Понятие и признаки фирменного названия.

1. Ю, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый гос. реестр ЮЛ при гос. регистрации ЮЛ.

2. Фирменное наименование ЮЛ должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование ЮЛ, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

3. ЮЛ должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. ЮЛ вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование ЮЛ на русском языке и языках народов РФ может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов РФ, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

4. В фирменное наименование ЮЛ не могут включаться: 1) полные или сокращенные официальные наименования РФ, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований; 2) полные или сокращенные официальные наименования федер. органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ и органов МСУ; 3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений; 5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование гос. унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно РФ и субъекту РФ.

Включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования РФ, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению Правительства РФ, если более семидесяти 5% акций АО принадлежит РФ. Такое разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано. Порядок выдачи и отзыва разрешений устанавливается законом.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование АО официального наименования РФ, а также слов, производных от этого наименования, АО обязано в течение 3 месяцев внести соответствующие изменения в свой устав.

5. Если фирменное наименование ЮЛ не соответствует требованиям пунктов 3 или 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий гос. регистрацию ЮЛ, вправе предъявить такому ЮЛ иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

68. Субъект права на фирменное наименование.

Фирменное наименование относится к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Субъектами права на регистрацию фирменного наименования могут быть только коммерческие организации в отличие от прав на товарный знак.

Только юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

 

69. Содержание и защита права на фирменное наименование.

Фирменное наименование относится к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Следует обратить внимание, что согласно п. 4 ст. 54 ГК, содержащем специальные правила об обязательном фирменном наименовании коммерческой организации, и ст. 138 ГК, которая относит фирменное наименование, как средство индивидуализации коммерческих организаций, к категории исключительных прав, порядок его регистрации и использования должен определяться законом и иными правовыми актами. Однако, процедура такой регистрации пока еще не разработана, поэтому фирменное наименование коммерческих организаций должно регистрироваться в составе их учредительных документов при регистрации самих организаций в соответствии с ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Наименование коммерческой организации называется фирменным, поскольку является объектом исключительного неимущественного права на фирму.

В действующем законодательстве и международных договорах не дается понятия фирменного наименования. На наш взгляд, фирменное наименование (фирма) - это обозначение, закрепляемое за коммерческой организацией, под которым она выступает в гражданском обороте и индивидуализируемое ее в ряду других участников гражданского оборота, неотделимое от самой организации и отчуждаемое только вместе с ней.

Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом

Охрана фирменного наименования, включенного в коммерческое обозначение, производится независимо от охраны коммерческого обозначения.

Правовая охрана фирменных наименований носит бессрочный характер

Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

 

70. понятие, функции и виды товарных знаков (знаков обслуживания) Регламентируются параграфом 2 главы 76 ГК. раньше – самостоятельный закон о товарных знаках. Товарный знак – это символ, предназначенный для идентификации производителей товаров. Раньше ремесленники ставили клеймо, хлебобулочные изделия в Великобритании – отсюда происхождение товарного знака. Функции (направления деятельности) товарного знака: 1) определяющая – обеспечивает выделение товара среди подобных товаров и указывает на производителя, 2) информационная – товарный знак свидетельствует о качестве товара и в дальнейшем придерживается своих приоритетов. В социуме очень часто ценится одежду каких марок вы носите, 3) реклама – часто товарный знак содержится на этикетке или проставляется на упаковке товара. Товарный знак – обозначение которое способно отличать товары от аналогичных. Может быть – словесные и изобразительные обозначения или их комплектация. Некое название или изображение на которых стоит знак охраны ®, ТМ – товарный знак, Буква Р в кружочке - смежных прав , © копирайт = опубликование.

Но не все может патентоваться в качестве товарных знаков – 1) не допускается регистрация товарных знаков состоящих из изображения не обладающего различительной способностью, 2) обозначающее флаги, гербы эмблемы и официальные знаки государств, награды и т.д., 3) не патентуются название как для обозначение товаров определенного вида (например – ксерокс или шампанское), 4) являющимися общепринятыми символами и терминами, 5) являющимися ложными или способными ввести в заблуждение относительно товара или его изготовителя, 6) то что не обладают способностью. Для регистрации – заявление и обозначения описания, а также перечень товаров для чего будет использоваться товарный знак, госпошлина, если коллективное пользование – устав, проходит экспертиза – формальная и по существу. Если препятствий нет, то ст. 1304 – свидетельство и срок действия 10 лет. И можно продлить при условии выплаты денежных средств на 10 лет бесконечное число раз по заявке обладателя. Правообладатель обязан использовать иначе к ним може быть использован иск для передачи другим. Главное в товарном знаке – новизна мировая и отличительная способность по форме и содержанию.

Наименование места происхождение товара – необходимо в том случае когда особые уникальные свойства товара возникают именно в определенном месте – географическом объекте и обуславливаются его местоположением, климатом и т.д., природными или людскими факторами. Например: жестовские подносы, хохломская роспись и т.д. – это людские факторы, а например – склон с виноградом, с особыми качествами (мускат красного камня), климатические факторы – Таберды – граница на Кавказе там растет вид реликтовых сосен, которые вырабатывают петанциды (убивают болезнетворные бактерии), уникальный климатический фактор, который нельзя запатентовать. Наименование места нахождения товара – выдается свидетельство – товар должен производиться в конкретном месте, может быть выдан нескольким производителям.

 

Товарные знаки регламентируются параграфом 2 гл 76 ГК.

Раньше был самостоятельный з-н о товарных знаках.

Товарный знак – символ, предназначенный для идентификации производителя товара. Раньше ремесленники ставили на своих изделиях клеймо – это прототип товарного знака.

Первый товарный знак был в Великобритании на хлебобулочные изделия.

Функции товарного знака

- определяющая. Она обеспечивает выделение товара среди подобных товаров и указывает на производителя.

- информационная. Она свидетельствует о качестве товара.

- реклама. Часто товарный знак проставляется на упаковке товара или содержится на этикетке.

В качестве товарного знака м.б. зарегистрированы словесные, изобразительные обозначения или их комбинации. «R в кружочке.» Иногда стоит ТМ

Смежные права « Р в кружочке.»

Но не все м.б. запатентовано в качестве товарных знаков есть ограничения.

- не обладающих различительной способностью

- обозначающих флаги, эмблемы, гербы, печати, гос.награды.

- то что вошло во всеобщее определение для обозначения товаров определенных видов (ксерокс, шампанское)

- являющимися общепринятыми символами и терминами.

- яв-ся сложными или способными ввести в заблуждение относительно товара или его изготовителя

- то, что не обладает различительной способностью.

Для регистрации ТЗ надо подать заявку ( в Москву)

К заявке целый перечень документов, а также перечень товаров для которых требуется регистрация, сгруппированные. 2 экспертизы

- предварительная ( формальная)

- экспертиза заявленного по существу.

Статья 1504. Выдача свидетельства на товарный знак

 

1. Свидетельство на товарный знак выдается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца со дня государственной регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков.

2. Форма свидетельства на товарный знак и перечень указываемых в нем сведений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

 

 

Если нет препятствий ст.1504, то выдается св-во на тов знак. Срок действия – 10 лет, можно продлить на 10 лет бесконечное число раз по заявке обладателя.

Обладатель обязан использовать товарный знак на своих товарах. За не использование м.б. подано прошение или иск о передаче товарного знака другим.

Главное в тов знаке новизна мировая и различительная способность по форме и содержанию.