ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений проводятся со второй поло­вины сентября один раз в неделю.

В сентябре и октябре продолжительность одного занятия не должна превышать 10 минут. С октября время занятий постепенно увеличивают до 12-15 минут.

Примерное распределение программного материала на год*

 

№п/п Программное содержание Количество занятий, где данная тема является основной
Образование групп из нескольких однородных предметов и выделение из группы одного предмета
Нахождение в ближайшем окружении совокупности одинаковых предметов и одного предмета, сначала специально под­готовленных, а затем без подготовки
Знакомство с кругом, квадратом, треугольником. Различение фигур
Развитие ориентировки в основных пространственных направлениях от себя: справа (направо), слева (налево), вверху (верхняя), внизу (нижняя), над, под, впереди, сзади
Соотнесение предметов в группах один к одному путем их наложения и приложения друг к другу. Развитие умения выяс­нять, в какой из групп предметов больше (меньше) или равное количество 7-9
Сравнение двух предметов по длине, ширине, высоте (величине в целом) путем наложения и приложения друг к другу
Воспроизведение заданного количества предметов, звуков, движений по образцу в пределах 1-3 (без счета и называния числа)
Формирование представлений о частях суток (утро - вечер, день - ночь)

К концу года дети могут:

• Группировать предметы по цвету, форме, величине.

• Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

• Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.

• Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из пред­метов длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий. '

• Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму.

• Понимать слова: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа, на, над - под, верхняя - нижняя (полоска).


 

 

 

 

Месяц Тема и цели занятий 1-й недели Тема и цели занятий 2-й недели Тема и цели занятий 3-й недели Тема и цели занятий 4-й недели
l
Сентябрь Тема Адаптационный период Занятие 1 Занятие 2
Цель Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному математическому развитию: социальный, психо­логический, эмоционально-волевой. Помочь каждому ребенку почувствовать удовлетворенность процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий, не дать ему поддаться унынию, а все­лить уверенность в успехе Закреплять умения разли­чать и называть шар (шарик), куб (кубик) независимо Закреплять умение разли­чать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова большой, маленький
Октябрь Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Цель Закреплять умение разли­чать количество предметов, используя при этом слова: один, много, мало Познакомить со способа­ми составления групп из от­дельных предметов и выделе­ние из группы одного пред­мета. Учить понимать слова: мно­го, один, ни одного Учить отвечать на вопрос «сколько?», определять сово­купности словами: один, мно­го, ни одного. Познакомить с кругом. Учить обследовать его ося­зательно-двигательным путем Учить сравнивать круги по размеру - большой, малень­кий
  Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Цель Учить сравнивать два пред­мета по длине и обозначать результат сравнения словами: длинный — короткий, длин­нее - короче Учить: - находить один и много предметов в специально соз­ данной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», исполь­ зуя слова один, много; - сравнивать два предмета по длине способами наложе­ ния и приложения Познакомить с квадра­том. Учить различать круг и квадрат, указывать по прось­бе воспитателя эти фигуры на картинках, выставлять их изображения в той очередно­сти, которую предлагает педагог Закрепить умения: - находить один и много пред­ метов в специально созданной обстановке, пользоваться сло­ вами один, много; - различать и называть круг и квадрат
Декабрь Тема Занятие 1 Занятие 2 » Занятие 3 Занятие 4
Цель Совершенствовать умение сравнивать два пред­мета по длине, результаты Закреплять умение разли­чать и называть круг и квад­рат. Учить: - сравнивать две разные группы предметов способом Учить: - сравнивать два предмета по длине, используя приемы

Продолжение табл.

 

 

 

Декабрь   сравнения обозначать слова­ми: длинный - короткий, длиннее - короче, одинаковые по длине Совершенствовать умения: - сравнивать два предмета по длине; - находить один и много пред­ метов в окружающей обста­ новке наложения, понимать выраже­ния помногу, поровну; - ориентироваться в располо­жении частей собственного тела, различать правую и ле­вую руку наложения; - активизировать употребле­ние в речи выражений: помно­гу, поровну, столько - сколько
Январь Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Цель Учить: - сравнивать два предмета, контрастных по ширине, ис­ пользуя приемы наложения и приложения; - обозначать результаты срав­ нения словами: широкий - уз­ кий, шире —уже Совершенствовать умения: - сравнивать два предмета по ширине; - сравнивать две равных груп­ пы предметов способом нало­ жения; - закреплять умение различать и называть круг и квадрат Познакомить с треуголь­ником: учить различать и на­зывать фигуру. Закреплять навык сравне­ния двух предметов по шири­не, учить пользоваться слова­ми: шире - уже, одинаковый по ширине Продолжить знако­мить с треугольником на ос­нове сравнения его с квадра­том
... v Февраль Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Цель Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, тре­угольник). Упражнять в умении опре­делять пространственные на­правления от себя и обозна­чать их словами: впереди -сзади (позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (на­лево) Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте; учить понимать слова: высокий - низкий, выше — ниже. Совершенствовать на­выки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами: помногу, поровну, одинаково, столько - сколько Упражнять в сравнении: - двух предметов по высоте; - двух равных групп предме­ тов способом наложения и приложения Учить: - сравнивать две неравные группы предметов способом наложения; - обозначать результаты срав­ нения словами: больше - мень­ ше, столько - сколько

Окончание табл.

return false">ссылка скрыта

 

 

 

 

Март Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Цель Учить: - сравнивать две неравные группы предметов; - обозначать результаты срав­ нения словами: больше - меньше, столько - сколько Закреплять: - способы сравнения двух предметов по длине, ширине, высоте; - обозначать результаты соот­ ветствующими словами Закреплять умениеразли-чать и называть части суток: день - ночь Формировать умение раз­личать количество звуков на слух (много и один). Закреплять способы срав­нения предметов
Апрель Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие предметов
Апрель Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Цель Учить воспроизводить за­данное количество предметов и звуков по образцу в преде­лах трех (без счета и называ­ния числа). Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, тре­угольник Упражнять: - в умении сравнивать два предмета по размеру; - обозначать результаты срав­ нение словами: большой, ма­ ленький Учить различать опреде­ленное количество движений и называть их словами: один, много. Совершенствовать уме­ние составлять группу пред­метов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. Развивать вынимание и мышление Закреплять умение разли­чать и называть части суток: утро - вечер. Развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении предметов и воспроизводить их
у * Тема Занятие 1 Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4
Цель Закреплять умение срав­нивать две равные группы предметов способами наложе­ния и приложения. Учить определять простран­ственное расположение пред­метов, используя предлоги на, под, в и т. д. Совершенствовать уме­ние различать и называть гео­метрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, куб. Развивать внимание, мышление, память, вообра­жение Резерв Резерв

I