Билет 22 ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ МОРЕЛЛИ и БАБЕФА
Морелли(1715—?) — французский писатель, теоретик коммунизма
Эпоха. Кризис феодального строя во Франции привел к нарастанию революционной ситуации. Из просветительства выделилось новое революционно-демократическое направление политической мысли.
Биография. О жизни Морелли известно мало. Под этим именем было опубликовано несколько произведений («Базилиада» и др.).
Логическое основание политического учения. Разделял идеи естественной школы права и идеи Просвещения. Идеальный строй для Морелли — это коммунизм:
—>строй, который соответствует «природе человека»;
—>строй, который основан на принципе всеобщей обязательности труда и принципе общественной собственности.
Основная работа: «Кодекс природы или истинный дух ее законов» (1754). Состоит из четырех частей: части 1, 2, 3 — теория коммунизма; часть 4 «Образец законодательства, согласного с намерениями природы» — проект Конституции будущего коммунистического общества, в состав которой включены 118 законов.
Содержание политического учения. Морелли различает два состояния, в котором могут находиться люди:
1)естественное;
2)государственное.
Естественное состояние — золотой век (как у Руссо), когда действуют законы природы, предписывающие людям общую собственность и всеобщую обязательность труда.
Морелли — противник концепции договорного происхождения государства. Переход от естественного состояния к государству, по мнению Морелли, был вызван ошибками первых законодателей. Морелли, как и французские просветители, верил в мудрый человеческий разум, используя который можно было бы исключить из жизни людей несправедливость.
Формы правления государства и их развитие. В отличие от Монтескье, который считал, что в основании той или иной формы правления лежат различные принципы (добродетель, умеренность, честь, страх), Морелли полагал, что все формы правления «покоятся в большей или меньшей мере на собственности и интересе». Формы правления сменяют друг друга, что обусловлено концентрацией общественного имущества в частных руках.
На смену демократии, в которой частный и общественный интерес уравновешены и существует имущественное равенство, приходит аристократия. Это происходит потому, что некоторой части людей присуще стремление к захвату общественного имущества.Затем общественное имущество концентрируется в руках одного, и возникает монархия. Со временем монархия превращается в деспотию.
Проект коммунистического строя. В будущем государстве человек будет свободным. Под свободой Морелли понимал следующее: «Истинная политическая свобода человека состоит в беспрепятственном и безбоязненном пользовании всем, что может удовлетворить его естественные и, следовательно, законные желания».
Для обеспечения этой свободы необходимо ввести в действие Кодекс природы. Он состоит из 118 законов, три из которых являются основными:
è запрет частной собственности;
è установление права на труд и обязанности трудиться;
è признание за каждым гражданином права получить прокормление за общественный счет.
Основной функцией государства останется хозяйственно-организаторская, которая означает:
—> централизованное распределение работ в обществе между его членами в известной пропорции;
—>надзор за снабжением и распределением произведенной продукции.
Для осуществления хозяйственно-организаторской функции должны быть созданы:
1. Единоличные органы управления формируются с учетом территориального признака. Морелли выделяет следующие административно-территориальные единицы: трибы, города, провинции, нация.
Каждая административно-территориальная единица имеет своего главу, или начальника: главы триб (должность за- нимается пожизненно); начальники городов (должность занимается на один год); начальники провинций (должность занимается на один год); глава нации (должность занимается пожизненно). Морелли отрицательно относился к идее выборов должностных лиц, отстаивал принцип очередности занятия должностей отцами семейств.
2. Коллегиальные органы управления строятся: по территориальному признаку; по производственному признаку.
2.1. Коллегиальные территориальные органы управления:
• в каждом городе действуют сенат. Каждый отец семейства, достигший 50 лет, становится сенатором. Функции сената: издание различных регламентов; подсчет лиц различных возрастов и профессий; содержание приютов для престарелых;
• в масштабе всей нации действует Верховный сенат нации, который формируется по принципу: по два депутата от сената каждого города по очереди входят в его состав, который ежегодно обновляется. Функции Верховного сената нации: надзор за сенатами городов; суд по особо опасным преступлениям.
2.2. Производственно-территориальные коллегиальные органы управления:
• в каждом городе действует совет. Состоит из мастеров различных корпораций;
• в масштабе всей нации действует Верховный совет нации. Подчинен Верховному сенату нации.
Функции этих советов: решение производственных задач; консультирование сенаторов.
Многие идеи Морелли (идея свободы как гарантированной государством материальной обеспеченности; идея централизованного управления народным хозяйством) воспроизводились впоследствии бабувистами — участниками «Заговора во имя равенства» (1796).
В отличие от Мора, изложившего коммунистические идеи на примере фантастической «Утопии», Морелли разработал конкретный проект законодательства коммунистического строя.
Ф. Энгельс считал, что Морелли — это «первый теоретик коммунизма».
Гракх Бабеф(настоящее имя Франсуа Ноэль, 1760— 1797) — французский теоретик коммунизма. Организатор тайного общества, в которое вошли Марешаль, Дарте, Буанаротти и др. Руководитель «Заговора во имя равенства» (1796).
Эпоха. Якобинский период Французской буржуазной революции завершился переворотом 9 термидора (27 июля 1794 г.). Были отменены законы якобинской диктатуры, ограничивающие цены на товары и размер заработной платы. В 1795 г. была принята новая Конституция. Согласно Конституции 1795 г.:
• высшим органом исполнительной власти становилась Исполнительная директория (из пяти человек);
• вводился имущественный избирательный ценз.
В 1796 г. Бабеф и другие заговорщики создали общество «Тайная директория общественного спасения», разработали программу коммунистического преобразования Франции и готовились совершить государственный переворот. Заговорщики были раскрыты, предстали перед судом и приговорены к различным наказаниям. Бабеф и Дарте были гильотинированы. Авторитет Бабефа был столь высок, что участников заговора часто называют бабувистами, а разработанную ими доктрину — бабувизмом.
return false">ссылка скрытаБиография. Бабеф происходил из бедной семьи отставного солдата. О себе писал: «Я родился в грязи». Был писцом и помощником юриста, служил в поземельном архиве в г. Руа. Принял Французскую буржуазную революцию. Издавал газету «Трибун народа, или защитник прав человека» (с 1794 г.). Руководитель тайного общества.
Логическое основание политико-правовых взглядов участников заговора. Идеи «Кодекса природы» Морелли, учет опыта якобинской диктатуры, идеи естественного права были основой политико-правовых взглядов Бабефа и др.
Основные работы; «Постоянный кадастр», «Манифест плебеев».
Содержание политико-правового учения. Критика институтов буржуазного общества. Бабувисты критиковали частную собственность и законодательство о наследовании имущества.
Программа перехода к коммунизму. Цель бабувистов: установить в обществе фактическое равенство через введение института общественной собственности. Эта цель оправдывалась ссылками на естественное право: «Природа дала каждому равное право на пользование всеми благами».
Средство для перехода к коммунизму — насильственная революция, в ходе которой народ должен: завладеть государственным казначейством, почтой, правительственными зданиями, всеми общественными и частными складами. Члены Исполнительной директории должны быть преданы суду народа как узурпаторы народного суверенитета.
Меры, направленные на облегчение положения бедняков.
Бабувисты планировали в ходе революции осуществить ряд чрезвычайных мер в пользу бедняков:
—> бесплатную раздачу хлеба;
—> передачу имущества эмигрантов и других врагов народа;
—> безвозмездное возвращение народу заложенных в ломбарде вещей и др.
Тактика революционного правительства. В переходный период от буржуазного к коммунистическому обществу бабувисты планировали создать революционное правительство. Предполагалось, что это правительство введет:
—> якобинскую Конституцию 1793 г. (с некоторыми изъятиями);
-> всеобщее равенство;
—> всеобщее вооружение народа;
—> всеобщую обязательность труда. Лица, которые не будут заниматься общеполезным физическим трудом, будут объявлены революционным правительством иностранцами и лишены политических прав. Кроме того, эти иностранцы будут высылаться на острова, которые будут превращены в места исправительного труда.
Революционное правительство должно будет принять законы, которые позволят упразднить частную собственность в течение жизни одного поколения. Планировалось принятие закона о запрещении всех форм наследования имущества.
Действия революционного правительства приведут к существенному изменению положения трудящихся: они будут иметь приличные меблированные квартиры, одежду для работы и отдыха, участвовать в общественных трапезах.
Стратегия революционного правительства. В «Манифесте плебеев» Бабеф планировал установление в будущей Франции республики. Бабеф и его сторонники создали революционную организацию, которая выступила за государственный переворот и установление революционной диктатуры с целью основания коммунистического общества во Франции. В отличие от коммунистических проектов Платона, Мора и Морелли бабувисты разработали новую стратегию перехода к коммунизму: захват государственной власти группой революционеров. Поэтому бабувистов можно назвать первыми действующими коммунистами, а Бабефа — лидером партии, впервые заявившей об интересах трудящихся.