ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ
С позиций системного подхода к процессу реабилитации предполагается две его составляющих: с одной стороны, восстановление здоровья и возможностей социального функционирования самого человека, с другой — готовность и возможность общества признать жизнеспособность инвалида, обеспечить реализацию его прав на равноправное участие в труде и жизни общества.
Системный подход в реабилитации, как указывает П.К.Анохин, учитывает клинико-биологический, социально-психологический, социально-экономический и другие аспекты. Основной элемент клинико-биологической подсистемы может быть выражен такими понятиями, как «адаптация», «компенсация». Основным элементом социально-психологической подсистемы принято считать понятия «общение», «отношение», «взаимоотношение». Психологический аспект подразумевает также изучение влияния разнообразных психологических факторов на процесс комплексной реабилитации. Социально-экономический аспект реабилитации тесно связан со стоимостью затрат, экономической рентабельностью проводимых мероприятий. Объединение медицинской, психологической и социальной моделей реабилитации служит методологической установкой современной концепции реабилитации и обусловливает правильный подход к определению ее целей и задач. С позиций системного подхода к реабилитации были разработаны схема этапов и основные принципы реабилитации больных.
Организационно-методические аспекты реабилитации отражены в основных ее принципах:
-единство психосоциальных и биологических методов воздействия;
-раннее начало реабилитационных мероприятий;
- ступенчатость, преемственность и комплексность оказывае
мой помощи;
- непрерывность и завершенность;
- целесообразность и индивидуальный подход в проведении
реабилитации;
- гибкость в системе реабилитационных воздействий.
На заре реабилитации, при медицинском подходе к ней, недостаточно учитывались проблемы целостной личности во всех ее многообразных отношениях и связях с окружающей социальной
средой. В последнее пятидесятилетие произошла переориентация большинства профессионалов на восприятие человека как психобиосоциального существа, на развитие и формирование которого илияют биологические, социально-средовые и психологические факторы. Причем под термином «социальное» понимают все то, что окружает человека в обществе и с чем ему приходится сталкиваться в жизни.
Согласно этой концепции в реабилитации должны в единстве использоваться психосоциальные и биологические методы воздействия. Реабилитационные усилия должны быть направлены и на организм, и на личность, и на социум.
Принцип раннего начала реабилитации. Реабилитационные мероприятия должны начинаться еще на этапе лечения и дополнять его. Вследствие несвоевременного оказания помощи острая патология, дисфункция переходят в хронические формы, а это чрежа-го отрицательными медицинским, трудовым и экономическим результатами. У детей с врожденной патологией реабилитация должна начинаться буквально с первых дней их жизни. Цель раннего вмешательства — уменьшить осложнения, предотвратить развитие необратимых органических, психологических и функциональных изменений, воздействие неблагоприятных влияний на трудовые навыки или потенциальные возможности и тем самым обеспечить максимальную результативность реабилитации.
Реабилитация может проводиться на любом этапе болезни или функциональных нарушений независимо от места нахождения субъекта — в домашних условиях, в стационаре или учреждении первичной медицинской помощи, в реабилитационном центре, интернате или других социальных учреждениях. В зависимости от сроков болезни или наличия физического дефекта выделяют раннюю, этапную и позднюю реабилитацию.
Ранний, или начальный, этап реабилитации имеет целью предотвращение формирования физического и психического дефекта, явлений «госпитализма». Своевременность реабилитационных мероприятий и введение социотерапевтических методов работы с пациентом способствуют сокращению сроков госпитализации, предотвращают развитие иждивенческих, пассивно-потребительских стереотипов поведения.
На выбор комплекса реабилитационных мероприятий влияют клиническое, функциональное и психологическое состояние, степень сохранности социальной компетентности индивида. Содержание и объемы терапевтических воздействий, цели и методы определяются также типом лечебного или социального учреждения, в котором проводится реабилитация.
При острых заболеваниях или обострении хронических болезней первостепенное значение отводится биологической терапии. По мере затухания остроты процесса и редукции болезненной симпто-
матики подключают психосоциальные методы воздействия. Последние, в свою очередь, носят постепенный и нарастающий характер с присоединением различных реабилитационных мероприятий.
На втором этапе реабилитации биологическая терапия обычно ограничивается «поддерживающими» дозами лекарственных средств, а на первое место выступает психосоциальная коррекция. На данном этапе основное внимание уделяется обучению жизни с инвалидностью, повышению активности в обычной жизни, восстановлению трудоспособности, привычных социальных ролей.
Поздняя реабилитация используется для инвалидов с многолетним стажем и направлена на поддержание или восстановление навыков самообслуживания, социальной ориентации в быту и средовом окружении, простейших трудовых навыков.
Принцип многоплановой преемственности и комплексности подразумевает проведение реабилитационных мероприятий специалистами разного профиля и на разных уровнях — внутриведомственном или межведомственном. Организация мероприятий строится по принципу «звезды»: медицинская, психологическая, социальная, педагогическая, профессиональная реабилитация. Эффективность реабилитационных мероприятий во многом будет определяться возможностью проведения необходимого в каждом конкретном случае комплекса медицинских и социотерапевтических приемов и осуществления полипрофессионального бригадного подхода к оказанию помощи.
Идеальным является возможность проведения комплексной реабилитации в одном учреждении (например, реабилитационном центре) с использованием знаний и опыта не одного профессионала, а команды, бригады специалистов. В бригаду включаются специалисты, необходимые для ведения каждого конкретного человека с его индивидуальными потребностями. Обычно это врач, психолог, методист по лечебной физкультуре, массажист, физиотерапевт, социальный работник, окуппациональный терапевт (тру-дотерапевт, культтерапевт), при необходимости — логопед, социальный педагог и т.д. Бригадный подход обоснован, прежде всего, тем, что ни один участник терапевтической команды не в состоянии в одиночку воспринимать всю полноту информации о подопечном в окружающей его действительности. Каждый член бригады дополняет усилия других, и совместно принимается оптимальное решение, в результате обеспечивается воздействие на все уровни поражения — биологический, личностный и социальный. Важно в такой работе совместное обсуждение проблем подопечного с участием в этом его самого и желательно членов его семьи. Такая тактика позволяет не только выработать единый для всех членов команды взгляд на объект и процесс реабилитации, найти общий язык между специалистами, но и включить в
return false">ссылка скрытаактивную работу самого реабилитируемого и его ближайшее окружение. Бригадная работа не только улучшает обслуживание подопечного, но и способствует личностному и профессиональному росту занятых в ней специалистов, стимулирует их творчески, формирует своеобразный стиль взаимоотношений между собой и с субъектом реабилитации.
При необходимости оказания помощи в различных учреждениях, особенно принадлежащих разным ведомствам (здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры), важно обеспечить комплексный подход к удовлетворению потребностей реабилитируемого и единые терапевтические стратегии, согласовать действия отдельных лиц или органов.
Рационально параллельное проведение мероприятий с постоянно увеличивающейся функциональной и смысловой нагрузкой, от простых процессов к сложным, т. е. поэтапно. Реабилитационные мероприятия могут проводиться последовательно лишь при невозможности обеспечения параллельного процесса или при наличии технологических его особенностей.
Каждый этап и вид реабилитации должны быть ориентированы на конкретную реально возможную задачу, о которой должен знать больной (инвалид) и к достижению которой он должен стремиться имеете со специалистами, так как неоправданный оптимизм или пессимизм могут дискредитировать реабилитацию как вид помощи и причинить ему вред. Достижение ожидаемого эффекта повышает уверенность в собственных силах и возможностях, позволяет успешно двигаться шаг за шагом к намеченной окончательной цели. Стратегической целью будут повышение самосознания личности и ее социальной активности, адаптация к новым условиям жизни или возвращение к прежнему полноценному уровню социального функционирования с восстановлением семейных, трудовых и других социальных связей.
Непрерывность реабилитации выступает краеугольным камнем эффективности. Длительность реабилитационного процесса определятся потребностью в каждом конкретном случае — от нескольких недель до многих лет. Реабилитацию можно считать завершенной только тогда, когда личность во всем многообразии ее социальных отношений достигла уровня максимально возможного и приближенного к доболезненному.
На протяжении многих десятилетий в отношении инвалидов осуществлялась практика содержания их в специализированных больницах или интернатах. Это усугубляло стремление лиц с ограниченными возможностями к изоляции от общества. Установлено, что в результате пребывания в течение нескольких лет в учреждениях закрытого типа, без естественного контакта с внешним миром, инвалиды обычно теряют навыки общения и жизнеобеспечения. Развивается явление «госпитализма», при котором паци-
енты боятся выйти из этих учреждений в обычную жизнь, не могут найти свое место среди «здоровых», опасаются встречи с трудностями и неизвестностью.
Концепция психосоциальной реабилитации подразумевает оказание помощи вне стационарных учреждений, в естественном окружении. Взаимоотношения инвалида со средой являются важнейшим фактором реабилитации и социализации. В понятие «социальная среда» входят семья, лица, с которыми человек общается на работе, учебе, в часы досуга, а также врачи, социальные работники, члены общественных организаций и групп самопомощи.
Особое значение имеет окружающая социальная среда для воспитания и социализации ребенка. От того, каким способом осуществляется подготовка ребенка к взаимодействию с социумом, начиная от социально-ролевой игры и общеобразовательной учебы в период первичной социализации до формирования профессиональных намерений и ориентации, зависит готовность индивида к будущей профессиональной и общественной деятельности. Большое значение для ребенка с особыми нуждами имеет контакт со сверстниками. Он ведет к личному самоутверждению и формированию самосознания, через которое происходит самоопределение личности. Чтобы придать процессу социализации управляемый характер, исключить элемент стихийности процесса, различными психолого-педагогическими приемами обеспечивают создание воспитывающей среды, организацию воспитательной работы по развитию (или коррекции) личностных особенностей детей-инвалидов.
Характер общения и отношений инвалида с окружающими людьми во многом зависит не только от его личностных особенностей, но и от восприятия его окружением, готовности последнего оказать помощь и поддержку. Эффективность реабилитации заметно повышается, если она проводится в коллективе — в реабилитационном центре, общественных организациях, а для детей — в дошкольных и образовательных учреждениях с интегративными формами обучения (вместе с другими сверстниками).
Если человек длительное время был изолирован от социума в домашних условиях или стационарном учреждении, встает задача обучения его необходимым жизненным навыкам — самообслуживанию в быту, ориентации в окружающем мире, навыкам самообеспечения, выполнению финансовых операций, общению с незнакомыми людьми.
Сторонники нормализованного подхода к ведению инвалидов при работе основной упор делают на сохранные стороны личности, персональные возможности, причем болезненные симптомы не подчеркиваются и прогноз строится максимально благоприятный и обнадеживающий. Концентрируясь на способностях, а не
на дефекте, социальными методами воздействия можно достичь гораздо большего в плане восстановления социального функционирования, чем при любом массивном медикаментозном лечении.
Обычно человек принимает ту помощь и услуги, которые предлагаются. Важно, чтобы профессионалы воспринимали подопечных полноценными партнерами в процессе реабилитации, полноправными гражданами, принимающими ответственность за свою судьбу.
Необходимо побуждать реабилитируемых активно участвовать в планировании возможной работы с ними, анализировать свои проблемы и определять способы их преодоления, переосмысливать иерархию ценностей. Все построение реабилитационных мероприятий должно быть таким, чтобы включить самого пациента в лечебно-восстановительный процесс, вызвать у него стремление к саморазвитию и самостоятельности, максимально привлечь к участию в восстановлении утраченных функций или социальных связей, трудовых, семейных и др. Это поможет избавиться от пассивности, чувства беспомощности и зависимости. Активное участие пациента в реабилитации позволит определять более адекватные конкретные методы работы, учитывать его индивидуальные способности и возможности, в случае необходимости своевременно корректировать процесс, повышать ответственность личности за полученный результат.
Главная цель реабилитации — достижение максимально независимого образа жизни и улучшение ее качества. Она достигается не путем компенсации социальной недостаточности, а активным преодолением последней и проявлением максимально возможной личностной самореализации.
Адекватно адаптированный к жизни и обществу человек не ! 1уждается в навязанной заботе специалиста и ограничениях в своих правах. Наравне с остальными членами общества инвалид должен пользоваться теми же правами и выполнять те же обязанности. В процессе реабилитации специалист должен быть рядом, а не осуществлять руководство. Задача состоит в том, чтобы подопечный смог научиться обходиться без его помощи, стал самодостаточным. Достижение этой цели станет основным критерием профессионального успеха. В отличие от медицинского подхода, когда пациента стремятся оградить от стрессов, психосоциальная модель реабилитации, поддерживающая концепцию независимос-|и, предполагает обучение самостоятельности, готовности к риску, брать на себя ответственность и не бояться потерпеть неудачу. Каждый человек имеет «право на неудачу», на совершение жизненных ошибок. В процессе реабилитации специалист должен научить подопечного конструктивному видению проблемы, независимому и активному существованию.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключаются основные принципы социальной реабилитации?
2. В чем состоит различие между психосоциальной и медицинской
моделями реабилитации?
3. Как организовать процесс реабилитации в учреждениях разной ве
домственной подчиненности в соответствии с принципами комплекс
ной реабилитации?
Литература
1.Вид В. Д. Бригадный подход в современной психиатрической прак
тике и его функциональное структурирование // Социальная и клини
ческая психиатрия. — 1995. — Т. 5. — Вып. 3.
2. Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты от призрения к реабилитации. —
Красноярск, 1993.
3. Дементьева Н. Ф. Перспектива реабилитационной ориентации цент
ров социального обслуживания // Медико-социальная экспертиза и ре
абилитация. — 1999. — № 2.
4. За пределами ухода в сообществе / Под ред. Шуламит Рамон. —
Киев, 1996.
5. Завиршек Д. Социальные инновации: Новая парадигма социальной
работы в Центральной Европе // Социальная политика и социальная
работа. — 1997. — Вып. 2. — № 3.
6. Зеленкевич И. Б., Соколовская Л. А., Гиткина Л. С. К концепции ме
дицинской реабилитации // Вопросы организации и информатизации
здравоохранения. — М., 1998.
7. Зозуля Т. В. Основы социальной и клинической психиатрии: Учеб.
пособие для студентов вузов. — М., 2001.
8. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психи
атрия. — СПб., 1998.
9. Кадыскин М. Б. Общие организационно-методические основы и по
казатели реабилитации инвалидов: Сборник СПИУВЭКа. — СПб., 1995.
10. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь насе
лению: Пер. со швед. — М., 1998.
11. Партнерство во имя развития: Всероссийская конференция по про
блемам детей-инвалидов. — М., 1998.
12. Социальная работа в учреждениях здравоохранения / Под ред.
И.П.Катковой. - М., 1992.
13. Шостакович Б. В. Патернализм и его роль в современной психиат
рии // Социально-правовые аспекты психиатрической помощи. — М., 1990.