Примечания А.А.Тахо-Годи (в сокращении)
Все даты, кроме оговоренных, относятся к периоду до н. э.
[1] "Царский портик" – помещение, где заседал архонт-басилевс.
[3] Жалоба (dice) имеет характер частного дела (юрид. causa privata), иск же предъявлялся по поводу гражданских дел, связанных с нанесением урона обществу (юрид. causa publica), и потому разбирается на открытом процессе. Греческое наименование иска graphe ("запись", "донесение") указывает на то, что иск подавался архонту-басилевсу оформленным письменно. Дело и Евтифрона и Сократа подлежит юрисдикции второго архонта, так как в конечном счете наносит ущерб интересам общества.
[4] Мелет, сын Мелета, малоизвестный трагический поэт.
[5] Словесный оборот, ставший поговоркой. Очаг – центр не только каждого дома и семьи, но и государства, поэтому в пританее – здании городского совета имелся общий очаг города, в котором поддерживался вечный огонь. В представлении греков существовал и мировой очаг, – это сама богиня Гестия (греч. hestia – очаг), которая находится в центре космоса, а вокруг нее расположены планеты, носящие имена богов.
[7] Хотя роль прорицателей была и очень велика, особенно во время Пелопоннесской войны, но зачастую народ посмеивался над ними, видя в них выдумщиков и фантазеров.
[8] Выражение homose ienai, заимствованное из Гомера, понималось двояко: у риторов – "идти против", у Гомера – "идти вместе". В "Федоне" Сократ употребляет похожий оборот, говоря: "...а мы по-гомеровски вместе пойдем..."
[10] Право преследовать убийцу имел только родственник, если убит был раб – его господин.
[11] Евтифрон в данном вопросе придерживается скорее не формально-юридической, а религиозной точки зрения. Он считает, что самое страшное – осквернение от общения с убийцей, которое требует очищения.
[12] Речь идет о наемном работнике, так называемом пелате – pelates, от слова pelas – близко, т. е. работающий вблизи, близкий, сотоварищ. См.: VI, р. 224 Hermann. Пелаты принадлежали к категории свободных, но бедных арендаторов, или поденщиков, которые или платили за аренду 1/6 часть дохода, или оставляли себе 1/6, что не совсем ясно. Некоторые из них попадали в почти крепостную зависимость. Афиняне, получавшие в качестве наделов участки завоеванной территории, в том числе и на о-ве Наксосе, относились к числу клерухов (cler – надел). Они оставались афинскими гражданами, зачастую жили в Афинах, сдавая землю в аренду. Однако, когда Наксос в 405 г. (после поражения афинян при Эгоспотамосе) отложился от Афин, клерухи потеряли землю и вернулись в Афины. Если разговор с Евтифроном происходил в 399 г., то убийство должно было произойти до 405 г. Здесь или анахронизм, или Евтифрон подает в суд на своего отца за убийство, свершившееся уже давно, тем более что дело могло быть передано в суд в течение пяти лет.
[13] Экзегет – должностное лицо в Афинах, ведавшее исполнением религиозных обрядов, в том числе обряда очищения убийц. Экзегеты обычно назначались в количестве трех человек.
[14] Имя Евтифрон означает "обладающий прямым умом", "прямодушный", "правильно мыслящий", поэтому-то Евтифрон и считает себя особым человеком.
[15] Зевс, одолев в битве своего отца – титана Кроноса и его родичей –титанов, низринул их в Тартар, где находятся корни земли и моря. Кронос же оскопил своего отца Урана – Небо, супруга Земли, Геи, и лишил его власти.
[18] В оригинале eidos, т. е. эйдос, что в данном случае тождественно идее (idea). Эйдос – вид и идея – то, что видно – основные термины платоновского учения об идеях и выражают структурную особенность предметно-смысловой цельности каждой вещи, оказываясь видением предметно-смыслового оформления действительности. Исследование этих терминов см.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т. I. M., 1930. с. 135-281. Излагая учение Платона об умственно-интуитивном познании идеи, ее мифологическое и диалектическое понимание, автор дает десятки разных оттенков значений данных понятий. "Эйдос", по подсчетам А. Ф. Лосева, употребляется у Платона 408 раз, "идея" – 96, так что можно сделать вывод, что учение Платона об идеях трактуется у него без помощи этих терминов.
[19] Один из характернейших терминов Платона – образец, парадигма (греч. paradeigma), т.е. та главная идея, глядя на которую можно конструировать другие идеи или вообще предметный мир. Так, например, есть образец-парадигма, по которому строится космос в "Тимее" (31 AB), или образец, по которому строится государство (Государство VIII 592 B), или образец правления и нравов (там же, 561 E).
[20] Гефест – сын Зевса и Геры, искусный мастер и кузнец, в древнейшее время отождествлявшийся с огнем. Гера – богиня, покровительница семьи и брака, супруга Зевса.
[22] Тантал – сын Зевса, ладийский царь, известный своим богатством.