Первобытно-общинный строй, как форма общества, предшествовавшая ГП
ГП возникли на определенном этапе эволюции. Им предшествует этап общественного развития, когда ГП не существует – доправовой этап.
Первобытное общество в своем развитии прошло различные этапы развития. За основу возникновения зародыша ГП можно взять этап, когда сущность достигла максимального развития: средний этап (стадия рассвета) – момент перехода людей к оседлому образу жизни (они еще не исчерпали своих возможностей, но появляются наиболее важные характеристики).
Особенности экономической сферы этого периода:
1. экономика имела присваивающий характер, т. е. люди довольствуются тем, что дает природа (получение пищи путем охоты и рыболовства);
2. разделение труда между людьми, его специализация осуществляется на естественно-природной половозрастной основе;
3. распределение материальных благ, полученных в процессе труда, осуществляется на уравнительных началах (неэквивалентных) - независимо от вклада в производство;
4. отсутствие систематического обмена произведенными материальными благами между людьми, так как нет прибавочного продукта (излишек материальных благ)
Особенностью социальной системы того времени:
1. отсутствие социальной дифференциацией (разграничение людей по группам, по признакам, связанных с их сознательной деятельностью)
2. индивид был поглощен полностью коллективом (общественные интересы доминируют над личными)
Особенности сферы власти:
1. отсутствовали органы управления, которые бы функционировали на профессиональной основе. Деятельность по управлению всегда сопровождается трудом (производство материальных благ) - сравнительная простота отношений.
2. не только не было потребности в профессиональных управленцах, но и не было возможности их содержать.
3. решении, принимаемые органами управления, всегда отражали общие интересы, поэтому выполнялись без принуждения.
4. существует один вид социальной власти - власть коллектива в целом
Особенности духовной сферы (с точки зрения тех социальных норм, которые используются для упорядочения отношений между людьми):
1. слитность, нерасчленность человеческого сознания на отдельные виды (политическое, нравственное, религиозное и т.д.). Нет отдельных видов социальных норм, существуют «мононормы».
2. нормы возникают не в результате целенаправленной человеческой деятельности, а спонтанно, в результате повторения людьми одного варианта поведения (привычка=обычай).
3. нормы не имеют письменной фиксации (передавались в процессе общения, приданий, мифов).
4. Социальные нормы основаны на общности интересов, следовательно, они исполнялись добровольно.
5. по содержанию нормы делятся на нормы-запреты или те, которые возлагали на людей обязанности. Не существует норм, гарантирующей индивидуальные свободы личности и деятельности, т.к. сложились определенные условия жизни, низкий уровень технического развития и физического выживания только в условиях коллектива. Запреты и обязанности препятствуют распаду коллектива, т.к. не выделяют отдельной личности.