Ориентация на лучшие качества личности.
5. Каждый ребенок обладает способностями. «Все дети талантливы».
Оптимистическая вера в ребенка, в его силы и возможности.
«В каждом ребенке – чудо, ожидай его»!».
Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.
6. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации.
Гуманистический подход предполагает раскрытие этого потенциала,культивирование импульса к самосовершенствованию.
7. Идея саморазвития, самовоспитания – ведущая в гуманистической педагогике. Ключевые процессы, протекающие в личности /компоненты саморазвития личности/: самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, саморегуляция, самореабилитация, самоорганизация.
8. Отсутствие прямого принуждения.
/Уточнение: необходимое принуждение не должно вызывать отторжения/.
Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое)должно быть косвенным, исключающим прямое внушение.
Замена принуждения желанием, порождающим успех. * Требовательность, основанная на доверии.
9. Приоритет положительного стимулирования.
Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность приносила радость.
10. Любое взаимодействие основывается на принципах равноправия, уважения к личности.
Уравнивание ученика и педагога в правах.
Соблюдение Конвенции о правах ребенка.
Общение, основанное на взаимопонимании.
12. Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей.
13. Право ребенка на свободный выбор.
При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. /Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность/.
Право ребенка на ошибку.
15. Право ребенка на свободную точку зрения.
16. Принятие ребенка таким, каков он есть.
Терпимость к детским недостаткам.
Не акцентировать недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка.
Индивидуальный подход.
Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.
Исходить из возможностей, которыми располагает ребенок, учить с учетом его потенциальных возможностей.
Конструирование индивидуальных программ развития.
Отказ от ориентирования на среднего ученика.
19. Эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие).