Общая характеристика МО народной ориентации.

 

Музыка в Древней Руси представляла собой весьма сложное и далеко не однозначное явление. В музыке ней могут быть выделены 2 основные сферы:

муз-ый фольклор, представленный народными песнями и инструментальной музыкой;

музыка менестрельной ориентации, являющаяся важной составной частью скоморошьего искусства.

 

Развитие МО народной ориентации определялось во многом тем, каково было отношение к музыке РПЦ и государства. Отношение русского духовенства к различным сферам мирской музыки было разным. И чем жестче выступало осуждение какой-либо сферы народной муз. со стороны духовенства и госуд. власти, тем в более сложных условиях происходило становление МО в данной области.

 

Высказывания в адрес музыкального фольклора были весьма резкими, т.к. в основе их лежало противопоставление православного и языческого мировоззрения. Степень же осуждения тех или иных жанров была обусловлена тем, в какой мере в них находило выражение языческое начало.

Особой критике подлежали инструментальные наигрыши, песни и пляски, исполнение кот. приурочивалось к православным праздникам.

 

По отношению к скоморошеству позиция РПЦ не была однозначной. Ведь искусство скоморохов было далеко не однородным, и это не могло не сказаться на тех условиях, в кот. оно развивалось.

Предназначение скоморохов видели в том, что они доставляли людям «потеху», или «утеху». Т.к. эти понятия уже не были связаны с языческой обрядностью, муз. приобретала новую, несвойственную ей ранее функцию развлечения. Именно эта сторона скоморошьего искусства получила наиболее полное отражение в образах русского народного творчества, где дея-ть скоморохов чаще всего обозначалась как «потешенье».

"Веселая игра" и "игра великая" (певцы-рапсоды).

Сигнальная музыка находилась практически вне критики со стороны РПЦ и гос. власти. Сигнальная муз. имела сугубо прикладной характер. Будучи частью какого-либо профессионального ремесла, она способствовала успешному выполнению данной дея-ти. Многочисленные упоминания в древнерусских источниках ратной музыки свидетельствуют о том, что отношение к ней было, несомненно, положительным.

Ратная музыка и богослужебное пение часто связывались между собой. Ратные сигналы часто рассматривались в качестве одного из средств борьбы с язычниками за торжество Православной Веры.

Прикладная муз. входила в музыкальный быт и появлялась необходимость в обученных исполнителях, освоивших ту или иную ее разновидность. Поэтому обучение сигнальной музыке русским духовенством не возбранялось, а в отдельных случаях даже стимулировалось.

 

По мере утверждения на Руси православия в МО народной ориентации все более явственно выступало обособление 3 основных разновидностей:

· языческая,

· народно-православная,

· скоморошья.

 

Целевые установки языческой разновидности, а следовательно, содержание, методы, формы образования отражали языческое мировоззрение. Тем самым в мировоззренческом отношении они выступали как антитеза муз-пед воззрениям РПЦ.

 

Становление муз-го образования народно-православной ориентации происходило на основе взаимоотношений магических-языческих и православных-религиозных воззрений на музыку в период приобщения русского чел-ка к православию.

Образование народно-православной ориентации исходило из принципиально иного видения «музыкальной картины» мира. Ее сущностной особенностью являлось то, что православные воззрения на богослужебное пение и народные воззрения на мирские песни дополняли друг друга и вступали в определенные не антагонистические взаимоотношения. Со временем языческое начало в мирских песнях и плясках утратило свою значимость. Тем самым муз. и муз.-педагогич. воззрения получили в этой сфере иную направленность.

Скоморошья ориентация (как предпосылка образования светской ориентации). Обращение скоморохов к темам антирелигиозной направленности, что внесло новые элементы в содержание МО. В интонационном плане новым явилась ориентация МО на менестрельную культуру, на иной тип интонирования.

 

При явном различии, эти разновидности МО народной ориентации имели определенную общность, обусловленную развитием каждой из них в русле традиционной народной культуры. Они были нацелены на иное понимание жизненного предназначения мирских песен, плясок, инструментальных наигрышей. Они рассматривались как органическая часть самой жизни чел-ка от его рождения и до самой смерти.

 

В содержательном плане МО народной ориентации в обучении народно-певческому и народно-инструментальному музицированию можно отметить определенную общность. Одним из ее проявлений можно считать наличие в пении или инстр. игре душевности и искренности.

Специфика МО народной ориентации была сориентирована на полноту выражения в пении или инструментальном музицировании тех чувств, кот-ые испытывал исполнитель, к-ые были порождены самой жизнью и к этой же жизни обращены.

Таким образом, в народно-певческом и народно-инструментальном музицировании большое значение имела эмоц-волевая настроенность исполнителя на определенное кач-во звучания с осознанным или интуитивным учетом того, для кого, при каких обстоятельствах и с какой целью он поет или играет.

 

Обязательное владение народными певцами и инструменталистами специальными знаниями и умениями.

 

В развитии отечественного МО народной ориентации с конца X до середины XVII столетия могут быть выделены два исторических периода:

1.до XV в.

2.с XV в. до середины XVII столетия.

До XV в. МО народной ориентации было сориентировано на освоение народными певцами и инструменталистами трудовых и календарных песен, раннего цикла свадебных песен, ранних былин и погребальных плачей.

По мере обогащения своего муз-го опыта народные певцы и инструменталисты осваивали простейшие типы тонического и силлабического стиха, а также муз-поэтической строфики; х-р взаимосвязи муз-ой и стиховой ритмики, основанный на их органическом единстве; типичные для данного историко-стилевого пласта муз. фольклора особ-ти мелодики и лада. Необ-мо иметь в виду и контрастно-регистровые, неустойчиво-глиссандирующие, высотно более или менее стабилизированные мелодические образования, характерные для раннефольклорной мелодики. Получает свое претворение на всех последующих этапах развития народно-песенного тв-ва. Следовательно, освоение его также входило в содержание МО народной ориентации.

Народные исполнители осваивали не только одноголосное, но и простейшие виды двухголосного интонирования.

 

В XV – первой половине XVII столетия в связи с появ-ем новых и дальнейшим развитием ранее сложившихся фольклорных жанров содержание МО народной ориентации не только расширяется, но и претерпевает существенные изменения.

Новым для этого периода явл-ся виды и жанры исторической, лирической протяжной песни, отделившейся от обряда хоровод существенные изменения.

Новым для этого периода явл-ся виды и жанры исторической, лирической протяжной песни, отделившейся от обряда хороводной и плясовой песни. Зарождается новый вид безымянного тв-ва – псальмы и канты, философская тематика кот. нашла частичное отражение и в относительно поздних разновидностях духовного стиха.

В стилистике народных песен следует заметить относительные изменения: в XV – 1ой половине XVII столетия ведущим началом в жанрах выступает мелодия.

Происходит усложнение самой мелодики, кот. развивается самостоятельно, подчиняя себе стих и ритмику.

К характерным особ-ям песен этого историко-стилевого пласта относятся переменные ладовые устои, рассыпанные в мелодии. Получает развитее мажоро-минорная одноименная и параллельная переменность.

Дальнейшее развитие получает в этот историко-стилевой период и многоголосное пение. Наряду с разными видами двухголосия появ-ся и трехголосное пение.

 

Музыкальный фольклор сохраняется и передается из поколения в поколение бесписьменным способом (во-первых, традиция, во-вторых, муз. письменность была связана со знаменной системой пения, кот. имеет совершенно иную дух.-смысловую направленность).

Устная традиция передачи муз. опыта была присуща и менестрельному искусству.

Таким образом, эти разновидности МО народной ориентации развивались в рамках устной традиции.

Погружение в реальную народно-муз. практику с самого рождения.

Основной путь постижения муз. стороны в народной муз.-педагоич. практике:

1 эт. - вслушивание

2 эт - подлаживание (в основе "лад", согласование)

3 эт. - самостоятельное музицирование (и ансамбл. и инструмент. разновидности).

Ориентация на ансамбл. исполнительство, совместное пение детей и взрослых, совместное инструментальное исполнительство.