Физкультминутка
Закрепление материала
- Слогозвуковой анализ слова аист. Ученики хором произносят слово по слогам, определяют: первый слог а, ударный, состоит из одного гласного звука; второй слог ист, состоит из тех звуков — гласного [и] и согласных [с], [т]. При их произнесении во рту появляются преграды: [с] — между кончиком языка и зубами образуется узкая щель, воздух через эту щель выходит со свистом; [т] — язык и зубы плотно сомкнуты.
Что подсказывает нам схема? (В слове аист два слога, первый слог ударный, всего в слове четыре звука, в первом слоге один звук гласный, во втором слоге три звука — один гласный и два согласных.)
Ребята закрывают учебники и самостоятельно составляют из фишек слово аист, делят его на слоги — раздвигают фишки.
Проводится игра «Обозначь звук». Учитель называет звуки слова аист, но не по порядку, а выборочно. Ученики показывают соответствующие квадратики, вынимая их из схемы, затем ставят на место.
По схеме анализируется предложение Аист улетел. В слове улетел выделяются первый и последний звуки: [у] — гласный, [л] — согласный.
На этом уроке рекомендуется обратиться к звукам [з], [ш], [ж], [р], которые наблюдали раньше, отнести их к разряду согласных. Следует добиваться того, чтобы в добукварный период учащиеся запомнили все 6 гласных звуков и могли назвать 8—10 согласных (это в первую очередь касается детей, которые до поступления в школу не знали букв).
На уроке ведется разговор о бережном отношении к природе, о том, что аист является символом нашей земли.
Дополнительное упражнение. Выделение первого звука в словах стриж, грач, иволга, дрозд. Выделение последнего звука в словах дятел, филин, скворец, журавль.
Заучивание стихотворения О. Высотской «Журавли».
Летят высоко журавли
Над опустевшими полями.
Лесам, где лето провели,
Они кричат: «Летите с нами!»
А в роще сонной и пустой
Дрожат от холода осины.
И долго листик золотой
Летит за стаей журавлиной.
.
Подведение итогов урока. Рефлексия
- О чём мы вели беседу на уроке? С чем познакомились? Что нового узнали?
Понравился ли вам урок? Что именно понравилось? Почему? Что не понравилось? Почему?