Билет 29. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ГЕОРГА ВИЛЬГЕЛЬМА ФРИДРИХА ГЕГЕЛЯ

Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770—1831) — немецкий философ, создатель диалектического учения, в основе которого лежала система взглядов объективного идеализма.

Эпоха. Времена Великой французской революции и войн Наполеона. Часть немецких земель отошла Франции. Гегель надеялся, что пора революционных потрясений завершилась раз и навсегда и отныне — просвещенные монархи и профессора начнут обустраивать жизнь народов на разумных началах.

Биография. Родился в г. Штутгарте, в семье чиновника. Закончил богословский факультет Тюбингенского университета. Отказался от карьеры пастора и занялся философией. Был домашним учителем, занимался научным и литературным трудом, был редактором газеты, директором Нюрнбергской гимназии. С 1816 г. — профессор философии в университетах Гейдельберга и Берлина.

Логическое основание политико-правового учения.

Объективный идеализм. Допускал существование абсолютной идеи, которая развивается посредством понятий. Отождествлял мышление и бытие, сводя всю действительность к разуму: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

Основные работы: «Наука логики», «Философия искусства», «Философия науки», «Философия права» — «руководство к лекциям по философии права», которые Гегель читал в Берлинском университете.

Содержание политико-правового учения (по работе «Философия права»). Гегель выступил против господства обывательских представлений о праве и государстве: «Мысль о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно. Лишь правильное мышление, т.е. мышление через понятия, дает знание о предмете». В подтверждение этому он приводит пример: у каждого есть пальцы, каждому можно вложить в них краски и кисти, но не каждый станет художником.

В отличие от Платона, который конструировал идеальные государства, Гегель стремился:

—>«постичь и изобразить государство как нечто разумное в себе»;

> «показать, как государство, этот нравственный универсум, должно быть познано»;

—> «не поучать государство, каким ему следует быть».

В отличие от правоведов, изучавших действующее законодательство, которое внутренне противоречиво, Гегель

как философ права стремился найти идею права, т.е. «познать и постигнуть мысли, лежащие в основе права»: «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея».

Формы реализации правоспособности:

1) собственность

v Собственность может быть только индивидуальной, а не коллективной. Собственность- «разумное обоснование.»

v «Бытие свободной воли в вещах, а не в людях»-соответственно, не должно быть рабства.

v Собственность не может быть равной.

2) договор: сторонник свободы договоров

3) правонарушение: может быть и гражданское, и уголовное правонарушение, но преступление- неразумное поведение людей.

Связь права, преступления и наказания:

v Право- тезис

v Преступление –антитезис

v Наказание

Преступление отрицает право, наказание-отрицание преступления, благодаря наказанию восстанавливается право. То есть преступление должно быть наказано.

Право проходит в своем развитии три стадии:

1)абстрактное право;

2) мораль;

3) нравственность.

I. Под абстрактным правом Гегель понимал правоспособность личности, которая имеет свободную волю. Абстрактное право может выражаться в различных формах. Гегель различал следующие формы выражения абстрактного права.

1. Собственность. «Это инобытие свободной воли во внешних вещах». Следствия такого понимания собственности:

а) собственность может быть только частной, поскольку свободная воля может принадлежать только индивиду;

б) рабство неправомерно, поскольку собственник может вкладывать свою волю только в вещи, а не в человека;

в) собственность не может быть равной.

2. Договор. Это «собственность в ее опосредованной форме». Через договор приобретается право собственности. Гегель выступал за свободу договоров.

3. Нарушение права (неправда, обман, преступление). Оно возможно в различных сферах:

а) сфера гражданского права: в случае оспаривания или нарушения договоров, одна из сторон может заявить о своем праве, которого нет. Это — непреднамеренная гражданская неправда, когда имеет место ошибочное противопоставление одним лицом своего права праву другого лица. Это противоречие разрешается в суде;

б) сфера уголовного права:

• обман — это форма сознательного нарушения права. Лицо знает, что действует в противоречии с правом, но делает вид, как будто его уважает (оплата товаров фальшивыми деньгами). Обман снимается путем наказания;

• преступление — это «право в его нарушении». Отрицаются право в себе (как таковое) и особенная воля отдельного лица. Гегель использует логическую триаду:

право преступление наказание (право отрицается преступлением, а преступление отрицается наказанием; через наказание восстанавливается нарушенное и лишенное силы право).

В отличие от своего современника Ансельма Фейербаха, уподоблявшего преступника собаке, на которую допустимо замахнуться палкой, Гегель призывал в преступнике видеть не объект карательной власти государства, а:

—> полноправного участника судебного процесса;

—> человека, со свободой и достоинством которого необходимо считаться.

II. Под моралью Гегель понимал внутреннее самоопределение свободной воли (т.е. намерения, цели, мотивы), его интересовала субъективная сторона человеческого поведения: «Поскольку человек хочет, чтобы о нем судили по его самоопределению, он в этом отношении свободен, как бы не сложились внешние определения»; «ценность человека определяется его внутренним побуждением...».

Только с позиций морали можно оправдать правонарушение: «Если, например, жизнь может быть поддержана посредством кражи куска хлеба, то этим, правда, поражается собственность другого человека, но было бы неправомерно рассматривать этот поступок как обычное воровство».

III. Под нравственностью Гегель понимал осуществление свободной воли в общественных отношениях. Он различал три вида объединения индивидов, в которых формируется нравственность:

1) семья- в основе семьи лежит брак;

2) гражданское общество- состоит из 3 страт(частей): крестьяне и дворяне, промышленники и торговцы, гос служащие;

3) государство.

Семья — осуществление свободной воли в семейно-брачных отношениях. Брак — это правовая нравственная любовь, а не контракт и не физическая сторона.

Гегель отличает гос-во от гражданского общества:

Гражданское общество — это не сумма индивидов, а связь людей через их потребности, через разделение труда, через правовые учреждения, через внешний порядок. Гражданское общество-это мобильное общество, где нет рабов. В отличине от Платоновского гражданского общества- где принадолежность сословий определяет власть (филосовы), то здесь никто не определяет власть

Гражданское общество основано на абстрактном праве: за каждым признается правоспособность, право частной собственности, свобода заключения договоров и др. Все это обеспечивается благодаря позитивному праву.

Позитивное право должно быть:

1. общепризнанным: оно должно быть «знаемо и волимо всеми». Это возможно лишь тогда, когда оно ясно и связно изложено в доступных для каждого законах. И потому:

• Гегель против возвеличивания обычного права, содержание которого часто непонятно, знание его случайно и является уделом немногих;

• Гегель выступал за кодификацию, которая позволяет избежать правовых недоразумений и помешать тому, чтобы судья играл роль законодателя.

2. должно быть доступно. Знание позитивного права не должно быть привилегией «сословия юристов», оно должно быть делом всех. Для членов гражданского общества право не должно быть «чуждой» действительностью, оно должно быть выражением разумной всеобщности.

Недостатками позитивного права Гегель считал следующее:

1)в праве могут быть элементы случайности, произвола, т.е. то, что утверждается как право, может отличаться

от того, что есть право в себе;

2) право характеризуется абстрактностью, но применяется к индивидуальным случаям;

3) невозможно объяснить, почему, например, установленная правом сумма штрафа должна быть именно такой, а не иной. Почему принуждают к уплате штрафа «в пять талеров или в четыре талера двадцать три гроша»?

Правосудие — важный институт гражданского общества. Недостаточно, чтобы субъективное право индивидуума закреплялось только ясно изложенным и доступным для понимания законом. Индивидуум:

> должен знать, как этот закон применяется в суде. Поэтому должен быть открытый характер правосудия, что способствует росту доверия граждан к праву;

—> имеет право и обязанность разрешаттому должен быть открытый характер правосудия, что способствует росту доверия граждан к праву;

—> имеет право и обязанность разрешать правовые споры в суде. Это отличает современную правовую систему от феодальной, где тот, кто имел власть, не представал перед судом. Гегель — сторонник правовой аксиомы: никто не может быть судьей в своем собственном деле.

Гегель был против того, чтобы граждане становились крепостными сословия юристов, поскольку существует угроза для граждан со стороны юристов, которые утверждают свою исключительность, оперируя чуждой терминологией.

Гегель выступал за суд присяжных: не требуется особых знаний, чтобы установить, что произошло, каковы мотивы преступления и т.д.

Государство —“действительность нравственной деятельности”, “шествие Бога в мире”, “иероглиф сознание” это цель сама по себе. “Это то наивысшее, которое изъявляет притязание и на саму жизнь, и на саму собственность, и требует от индивида, чтобы он принес их в жертву.” Гос-во для него высшая ценность (выше, чем индивид)

Гегель рассматривал государство как внутренний организм(посмотреть на гос-во изнутри) и как внешний организм.

Гегкль против разделения властей, он предлагает различение властей в гос-ве

Гегель против разделения властей, он предлагает различение властей в гос-ве.Гос-во как внутренний организм:

1. Законодательная власть устанавливает всеобщее.

2. Правительственная власть подводит особенное и единичное под всеобщее(применительная власть).

3. Княжеская власть. Монарх (князь) своей подписью делает закон законом, ставит точки над «i». Суверенитет принадлежит монарху, а не народу.

Государство как внешний организм. В отличие от Канта Гегель выступал против идеи вечного мира. Он считал, что:

—> путем войн решаются споры между государствами;

—> если бы не было войн, то человечество было бы болотом;

> человеческая история движется в борьбе противоположностей(закон противоречий), поэтому войны неизбежны;

—> во время войн люди понимают, что они — для государства, а не государство для них;

—> удачные войны «не давали развиться внутренним смутам и укрепляли государственную власть».

Почему Гегель иначе относится к войне, нежели Кант? Гегель излагал свои мысли о войне и мире во время и после наполеоновских войн, потрясших европейские народы. И потому для Гегеля национальные проблемы заслонили собой космополитические представления Канта о вечном мире.

Гегель рассматривал государство с точки зрения всемирной истории.

Всемирная история — это эволюция духа к свободе. Гегель различает следующие исторические периоды:

• восточный мир;

• греческий мир;

• римский мир;

• германский мир.

«Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны». Этим различным периодам в развитии свободы соответствуют типичные формы государственного правления:

• деспотизм;

• демократия;

• аристократия;

• конституционная монархия.

Роль философии по Гегелю:философия- служанка гос-ва, то есть должна служить гос-ву.

Энгельс заметил: “в Германии суеверная вера в гос-во перешла из философии в общее сознание буржуазии и даже сознание многих рабочих”, и действительно немцы, в отличие от французов, государственники, верят в гос-во.