Подготовка к обучению правилам дорожного движения детей в возрасте от 3 до 4-х лет.
Дети: имеют представления об ориентировке в пространстве. Понимают и употребляют понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Знают о назначении светофора в целом и всех его цветов: красного, желтого, зеленого. Ориентированы в том, чем различаются проезжая часть дороги и тротуар. Знают правила поведения на улице. У детей сформированы знания о том, какой транспорт передвигается по дороге (автобус, троллейбус, маршрутное такси), а какой по рельсам (трамвай), по железной дороге (поезд). Имеют представления, чем отличаются грузовые и легковые автомобили. Дети имеют знания о том, что есть специальные машины (пожарная, скорая, милицейская). Дети знают основные части транспорта (руль, кабина, колеса, кузов, вагоны). У детей имеются знания о работе шофера, машиниста. Дети ориентированы, как правильно вести себя в транспорте, на улице, на проезжей части, на зимней дороге, на тротуаре. Имеют представления о направлениях (вперед, назад, сзади, налево (слева), направо (справа)). Дети знают элементарные правила дорожного движения (переходить дорогу только на зеленый свет, переходить дорогу по пешеходному переходу). Дети знают, кто такие пешеходы, что им нужно знать при переходе улицы. Имеют представления о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Осторожно: дети».
* Из опыта работы ДОУ № 334 г. Волгограда.
Воспитатели: развивают у детей наблюдательность, внимание к движению на дороге. Закрепляют представления детей о правилах дорожного движения через целевые прогулки, осуществляют наблюдение за игрой старших детей. Совершенствуют знания детей через игровую деятельность, ситуации общения, изобразительную деятельность, чтение художественной литературы. Создают предметно-развивающую среду, способствующую изучению и закреплению детьми правил дорожного движения.
Родители: соблюдают правила дорожного движения, знают правила поведения в транспорте, на улице, дороге и закрепляют их с детьми. Владеют информацией о том, что должен знать ребенок о движении на дороге и как ему доступно рассказать. Помогают ребенку развивать внимание и наблюдательность на дороге. Закрепляют с детьми правила дорожного движения через беседы, чтение художественной литературы, изобразительную деятельность.
Ожидаемые результаты к концу года:
Низкий уровень: дети знают, какой транспорт передвигается на дороге; знают его части; умеют ориентироваться в пространстве.
Средний уровень: знают о назначении светофора в целом; знают, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге. Знают составные части транспорта. Знакомы с работой шофера, машиниста.
Высокий уровень: знают о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте, на зимней дороге; знают назначение каждого цвета светофора. Имеют представление о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Осторожно: дети». Знают, как правильно переходить дорогу. -j
Перспективный план работы
Месяц | Неделя | Задачи по ПДЦ | Содержание занятия (цель) | Совместная деятельность воспитателя и детей | Взаимодействие с узкими специалистами |
Сентябрь | I | Закрепить знания о средствах передвижения. Познакомить с правилами поведения | Занятие 1. Какой бывает транспорт. Цели: формировать у детей представление о транспорте (автобусе, маршрутном такси, грузовых машинах и легковых автомобилях); познакомить детей с троллейбусом; дать знания о правилах поведения в транспорте | Подвижная игра «Цветные автомобили». Конструирование «Автобус», «Трамвай». Дидактическая игра «Красный и зеленый» | |
II | Формировать представления, чем отличается транспорт и из чего состоит | Наблюдение за движением машин с участка детского сада. Дидактическая игра «Встань там, где скажу», сюжетно-дидактическая игра «Шофер». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Легковой автомобиль» | Рисование: «Отремонтируйте машине колеса» (педагог по ИЗО) |
Продолжение табл.
Сентябрь | III | Закрепить у детей знания о назначении светофора и его цветах - красном и зеленом | Ситуация общения «Что я знаю о грузовом автомобиле». Дидактическая игра «Угадай-ка, чем повезешь?». Дидактическая игра «Правильно - неправильно» | Прогулка. Знакомство с улицей (педагог по краеведению) | |
IV | Продолжить формировать пространственные представления | Дидактическая игра «Разрешено - запрещено». Путешествие на автобусе | |||
Октябрь | I | Знакомить детей с улицей, на какие она части делится | Занятие 2. Целевая прогулка по теме «Знакомство с улицей». Цели: уточнить у детей представление об улице, дороге; дать знания детям с том, что улица делится на 2 части: проезжую часть (дорогу) и тротуар, где ходят люди; закреплять знания о грузовых и легковых автомобилях; уточнить знания детей о светофоре и значении его цветов | Подвижная игра «Птицы и автомобиль». Игра-имитация «Я - машина». Ситуация общения « Как я ехал на автобусе» | На участке по ПДД: знакомство с улицей (катание на велосипедах) (инструктор по ФИЗО) |
II | Дать представление о том, чем отличается проезжая часть от тротуара. Знакомить с правилами поведения на улице | Ситуация общения «Что я видел на прогулке». Дидактическая игра «Игра в поезд» | Рисование: «Рельсы для паровозов» (педагог по ИЗО) | ||
III | Закрепить у детей знания о назначении светофора и его цветах | Рассматривание иллюстраций «Улица». Дидактическая игра «Подбери по цвету» | |||
IV | Закрепить у детей знания о транспорте и его отличиях. Продолжать знакомить с работой шофера, машиниста | Конструирование «Широкая и узкая дорожки». Игра-имитация «Я шофер». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Грузовой автомобиль» | Аппликация «Вагончики» (педагог по ИЗО) | ||
Ноябрь | I | Знакомить детей с желтым цветом светофора | Занятие 3. Три сигнала светофора. , Цели: закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов; знакомить детей с желтым сигналом светофора; продолжить работу по ознакомлению | Дидактические игры «Правильно - неправильно», «Собери светофор». Ситуация общения «На чем надо ездить». Дидактическая игра «Поезд». Дидактическая игра «Разрешено - запрещено» | Прогулка. Наблюдение за светофором (педагог по краеведению) |
Продолжение табл.
Ноябрь | II | Закрепить знания детей о светофоре и его значении | детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре | Ситуация общения «Шофер привез овощи в детский сад». Игра-имитация «Я светофор». Чтение произведения С. Михалкова «Если цвет зажегся красный» | Подвижная игра «Такси» (инструктор по ФИЗО) |
III | Продолжать знакомить с правилами поведения на проезжей части и на дороге | Дидактическая игра «Собери светофор». Чтение произведения С. Маршака «Светофор». Пальчиковый театр «Светофор» | Рисование: «Широкая и узкая дорожка» (педагог по ИЗО) | ||
IV | Закрепить знания о транспорте и поведении в нем | Ситуация общения «Мы едем в транспорте». Чтение произведения А. Барто «Грузовик». Игровая ситуация «Выставка машин» | |||
Декабрь | I | Закреплять у детей представления об улице, проезжей части и тротуаре | Занятие 4. Грамотный пешеход. Цели: дать понятия детям о значении слов «пешеход», «пешеходный переход»; знакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход»; учить детей правильно переходить улицу; закреплять у детей знания о назначении светофора; формировать у детей представления об ориентировке на дороге («посмотри налево», «посмотри направо») | Конструирование «Светофор». Чтение произведения Б. Заходера «Шофер» | Игры с музыкальными инструментами «Как звучит транспорт» (муз. руководитель) |
II | Продолжать формировать представления об ориентировке в пространстве | Дидактическая игра «Подойди туда, куда скажу, возьми то, что назову». Заучивание стихов о светофоре | |||
III | Знакомить детей с правилами поведения на дороге и на тротуаре | Дидактическая игра «Дети на прогулке». Ситуация общения «Мой друг -светофор». Конструирование «Собери знак» («Пешеходный переход») | Рисование: «Колеса и светофоры» (педагог по ИЗО) | ||
IV | Знакомить детей с правилами поведения на зимней дороге | Ситуация общения «Как мы играем на улице зимой». Рассматривание иллюстраций «Зимняя прогулка», «Катание на коньках» | |||
Январь | I | Закрепить у детей представления о работе шофера | Занятие 5. Осторожно: зимняя дорога. | Дидактическая игра «Куда спрятался мишка». Сюжетно-ролевая игра «Шо- | Игра-имитация «Я - машина» |
Продолжение табл.
Январь | и о том, как правильно вести машину | Цели: закреплять у детей знания о том, как надо вести себя на дороге пешеходу; знакомить с правилами поведения на улице и дороге зимой, совершенствовать знания детей об особенностях работы шофера; дать понятие детям о дорожном знаке «Дети» | фер». Ситуация общения «Куда едут машины» | с музыкальным сопровождением (муз. руководитель) | |
II | Закрепить у детей знания о правилах поведения в транспорте | Ситуация общения «Скорая помощь». Дидактическая игра «Перевези правильно». Игровая ситуация «Выставка машин». Чтение произведения «Айболит» (отрывок). Беседа «Кто расчищает дорогу от снега» | Развлечение «Маленькие ножки бегут по дорожке» (узкие специалисты) | ||
III | Закреплять у детей правила поведения на тротуаре и на проезжей части зимой | Ситуация общения «Милицейская машина». Конструирование «Гараж для машины». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Милицейская машина» | Аппликация «Почини машину» (педагог по ИЗО) | ||
IV | Развивать у детей азы дорожной грамоты | Рассматривание пожарной машины. Чтение произведения С. Я. Маршака «Кошкин дом» | |||
Февраль | I | Закрепить у детей знания о дорожном транспорте и о его основных частях | Занятие 6. Как транспорт людям помогает. Цели: знакомить детей с тем, какие виды специализированных машин бывают (снегоуборочная, скорая, пожарная...); формировать у детей представление о том, как машины людям помогают; закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера | Дидактические игры «Покажи транспорт, который назову», «Собери машину». Конструирование «Автобус», «Автобусная остановка». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Скорая помощь» | Ситуация общения «Улицы города» на основе макета (педагог по краеведению) |
II | Формировать у детей представление об отличии общественного транспорта | Конструирование «Троллейбус». Ситуация общения « Что должен знать шофер». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Пожарная машина» | Слушание: «Как звучит транспорт» (муз. руководитель) | ||
III | Формировать у детей представления о том, какие бывают машины и каково их значение в жизни человека | Ситуация общения «Какие бывают машины. Игровая ситуация «Едем в гости к бабушке на трамвае» (поведение в транспорте) | Рисование: «Автобус» |
Продолжение табл.
IV | Продолжать закреплять с детьми правила дорожного движения | Ситуация общения «Как я перехожу улицу с мамой». Конструирование «Машины на нашей улице» (коллективно) | |||
I | Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улицы | Занятие 7. Путешествие по городу на транспорте. Цели: знакомить детей с городом, что в нем много улиц, домов, есть парки, детские сады, школы, цирк; дать представление, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси; знакомить детей с особенностями движения общественного транспорта | Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Дидактическая игра «Собери знак». Чтение произведений В. И. Мирясовой «Автобус», «Троллейбус» | Разучивание песенки «Мы в автобусе сидим» (муз. руководитель) | |
II | Учить детей рассказывать о правилах поведения на дороге другим детям | Ситуация общения «Расскажи, что видел на улице». Дидактическая игра «Собери светофор» | |||
III | Учить детей применять знания на практике, используя игровые и проблемные ситуации по ПДЦ | Ситуация общения «Что я знаю о моем любимом транспорте» | Игровая ситуация «Едем на поезде на дачу» с музыкальным сопровождением (муз. руководитель) | ||
IV | Совершенствовать знания детей о назначении светофора и пешеходного перехода | Сюжетно-дидактическая игра «Поезд». Игра «Поезд и туннель» | Развлечение «Маленькие ножки бе-, гут по дорожке» (инструктор по ФИЗО, муз. руководитель) | ||
Апрель | I | Закрепить знания детей о проезжей части улицы и о транспорте на ней | Занятие 8. Помощники на дороге. Цели: закрепить знания о работе светофора и о назначении дорожных знаков; закрепить знания о правилах поведения на проезжей части для шофера и пешехода; учить применять правила на практике в игровой деятельности | Ситуация общения «Если стоишь на остановке». Дидактическая игра «Найди цвет, который скажу». Чтение стихотворений о дорожных знаках | |
II | Продолжать развивать умение наблюдать за движением транспорта | Подвижная игра «Воробышки и автомобиль» | Рисование: «Рельсы для железной дороги» (педагог по ИЗО) |
Окончание табл.