Билет 13.Основные направления политической мысли в период образования Московского царства
Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения, основатель политической науки Нового времени. Автор концепции политической этики — этики главы государства («макиавеллизм»).
Эпоха. Политическая раздробленность Италии. Постоянная угроза нападения со стороны централизованных государств (Испания, Франция).
Биография. Родился во Флоренции, в семье юриста. Принадлежал к обедневшему старинному роду. В течение 14 лет (1498—1512 гг.) был секретарем флорентийской республики, затем — отстранение oт должности и ссылка в личное имение, находясь в котором он создает свои политические и литературные произведения.
Логическое основание политического учения. Эмпиризм, согласно которому единственный источник получения знания — это опыт. Разрабатывая свое политическое учение, Макиавелли обращается к политическому опыту Древнего Рима, изучая его историю, а также использует свой собственный опыт государственной службы.
В рассуждениях Макиавелли происходит радикальный отказ от средневекового теоцентризма, который заменяется на антропоцентризм. В центре мира у Макиавелли не Бог, а человек. Из опыта следует, что в основе политического поведения лежат не каноны христианской морали, а выгода и сила. По Макиавелли, грандиозные дела творили как раз те князья, которые не считались с обещаниями и действовали хитростью и обманом.
Основные работы: «Рассуждения на первые 10 книг Тита Ливия», «Принцепс», «История Флоренции» и др.
Содержание политического учения.
1. Причины политического упадка Италии. Макиавелли сравнивает величие Древнего Рима с современной ему Италией. Причины упадка:
—> христианская религия, которая ориентировала людей на потусторонний мир, сделав их чуждыми государству, что и привело к ослаблению государства;
—> папство, которое имело престол в Риме, владело частью Италии и препятствовало ее объединению.
2. Понятие государства. Макиавелли вводит в политическую лексику новый политический термин — Stato, т.е. государство, — это политическое состояние, которое предполагает наличие отношений господства-подчинения (впервые!). Источник развития государства – борьба народа и знати.
Классификации форм правления государства. Вслед за Аристотелем Макиавелли называет три правильные формы правления (монархия, аристократия, демократия) и три неправильные (тирания, олигархия, распущенность).
Новация Макиавелли: все государства есть либо республики, либо единовластные по форме правления государства. К XIX в. эта классификация государств на республики и монархии станет в науке о государстве преобладающей.
Концепция политической этики главы государства (концепция «макиавеллизма»). Макиавелли разрабатывает политическую этику принцепса (единоличного главы государства), которая позволила бы объединить Италию и превратить ее в сильное государство.
В своей работе «Принцепс» Макиавелли как естествоиспытатель формулирует ряд политических принципов:
• овладевая государством, необходимо все жестокости совершать сразу, чтобы не пришлось каждый день их повторять;
• обиды нужно наносить разом, тогда меньше чувствуешь их в отдельности;
• все благодеяния надо делать понемногу, чтобы они лучше запоминались;
• принцепс должен иметь одновременно природу льва и лисицы: быть львом, чтобы устрашать волков, и быть лисицей, чтобы распознать западню;
• принцепс не может и не должен быть верным данному им слову, если такая честность обращается против него;
• принцепс не обязательно должен обладать всеми добродетелями, — гораздо важнее казаться, что ими обладаешь;
• принцепс не должен трогать имущество подданных и задевать их честь;
• принцепс должен передавать другим дела, вызывающие недовольство подданных, а милости оказывать самому;
• принцепс должен каждым своим поступком создавать о себе молву как о великом и выдающемся человеке;
• принцепс должен рассчитывать не на любовь своих подданных, а на их страх, но не на их ненависть;
• чтобы судить об уме принцепса, надо видеть его окружение.
Никколо Макиавелли стоит у истоков политической науки Нового времени. Он оказал огромное влияние на итальянскую политическую мысль (Г. Моска, В. Паретто и др.). Б. Муссолини, находясь под впечатлением работы Макиавелли «Принцепс», рассматривал себя как нового принцепса. В языке политики сложилось понятие «макиавеллизм», в основе которого лежит идея, что для достижения выбранной цели в политике все средства допустимы.