Вопрос 4: Порядок подготовки командира к проведению занятий с личным составом
Каждому тактико-специальному занятию предшествует хорошая подготовка сержантов и офицеров.
В целях выработки единой методики проведения занятия по тактико-специальной подготовке в частности обычно разрабатываются методические разработки, на основании которых руководитель разрабатывает план (план-конспект) проведения занятия по форме аналогичной плану проведения тактико-строевого занятия.
План проведения занятия руководитель разрабатывает на карте или текстуально с приложением схем, в котором отражается: тема, учебные цели, состав обучаемых, время на проведения занятия, место проведения занятия, учебно-материальное обеспечение, учебные вопросы и время на их отработку, методические указания, ход занятия и учебные материалы.
Темы занятия руководитель определяет в соответствии с планом боевой и политической подготовки и программой боевой подготовки подразделений инженерных войск.
Учебные цели занятия он определяет конкретно для каждой категории обучаемых и в целом для подразделения.
Определяя время на проведение занятия, руководитель должен учесть время на совершение марша взводом в район выполнения задач, действия по выполнению задач и возвращение в пункт постоянной дислокации.
Район проведения занятия руководитель, предварительно выбирает по карте, а затем уточняет в ходе рекогносцировки. При этом район занятия должен быть как можно ближе к расположению части с учётом минимальных затрат времени на передвижение подразделения к нему и обратно или к месту очередного занятия.
Учебные вопросы определяются только те, которые раскрывают главное содержание темы и позволяют достичь поставленных учебных целей занятия.
При определении времени, необходимого на отработку каждого учебного вопроса, учитывается содержание темы, учебные цели, отводимое время на занятие, а так же слаженность изучаемых приёмов и действий.
При подготовке к занятию руководитель изучает положения уставов, наставлений, руководств, приказов МО РФ, организационно-методических указаний, программы боевой подготовки подразделений инженерных войск, методических пособий, нормативов; опыт организации выполнения задач в годы локальных войн и учений; подготавливает формализованные документы, расчёты, составляет необходимые схемы, графики выполнения задач, полевой проект и др.
Накануне занятия старший командир (начальник) проводит показательное или инструкторско-методическое занятие (инструктаж).
Подготовка подразделений к занятиям по тактико-специальной подготовке осуществляется при проведении занятия по специальной подготовке и в часы самостоятельной работы под руководством командира взвода.
Проводится инструктаж обучаемых командиров по методике проведения занятия, последовательности и порядка отработки темы, на какие отрабатываемые вопросы обратить основное внимание и как распределить время, о месте проведения занятия, в порядке получения учебно-материальной базы, доведение мер безопасности и подготовки руководящих документов до личного состава.
Командир взвода изучает с личным составом:
- тему занятия;
- соответствующие разделы уставов, наставлений, руководств, нормативов, учебных пособий, инструкций;
- меры безопасности;
- сигналы управления и оповещения;
По решению командира роты осуществляет доукомплектование личным составом расчёты, экипажи, отделения.
Готовит к занятию:
- штатную технику;
- вооружение;
- средства химической защиты
- шанцевый инструмент и д.р.
Организует получение учебно-методической базы, проверку её укомплектованности, исправности и загрузку на машины.
Подготовку района занятия руководитель начинает с проведения рекогносцировки в целях полной отработки учебных вопросов, привязки тактической обстановки к реальной местности и порядка обозначения действий противника.
Уточняет исходный район, маршрут движения, состояние препятствий; проверяет реальное время, необходимое для выдвижения в исходный район, из исходного района к местам выполнения задач и для возвращения в часть. Определяет рубежи или места выполнения задач по подготовке района к занятию. Организует инженерное оборудование района занятия, расстановку указок, обозначающие заграждения, разрушения, завалы, заражения местности и т.п.
Вопрос 5: Методика написания и оформления плана-конспекта руководителем занятия
В зависимости от уровня подготовки руководителя занятия, его опыта и методических навыков составляется конспект, или план-конспект, или методическая разработка тактико-специального занятия. План проведения занятия отрабатывается текстуально с приложением схем, а в отдельных случаях он может составляться в виде графического документа на карте. Основными требованиями при разработке плана являются:
- ясное и конкретное содержание учебных целей и отрабатываемых учебных вопросов, а так же последовательность и время их отработки;
- тесная увязка организации выполнения подразделением задач с тактической обстановкой;
- удобство пользования планом при любых условиях.
В содержании плана указываются:
- тема;
- учебные цели занятия;
- отрабатываемые учебные вопросы;
- состав обучаемых;
- время на проведение занятия;
- учебно-материальная база;
- руководства и пособия для подготовки;
- ход занятия с указанием отрабатываемых учебных вопросов и времени на их отработку;
- действия руководителя занятия и действия обучаемых.
Степень подробности плана может быть различной и зависит от содержания темы и методических навыков руководителя занятия.
При определении времени, необходимого на отработку каждого учебного вопроса, учитывается сложность изучаемых приёмов и действий. Основная часть времени должна быть спланирована на практическое обучение.
План проведения занятия руководитель разрабатывает и оформляет лично. Только в этом случае возможно детально продумать методику проведения занятия, уяснить способы выполнения задачи, наметить, какими вводными нарастить обстановку, какие наиболее целесообразные решения могут принять командиры обучаемых подразделений.
Т-5