Новая тема

Тема: «Гласные и согласные звуки»

Цели:создавать условия для знакомства со звуковой системой языка; содействовать формированию умений делить слова на слоги, выделять ударный слог; содействовать развитию речи, логического мышления; содействовать воспитанию доброжелательных взаимоотношений в коллективе.

Ход урока

Организационный момент

- Прозвенел и смолк звонок –

Начинаем наш урок….

 

Актуализация знаний

-Прежде чем учиться читать и писать, надо научиться правильно гово­рить слова, слоги, звуки и слышать их.

Прочитаем скороговорки (часто повторяющиеся звуки выде­ляются голосом).

♦ Земляника Зою с Зиной Заманила в лес с корзиной.

♦ Груша гусениц не любит, Грушу гусеница губит.

♦ Дарья дарит Дине дыню.

♦ Орел на горе, перо на орле.

♦ Черепаха, не скучая, Час сидит за чашкой чая.

Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы продолжим наш разговор о звуках. Познакомимся с гласными и согласными звуками.

Новая тема

- «Отыщите» вокруг себя слова со звуками [з], [г], [д], [р]; [ч'].

Двигательное упражнение «Колем дрова»:

Пилят, колют, колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей.

Завалили полдвора — будут на зиму дрова. Г. Ладонщиков

Дети «колют» дрова под возгласы: «Ух! Эх!» Накололи много дров, устали: «Ох!» Сели за парты.

- Составим рассказ по картинкам. Анализ предложения: Денис колет дрова (с опорой на схему). Какие дрова? Берё­зовые. Денис колет берёзовые дрова.

Анализ полученного предложения. Проговаривание хо­ром, отхлопывание.

Внимание учеников обращается на схемы слов-междоме­тий (маленьких слов): ух, ох, ах. Дети произносят их хором, интонационно отделяя звуки (у-х, о-х, а-х), и одновременно ведут пальчиком по схеме. Убеждаются, что три слова состо­ят из двух звуков и отличаются лишь первыми звуками: [у], [о], [а]. Эти звуки произносятся детьми изолированно (хором и индивидуально). Ведется наблюдение за положением губ, языка.

- При произнесении данных звуков рот открыт ([у] — губы трубочкой вытянуты вперед, [о] — губы округлены, [а] — рот открыт широко); выдыхаемый воздух .не встречает во рту никаких преград, слышится «чистый» го­лос (без шума, свиста, шипения). Такие «чистые», «сильные» звуки называются гласными; на схемах они обозначаются красными квадратиками.

Важно на этом же уроке «отыскать» три оставшихся глас­ных звука: [э], [и], [ы], дать им характеристику, с тем, чтобы в дальнейшем назывались все шесть гласных звуков.

Для закрепления изученных звуков на данном и последую­щих уроках можно использовать «Песенку гласных». На зна­комую мелодию («Пусть бегут неуклюже...») дети поют: «Э-э-э, а-а-а, у-у-у, и-и-и...»

Согласные звуки. Отгадывание загадки:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома —

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (Аист.)

По картинкам ученики сочиняют рассказ и придумывают к нему заголовок.

Анализ слова ах. Это слово-восклицание произнесла де­вочка, она испугалась за падающего из гнезда аистенка, ко­торый еще не умел летать. Хоровое проговаривание слова с интонационным отделением звуков (а-х).

- Первый звук [а]- гласный. Наблюде­ние за произнесением второго звука [х]. Учитель предлагает проговорить его громко — не получается. Отмечается, что звук [х] «тихий», «слабый», произносится без участия голоса, с шумом. Это согласный звук, что согласные звуки в отличие от гласных обозначаются синими квадра­тиками.