Специфика муз.-педагогич. общения.

Общение трех субъектов, полифонический полилог учащегося, учителя и музыки. Осн. средство и цель общения - музыка.

 

 

Личность музыканта в псих.-пед. ракурсе изучения.

Чем музыкант отличается от других людей?

Какие существуют способы прочтения индивидуальности?

Индивидуальность и личность.

Следуя Б.Г. Ананьеву личность - "вершина" структуры псих. свойств, индивидуальность - "глубина" личности.

Индивидуальность - уникальность, неповторимость, единичность сочетания психолог. свойств и качеств каждого человека.

И.И. Резвицкий и В.С. Мерлин считают, что индивидуальность «относится не столько к отдельным признакам и свойствам человека, сколько к способу их связи в нем, к его внутренней структуре».

Б.М. Теплов считал, что человек в большей мере сам является творцом собственной индивидуальности.

Интегральная индивидуальность - термин, используемый для обозначения индивидуальности, когда она понимается как сложный, междисциплинарный объект исследования, не сводящийся к сумме своих частей.

Индивидуальность – интегральное целое, имеющее разные уровни проявления:

организмический (природный) уровень,

собственно психологический,

социальный.

 

Организмический (природный) уровень.

Природные предпосылки индивидуально-типологических особенностей музыкантов. Учение И.П. Павлова о специально-человеческих типах: «художниках» и «мыслителях» (связь с выраженной активностью первой или второй сигнальной систем и, следовательно, непроизвольной или произвольной (опосредованной) регуляцией деятельности). К музыкальной деятельности мы по определению отнесли бы тип «художника». Однако, успешными или неуспешными учениками могут быть как «художники», так и «мыслители», все зависит от активности сигнальных систем и способа регуляции музыкально-познавательной деятельности.

Б.М. Тепловизучал индивидуальные особенн. учащихся-музыкантов по параметрам 3х противоположных пар свойств нервной системы: сила - слабость, инертность - лабильность, активированность - инактивированность. Установлена зависимость успешности муз. обучения от выраженности свойств силы, активированности и лабильности нервной системы (уровень развития муз. памяти, например).

 

К природному, организмическому уровню индивид. особенн., влияющих на овладение муз. дея-ью относится и межполушарная ассиметрия мозга (левши, правши, и их обучение).