Новая тема
Тема: «Гласные и согласные звуки»
Цели:создавать условия для знакомства со звуковой системой языка; содействовать формированию умений делить слова на слоги, выделять ударный слог; содействовать развитию речи, логического мышления; содействовать воспитанию доброжелательных взаимоотношений в коллективе.
Ход урока
Организационный момент
- Прозвенел и смолк звонок –
Начинаем наш урок….
Актуализация знаний
-Прежде чем учиться читать и писать, надо научиться правильно говорить слова, слоги, звуки и слышать их.
Прочитаем скороговорки (часто повторяющиеся звуки выделяются голосом).
♦ Земляника Зою с Зиной Заманила в лес с корзиной.
♦ Груша гусениц не любит, Грушу гусеница губит.
♦ Дарья дарит Дине дыню.
♦ Орел на горе, перо на орле.
♦ Черепаха, не скучая, Час сидит за чашкой чая.
Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы продолжим наш разговор о звуках. Познакомимся с гласными и согласными звуками.
Новая тема
- «Отыщите» вокруг себя слова со звуками [з], [г], [д], [р]; [ч'].
Двигательное упражнение «Колем дрова»:
Пилят, колют, колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей.
Завалили полдвора — будут на зиму дрова. Г. Ладонщиков
Дети «колют» дрова под возгласы: «Ух! Эх!» Накололи много дров, устали: «Ох!» Сели за парты.
- Составим рассказ по картинкам. Анализ предложения: Денис колет дрова (с опорой на схему). Какие дрова? Берёзовые. Денис колет берёзовые дрова.
Анализ полученного предложения. Проговаривание хором, отхлопывание.
Внимание учеников обращается на схемы слов-междометий (маленьких слов): ух, ох, ах. Дети произносят их хором, интонационно отделяя звуки (у-х, о-х, а-х), и одновременно ведут пальчиком по схеме. Убеждаются, что три слова состоят из двух звуков и отличаются лишь первыми звуками: [у], [о], [а]. Эти звуки произносятся детьми изолированно (хором и индивидуально). Ведется наблюдение за положением губ, языка.
- При произнесении данных звуков рот открыт ([у] — губы трубочкой вытянуты вперед, [о] — губы округлены, [а] — рот открыт широко); выдыхаемый воздух .не встречает во рту никаких преград, слышится «чистый» голос (без шума, свиста, шипения). Такие «чистые», «сильные» звуки называются гласными; на схемах они обозначаются красными квадратиками.
Важно на этом же уроке «отыскать» три оставшихся гласных звука: [э], [и], [ы], дать им характеристику, с тем, чтобы в дальнейшем назывались все шесть гласных звуков.
Для закрепления изученных звуков на данном и последующих уроках можно использовать «Песенку гласных». На знакомую мелодию («Пусть бегут неуклюже...») дети поют: «Э-э-э, а-а-а, у-у-у, и-и-и...»
Согласные звуки. Отгадывание загадки:
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист.)
По картинкам ученики сочиняют рассказ и придумывают к нему заголовок.
Анализ слова ах. Это слово-восклицание произнесла девочка, она испугалась за падающего из гнезда аистенка, который еще не умел летать. Хоровое проговаривание слова с интонационным отделением звуков (а-х).
- Первый звук [а]- гласный. Наблюдение за произнесением второго звука [х]. Учитель предлагает проговорить его громко — не получается. Отмечается, что звук [х] «тихий», «слабый», произносится без участия голоса, с шумом. Это согласный звук, что согласные звуки в отличие от гласных обозначаются синими квадратиками.