ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Месяц | Наблюдения на прогулке | ||||
Растительный мир | Животный мир | Неживая природа | |||
Сентябрь | Тема | Овощи с огорода | Дать представления: - о травянистых растениях; - об овощах: моркови, огур цах, помидорах, репе; - о деревьях. Учить различать овощи по вкусу, виду, форме. Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья) | Дать общее представление о птицах (голубь, ворона, воробей). Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Дать представление о насекомых (бабочки, жуки, божьи коровки) | Дать элементарные представления о свойствах песка. Формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно Солнце. Показать природное явление - ветер |
Цель | Учить различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа). Расширять представление о выращивании овощных культур | ||||
Октябрь | Тема | Меняем воду в аквариуме | Учить: - любоваться осенними ли стьями; - различать высокие и низкие цветущие растения. Закреплять знания о фруктах: яблоках и грушах. Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев. Показать, что осенью листья деревьев меняют окраску. Учить различать листья по цвету (желтый, зеленый, красный). 3 н а к о -м и т ь с осенним явлением природы - листопадом | Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.) Подвести к пониманию, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых | Дать элементарные представления о свойствах воды. Показать, что осенний дождь может быть разным. Показать особенности осеннего неба |
Цель | Расширять знания о декоративных рыбках. Дать элементарное представление об уходе за декоративными рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру | ||||
Ноябрь | Тема | В гостях у бабушки | Расширять представления о том, что осенью собирают фрукты. | Закреплять представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных. | Показать простейшие связи между явлениями природы. |
Цель | Продолжать знакомить детей с домашними животны- |
Продолжение табл.
ми и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными | Учить: - различать по внешнему ви ду, вкусу, форме и называть яблоки и груши; - бережно относиться к расте ниям; - различать деревья по листьям. Познакомить с плодами рябины | Формировать: - эмоциональную отзывчи вость; - желание наблюдать за насе комыми | Учить определять ветреную погоду | ||
Декабрь | Тема | Подкормим птиц зимой | Расширять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки. Показать особенности травянистых растений в зимний период. Уточнить строение комнатных растений: различать и называть стебель, лист, цветы | Расширять представления о птицах: голубях, воронах, воробьях, синицах. Дать представление о снегире. Закреплять умение узнавать воробья по внешнему ви-ду. Н а б л ю д а т ь за повадками птиц около кормушки | Показать, что солнце светит во все времена года. Показать особенности зимнего неба. Знакомить с характерными признаками зимы, формировать общее представление о зимних явлениях природы |
Цель | Закреплять знания о зимних явлениях природы. Показать кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах | ||||
Январь | Тема | В январе, в январе много снега во дворе... | Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Привлекать внимание детей к красоте деревьев в зимнем уборе. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. Рассмотреть одно из комнатных растений, запомнить его название, закреплять название частей | Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами | Дать представление о свойствах снега. Показать особенности ветреной погоды зимой |
Цель | Уточнить знания о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас детей | ||||
Февраль | Тема | У меня живет котенок... | Продолжать учить видеть красоту заснеженных деревьев. Продолжить знакомить с названиями комнатных рас- | Формировать желание помогать птицам в зимний период. | Продолжать знакомить со свойствами воды. Закреплять представления о признаках зимы. |
Цель | Продолжать знакомство с домашними животными. Формировать умение |
Продолжение табл.
правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать за котенком. Учить делиться полученными впечатлениями | тений (1-2 контрастных по внешнему виду) | Обратить внимание на птиц, прилетающих к кормушке, закрепить усвоение названий птиц | Наблюдать метель, послушать завывание ветра, посмотреть, как он несет снег, наметает сугробы | ||
Март | Тема | Уход за комнатными растениями | Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Закреплять представление о кустарниках | Расширять представления о поведении птиц весной. Продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей, скворец) | Формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно Солнце. Показать, что весной солнце светит и пригревает землю. Показать свойства снега весной |
Цель | Расширять представления о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними | ||||
Апрель | Тема | Прогулка по весеннему лесу | Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой. Показать первые весенние цветы. Показать изменения, происходящие с кустарниками в весенний период. Показать процесс посадки овощей | Показать отличительные особенности червей. Отметить появление насекомых. Продолжать учить различать насекомых | Показать особенности весеннего неба. Показать, что весенний дождь может быть разным. Обратить внимание на песок, закреплять знания о его свойствах |
Цель | Знакомить с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе | ||||
Май | Тема | Экологическая тропа | Формировать бережное отношение к природе. Наблюдать за первыми цветущими культурными растениями (тюльпаны, нарциссы). | Формировать доброе отношение к миру природы. Расширять представления о насекомых (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи) | Закреплять знания о признаках весны. Продолжать знакомить с природным явлением - ветром |
Цель | Расширять знания детей о растениях. Формировать бережное отношение к ним, трудовые навыки. |
Окончание табл.
Дать представление о посадке деревьев | Посадка лука, гороха, ознакомление с правилами ухода за растениями. Обратить внимание на красоту цветущего сада. Наблюдать за всходами овощных культур | ||||
Июнь | Цель | Расширять знания детей о растениях. Формировать бережное отношение к ним, трудовые навыки. Дать представление о посадке деревьев | Рассмотреть травянистые растения луга, уточнить названия, особенности внешнего вида (колокольчики, ромашки). Рассмотреть растения цветника, уточнить цвет, форму листиков, напомнить о правилах ухода | Продолжить формировать умение отличать птиц по внешнему виду (голуби, вороны, воробьи, скворцы, утки). Уточнить знания о собаке и щенках, особенности внешнего вида, отличия | Наблюдать радугу |
Июль | Цель | Расширять знания детей о растениях. Формировать бережное отношение к ним, трудовые навыки. Дать представление о посадке деревьев | Показать, как растут овощи летом. Показать овощные культуры, которые начинают созревать летом (репа, морковь, огурец, помидор). Учить различать некоторые садовые и полевые цветы по форме, окраске, запаху | Расширять представление о насекомых (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи, кузнечики) | Наблюдать летнюю грозу. Учить: - устанавливать простейшие связи: идет дождь - на земле лужи; - по цвету определять сухой или мокрый песок. Продолжить вести наблю дения за ветром |
Август | Цель | Расширять знания детей о растениях. Формировать бережное отношение к ним, трудовые навыки. Дать представление о посадке деревьев | Расширить представления о кустарниках (малина, смородина). Показать, что на кустарниках созревают ягоды ? | Продолжать учить отличать насекомых от других живых существ | Закреплять умение определять состояние погоды по основным признакам. Показать, что летний дождь может быть разным |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА ПРОГУЛКЕ*
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, создаются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки - до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создавать условия для разнообразной деятельности.
Месяц | Тема и цели занятий 1-й недели | Тема и цели занятий 2-й недели | Тема и цели занятий 3-й недели | Тема и цели занятий 4-й недели | |
Сентябрь | Тема | Листопад. Подвижная игра «Листопад» | У цветочной клумбы. Подвижная игра «Вейся, венок» | Большая лейка. Подвижная игра «По узенькой дорожке» | Где что растет? Подвижная игра «Беги к тому, что назову» |
Цель | Показать многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие «листопад» | Познакомить с названиями нескольких цветов - флоксы, ноготки. Закрепить понятие цвета | Наблюдать за работой дворника. Познакомить с названием «поливочная машина» | Дать понятие о фруктах и ягодах. Напомнить строение растений | |
Октябрь | Тема | Мы поможем. Подвижная игра «Лохматый пес» | Что нам осень подарила? Подвижная игра «У медведя во бору» | Ласковый щенок Тишка. Подвижная игра «Раздувайся, мой шар!» | Поход в лес (парк). Подвижная игра «Поедем в лес» |
Цель | Закрепить знания об овощах, их форме, величине, цвете | Закреплять знания о растительном мире, о том, где что растет | Познакомить с частями тела щенка, их названиями. Уточнить, как называют маму щенка | Уточнить названия: дерево, куст. Познакомить с понятиями «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий» |
' Составлен на основе: Теплюк С. H. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2008.
Продолжение табл.
Ноябрь | Тема | Почему улицы нарядны. Подвижная игра «Передай флажок, будь ловким, дружок» | Осеннее платье. Подвижная игра «Поможем белочке сделать запасы на зиму» | Хмурая осень. Подвижная игра «Птички и дождик» | Легковой автомобиль. Подвижная игра «Вышли дети в садик» |
Цель | Дать представление о праздничном событии (4 ноября). Объяснить, почему улицы украшены флажками, иллюминациями и т. п. | Помочь детям заметить и назвать изменения в природе и погоде поздней осенней поры. Дать представление о том, как птицы, животные готовятся перезимовать в холодные и голодные дни | Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени. Уточнить названия и назначение предметов одежды | Уточнить представления о легковом автомобиле, его основных частях | |
Декабрь | Тема | Зима холодная. Подвижная игра «Дед Мороз» | Снегопад. Подвижная игра «Снег кружится» | Птицы зимой. Подвижная игра «Собачка и воробей» | Морозный солнечный денек. Подвижная игра «На елку» |
Цель | Формировать первые связные представления о зимнем времени года | Познакомить с основным сезонным явлением - снегопадом | Формировать желание заботиться о зимующих птицах. Учить узнавать птиц, называть их части тела | Рассказывать о том, как живут звери зимой. Стимулировать добрые чувства по отношению к животным | |
Январь | Тема | Встречаем Новый год. Подвижная игра «Слепим дружно мы дружка из искусственного снежка» | Деревья в белом уборе. Подвижная игра «Кто больше снега под деревья нагребет» | Помощники. Подвижная игра «Ворона и собачки» | В гостях у Снегурочки. Подвижная игра «Коза рогатая» |
Цель | Побудить к рассказам о личных впечатлениях встречи новогоднего праздника в семейном кругу | Помочь детям увидеть красивый белый наряд у деревьев, охапки снега (пушистые шапки) на ветвях. Учить рассказывать о своих наблюдениях | Воспитывать уважение к труду взрослых. Формировать желание помогать окружающим | Познакомить с березкой, елью, с их отличительными внешними признаками. Упражнять в пространственной ориентации | |
Февраль | Тема | Кролик серенький, зайка беленький. Подвижная игра «Заинька, выйди в сад» | Экскурсия по улице. Подвижная игра «Паровозик» | Зимние забавы. Подвижная игра «Ладушки-оладушки» | Где спит медведь? Подвижная игра «Мыши водят хоровод» |
Продолжение табл.
Февраль | Цель | Закрепить знания о строении тела животных. Уточнить название частей тела кролика (зайца). Формировать бережное отношение к животным, желание заботиться о них | Закрепить знания о транспортных средствах. Познакомить с новыми видами транспорта и их назначением. Побуждать произносить названия транспортных средств | Закреплять знания о назначении снежных построек. Уточнить знания о названии птиц, частей тел, голосовых реакциях | Учить: - выполнять необходимые дей ствия, получая результат; - заботиться об окружающих живых существах, не трево жить их напрасно |
Март | Тема | Солнышко пригревает. Подвижная игра «Птички -раз. Птички - два» | Где чей дом? Подвижная игра «Непослушный козел» | Кругом вода! Подвижная игра «Два гуся» | Веселые воробьи. Подвижная игра «Веселый воробей» |
Цель | Дать первые представления о ранней весне | Закреплять представления о весне, показать почки и первые весенние листья. Уточнить названия разных домов | Показать разнообразные действия с талым снегом | Расширять представления о весне. Обогащать знания новыми словами и понятиями | |
Апрель | Тема | Солнышко на траве. Подвижная игра «Солнечный зайчик» | Желтые, пушистые. Подвижная игра по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята» | Где моя мама? Подвижная игра «Мы - веселые ребята» | Мячики. Подвижная игра «Ой, что за народ?» |
Цель | Познакомить с первым весенним цветком, его строением | Познакомить с внешним видом цыплят, особенностями их поведения, частями тела | Повторить, как зовут мам звериных детенышей, как они созывают своих детей | Показать детям, что весна зеленая. Выучить стихотворение А. Барто «Мячик» | |
май | Тема | Дождик песенку поет. Подвижная игра «Кто так кричит?» | Сказка «Колобок». Инсценировка сказки | Горка. Горка с лесенкой и длинным скатом | Самостоятельное конструирование |
Цель | Создать радостное весеннее настроение. Упражнять в звукопро-изношении | Закрепить умение рассказывать с помощью взрослого знакомую сказку | Упражнять в умении строить горку, лесенку. Учить проводить анализ образца. Познакомить с приемом построения ската | Повторить строительные элементы, детали конструкторов, их признаки и конструктивные свойства: большой, маленький кубики, красный кирпич, легкий кубик (пластмассовый), длинная и короткая дощечки; кубик стоит |
Окончание табл.
Июнь | Тема | Лето красное пришло. Подвижная игра «Цыплята и собачка» | Музыкальные ребята. Подвижная игра по стихотворению П. Золотова «Лягушата» | Тонут - плавают. Подвижная игра «Козлята и волк» | Ждем гостей. Подвижная игра «Зайка серый» |
Цель | Закрепить представление о временах года. Учить бережно относиться ко всему живому | Сформировать правильное отношение к живым объектам. Учить не бояться, не обижать живых существ | Уточнить знания о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; одни предметы тонут, другие плавают в воде | Уточнить знания о том, какие животные что едят и как | |
Июль | Тема | Наши дочки. Подвижная игра «Гуси» | Сыплем, лепим. Подвижная игра «Кошка и мышки» | Красная девица в темнице. Подвижная игра «Мой козлик» | У цветочной клумбы. Подвижная игра «Каравай» |
Цель | Учить аккуратно обращаться с водой. Уточнить порядок действий при раздевании кукол | Пополнить знания о свойствах песка (сухой сыплется, из мокрого можно лепить). Учить пользоваться лейкой | Дать представление о растениях на огороде (морковь). Учить заботиться о растениях | Познакомить с цветами (тюльпан, ромашка, колокольчик). Закрепить представление о строении цветка | |
август | Тема | Зоопарк. Подвижная игра «Бусинки» | Что нам лето подарило? Подвижная игра «Слышим -делаем» | Какие семена у растений? Подвижная игра «По грибы» | Прощай, лето! Подвижная игра-состязание «Блинки» (броски плоских камешков на поверхность воды, чтобы ударились об воду и отскочили от нее, образуя круги-«блинки») |
Цель | Закрепить представление о животном и растительном мире. Уточнить знания о том, чем питаются живые существа, что нужно растениям для роста и развития | Закрепить представление о растительном мире | Учить различать семена разных растений, бережно относиться к сбору семян и их сортировке (для зимней подкормки птиц, для заготовки к будущим посадкам, для поделок) | Дать возможность порадоваться последним теплым летним дням, увидеть яркие краски лета, их многоцветье и разнообразие |
ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ*