Билет 36. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА В ПРАВОВЕДЕНИИ XIX ВЕКА. ДЖОН ОСТИН

Школа юр позитивизма-это теориетиская альтернатива в школе естественного права, в исторической школе правопонимания.

Для школы юр позитивизма характерно:

1. радикальное отрицание естественного права,

2. есть только право санкционированное гос-вом.

3. Источником права явл гос-во

Носители этой школы-Бертом, Остин(англ), Шершеневич (рос)

Карл Берлом «Сущность любого права заключается в том, что оно действует, поэтому прекрасное идеальное право не может не остаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому, как любой колека видит, слышит и действует лучше, чем самая прекрасная статуя»

Джон Остин(1790—1859) — английский юрист, труды которого обосновывали представление о праве как о разновидности повелений, а также преследовали цель разграничения понятий позитивного права и морали.

Эпоха. Стремительное увеличение количества изданных в Англии в первой половине XIX в. законов привело к изменению представлений о самом праве. Взгляд на право как средоточие традиций вытесняется взглядом на право как на совокупность законов. Право все более и более представляется инструментом политики государства и выступает как политическое требование.

Биография. Остин приступил к изучению права, когда за его плечами уже были пять лет службы в британской армии. Некоторое время он занимался адвокатской практикой в судах лорда-канцлера. Читал курс правовых учений в университетском колледже в Лондоне. В Германии Остин изучал римское право и труды германских правоведов по гражданскому праву, идеи систематизации права произвели на него глубокое впечатление. Благодаря близкой дружбе с Иеремией Бентамом, Джеймсом Стюартом Миллем и Джоном Стюартом Миллем Остин увлекся идеей необходимости проведения правовой реформы в Англии. В 1833 г. он был введен в состав комиссии по реформе уголовного права, подготовил два доклада, но, не встретив поддержки своим идеям, ушел в отставку. В 1836 г. его назначили комиссаром по делам Мальты, и с тех пор Остин жил за рубежом, преимущественно в Париже, пока в 1848 г. он с семьей не поселился в графстве Сюррей на юго-западе Англии, где и прожил до конца жизни.

Логическое основание политико-правового учения.

Джон Остин испытал на себе влияние:

• политических идей Томаса Гоббса (суверен как лицо, не ограниченное никакими законами);

• правовой теории и философии утилитаризма Иеремии Бентама (право как повеление суверена).

Основная работа: «Определение области юриспруденции».

Содержание политико-правового учения. Юриспруденция как точная наука. Остин разграничивает этику, которая имеет дело с моральными категориями, науку о законотворчестве, которая имеет дело с понятиями должного в праве, и собственно науку о праве — юриспруденцию.

Юриспруденция изучает право, которое «является правом, даже если оказывается, что нам оно не нравится, или даже если оно отличается от норм, которые мы считаем верными».

Юриспруденция как точная наука должна дистанцироваться от доктрин естественного права, смешивающих понятие права с понятиями нравственности, религиозными догматами, законами природы: «Позитивное право (право в простом и надлежащем смысле этого слова) нередко смешивается с категориями, с которыми оно имеет сходство, либо с категориями, которые связаны с ним аналогией, то есть с категориями, которые могут обозначаться надлежащим или ненадлежащим образом широким и расплывчатым выражением: "право"».

Понятие позитивного права. Остин считает, что право, являющееся предметом юриспруденции, — это право, «устанавливаемое политически господствующим для политически подчиненного».

Это право Остин называет позитивным правом: «"позитивное право" (positive law),... есть право, существующее благодаря занимаемому положению (law existing by position)».

Под позитивным правом Остин понимает приказы, установленные сувереном: «Для члена или членов независимого политического общества, в котором это лицо или орган представляет собой суверена».

Суверен для Остина — это то лицо, которому большинство привыкло подчиняться.

Вместе с тем оккупационную власть нельзя признать сувереном, а ее распоряжения — позитивным правом, поскольку привычка к подчинению складывается не сразу.

Суверен как верховный правитель:

—> «свободен от правовых ограничений», т.е. он не связан законами, изданными как им самим, так и его предшественниками;

—> связан «законами Бога» и нормами морали.

Источники позитивного права различаются по способу выражения в них приказов суверена.

Приказы суверена могут быть выражены:

1) прямо, т.е. непосредственно, и это источник- законы государства;

2) косвенно, и это суть решения судей, обычаи, судебное право, мнения ученых и практика частных юристов- они действуют на основании молчания суверена.

Решения судей, обычаи, мнения ученых и практику частных юристов Остин рассматривает как части позитивного права, так как они действуют с молчаливого согласия суверена.

В отличие от своего учителя Бентама Остин признавал решения судей частью позитивного права. Потребность в судебном правотворчестве он обосновывал следующим образом: «Я не могу понять, как можно предполагать, что общество в состоянии идти вперед в условиях, когда судьи не занимаются правотворчеством, или что есть вообще какая бы то ни было опасность в том, чтобы позволить им иметь ту власть, которую они фактически осуществляют для восполнения нерадивости или неспособности открыто признанного законодателя».

Для совершенствования законодательства Остин предлагал провести кодификацию права.

Джон Остин признан классическим представителем школы юридического позитивизма. Он оказал большое влияние на английскую и мировую юриспруденцию. Эта школа доводит до совершенства правоприменение.

 

Билет 37 КонтПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ КОНТА.

Конт Огюст (1798 – 1857)– французский мыслитель, создатель социологии как науки, идеолог нереволюционного реформирования общества (автор проекта социократии для всего человечества).

Эпоха.19 век – век науки. В социальных науках проявилось стремление к точности: ограничиться изучением лишь наблюдаемых фактов, исключив тем самым метафизический вопрос о поиске сущностей явлений, - вот основа нового стиля мышления – филосовского позитивизма. В 1839 г. Конт впервые употребил термин «социология», он по праву считается основателем социологии как науки. В 1847 г. Конт провозгласил «Религию человечества», в 1848 г. создал позитивистское общество.

Логическое основание политико-правового учения Конта:

· Метод философского позитивизма (социология как наука должна ограничиться наблюдением за социальными фактами в статике и динамике);

· Метод проектирования будущего окончательного строя человечества с а ограничиться наблюдением за социальными фактами в статике и динамике);

· Метод проектирования будущего окончательного строя человечества с учетом закономерностей, открытых социологией. Конт считал, «что новая дисциплина будет напрямую способствовать благоденствию человечества».

return false">ссылка скрыта

Основные работы:Курс позитивной философии; Общий обзор позитивизма.