео-старт | Да. | |
БПРМ | Чего там у вас с видимостью-то? | |
метео-старт | Так чего, 900 метровна приборе, так это получается 1280, хоть лопни. | |
БПРМ | Черт-те что. | |
метео-старт | На обоих приборах. И пошли они все в баню. Они обледеневают каждые полчаса, так пусть. На одном вот было тоже 900, сейчас 1100. А 1100 все равно 1470, уже меньше 1500. | |
БПРМ | Ну, все-таки слушай, 1470 это почти 1500. Слушай, а на ленте что пишет? | |
метео-старт | На ленте, на ленте сейчас скажу. Так 960, так 58,58, так и на ленте это же получается. Сейчас вот еще меньше будет и пусть они это самое не аля-ля. Сколько у тебя за 10 минут? | |
БПРМ | ||
метео-старт | 120,что если оба прибора так делают. | |
БПРМ | Три борта, понимаешь, уже все над Вологдой висят. | |
18.10.00 | метео-старт | Так понимаю, Надя, понимаю, но ты тоже ведь должна понять. Ну, я передаю сколько есть. |
18.11.00 | РП | Да. |
БПРМ | Слушай, ну позвонила я, они так ни черта не волокут. | |
РП | Ну, чего они 1280-1000 200 метров не хватает, ну с ума сойти. | |
БПРМ | Вот с ума сойти, ну вот сейчас подожди, сменится смена, еще с той поговорю. Понижает, я же им не могу сказать, что дайте 1500, у них на приборе столько. Если бы я там сама сидела другое дело. Слушай. | |
РП | А. | |
БПРМ | А если они так сядут? | |
РП | Так нарушение минимума, им талон и мне талон. | |
БПРМ | Завал. Ну ладно. | |
РП | Попробуй, поговори с ними. | |
18.13.00 | метео-старт | Алло. |
БПРМ | Люба, ты, да? | |
метео-старт | Да. | |
БПРМ | Вы уже сменились? | |
метео-старт | Ага, Надежда еще здесь. | |
БПРМ | А-а-а. | |
метео-старт | Кто первый из нас? | |
БПРМ | За 10 минут то сколько у вас? | |
метео-старт | Сейчас посмотрю. 120, 1280. А у тебя? | |
БПРМ | У меня более 1000. Слушай, а визуально вы 1500 видите? | |
метео-старт | Сейчас скажу. Конечно, Надя. | |
БПРМ | Да? | |
метео-старт | Да. | |
БПРМ | А, слушай, там по прибору по второму сколько? | |
метео-старт | А, ну, подожди, сейчас посмотрю. Сейчас. | |
БПРМ | Три борта уходят на запасной. | |
метео-старт | Сейчас вообще общая 750 показывает. | |
БПРМ | По приборам? | |
метео-старт | Да 1100. Ну. вот, так что показывает 750, ну так и будем уж давать. | |
БПРМ | Ну, ладно, чего уж тогда делать. | |
метео-старт | Ну, во,во. Прибор есть прибор. Так позвоню я. | |
БПРМ | Ну, визуально у вас 1500 хорошо видно? | |
метео-старт | Да,нет. | |
БПРМ | Плохо. | |
метео-старт | Да, так все равно она не разрешит давать, потому что это самое она сегодня меньше тысячи, так что по прибору ей даже выгодней, Нюрке нашей. | |
БПРМ | Кому? | |
метео-старт | Ну, Нюрочке. Анне Григорьевне. Ха,ха,ха,ха. | |
БПРМ | Людочка. | |
метео-старт | А? | |
БПРМ | Вы сами решайте как вам наблюдать. | |
метео-старт | Мне все равно. | |
БПРМ | Если вы видите много. Ну, ладно, все. | |
18.14.00 | метео-старт | Ага. |
18.23.00 | БПРМ | Алло. |
метео-старт | Надя? | |
БПРМ | Да. | |
метео-старт | У нас вообще 500 метров один стал показывать. | |
БПРМ | Слушай, ну тогда запишите несоответствие несоответствие (обе в один голос) и дайте 1500. | |
метео-старт | 1500? | |
БПРМ | Да. | |
метео-старт | В общем-то сейчас дадим пока 1200, или там вот, только что с подхода сейчас ругались. Дима ругался, Картаусов звонил. | |
БПРМ | Слушай, ты представляешь 40 км три борта от Вологды, им даже горючего на запасной не хватит уйти. А дали только, что 1100, так дай 1500. | |
БПРМ | Слушай, а ты видишь 1500 визуально? | |
метео-старт | Сейчас посмотрю. Вроде так не очень видно все равно. | |
БПРМ | Видно? | |
метео-старт | Видно. | |
БПРМ | Ну, давай этот 500, а визуально 1500. | |
метео-старт | Тетя Нюра нас убьет. | |
БПРМ | Километр же все-таки, не убьет, спокойно. | |
метео-старт | А, ну, ладно. | |
БПРМ | Ладно. Все в порядке. | |
18.24.00 | Подход | Слушаю, подходи, Алло! |
БПРМ | Картаусова, пожалуйста. | |
Подход | Нет его. | |
БПРМ | Нет? Да? А где бы он мог быть? Не знаете? | |
Подход | А? | |
БПРМ | А, где он может быть, не знаете? | |
Подход | Знаю. | |
БПРМ | Слушайте, а у Вас эти борты, которые шли, не ушли еще никуда? | |
Подход | Нет, вот сейчас их разгоняем, Уходят все от нас. | |
БПРМ | Не разгоняйте, они на визуальный переходят, за 25 1500 будет. | |
Подход | Что? Что? Что? | |
БПРМ | За 25 будет 1500, они перешли визуально. Это с привода. | |
Подход | Так. Так. Ну, так давайте быстренько тогда, а то борты уйдутсейчас. | |
18.25.00 | метео-старт | Алло! |
БПРМ | Вы сколько даете? 1500? | |
метео-старт | Да, да,а, пока точно не знаем. | |
БПРМ | Ну, слушай, ведь на визуальный перешли уж 1500 давайЛадно. Все в порядке. | |
18.24.00 | Подход | Слушаю, подходи, Алло! |
БПРМ | Картаусова, пожалуйста. | |
Подход | Нет его. | |
БПРМ | Нет? Да? А где бы он мог быть? Не знаете? | |
Подход | А? | |
БПРМ | А, где он может быть, не знаете? | |
Подход | Знаю. | |
БПРМ | Слушайте, а у Вас эти борты, которые шли, не ушли еще никуда? | |
Подход | Нет, вот сейчас их разгоняем, Уходят все от нас. | |
БПРМ | Не разгоняйте, они на визуальный переходят, за 25 1500 будет. | |
Подход | Что? Что? Что? | |
БПРМ | За 25 будет 1500, они перешли визуально. Это с привода. | |
Подход | Так. Так. Ну, так давайте быстренько тогда, а то борты уйдутсейчас. | |
18.25.00 | метео-старт | Алло! |
БПРМ | Вы сколько даете? 1500? | |
метео-старт | Да, да,а, пока точно не знаем. | |
БПРМ | Ну, слушай, ведь на визуальный перешли уж 1500 давай, так сядут за 5 минут они. | |
метео-старт | Да? | |
БПРМ | Да. | |
метео-старт | Ну, вот к нам уже приехали разбираться. | |
БПРМ | Ну, все. | |
метео-старт | Ага. | |
метео-старт | А? | |
БПРМ | У Вас РП? | |
метео-старт | Да. | |
БПРМ | Трубку ему дайте. | |
метео-старт | Да, пожалуйста. | |
РП | Да. | |
БПРМ | Дмитрий Федорович? | |
РП | Да. | |
БПРМ | Вы там не очень девочек наших пугайте. | |
РП | Да. я не очень. | |
БПРМ | На приборе-то видите сколько? | |
РП | Вижу. | |
БПРМ | Все тогда. Не перешли на визуальное? | |
РП | А? | |
БПРМ | За 25 сколько дали они? | |
РП | Да, ты понимаешь несоответствие, ну. | |
БПРМ | Вот, ну, все я им сказала. | |
РП | Да, я вот вижу же в...(не понятно). | |
18.27.00 | БПРМ | Несоответствие. Но раньше-то было так, около дела, сейчас он совсем что-то забарахлил. Ну, все тогда. |