ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц     Наблюдения на прогулке
  Растительный мир Животный мир Неживая природа
Сентябрь Тема Овощи с огорода Дать представления: - о травянистых растениях; - об овощах: моркови, огур­ цах, помидорах, репе; - о деревьях. Учить различать овощи по вкусу, виду, форме. Показать особенности строения деревьев (ствол, вет­ки, листья) Дать общее представление о птицах (голубь, ворона, во­робей). Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Дать представление о насе­комых (бабочки, жуки, божьи коровки) Дать элементарные пред­ставления о свойствах песка. Формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно Солнце. Показать природное явле­ние - ветер
Цель Учить различать по внеш­нему виду и вкусу и называть овощи (огурец, помидор, мор­ковь, репа). Расширять представление о выращивании овощных культур
Октябрь Тема Меняем воду в аквариуме Учить: - любоваться осенними ли­ стьями; - различать высокие и низкие цветущие растения. Закреплять знания о фруктах: яблоках и грушах. Знакомить с характерными особенностями осенних де­ревьев. Показать, что осе­нью листья деревьев меняют окраску. Учить различать листья по цвету (желтый, зе­леный, красный). 3 н а к о -м и т ь с осенним явлением природы - листопадом Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.) Подвести к пониманию, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых Дать элементарные пред­ставления о свойствах воды. Показать, что осенний дождь может быть разным. Показать особенности осеннего неба
Цель Расширять знания о деко­ративных рыбках. Дать элементарное пред­ставление об уходе за декора­тивными рыбками. Формировать доброе отношение к окружающему миру
Ноябрь Тема В гостях у бабушки Расширять представления о том, что осенью собирают фрукты. Закреплять представления о том, чем живые птицы отли­чаются от игрушечных. Показать простейшие связи между явлениями природы.
Цель Продолжать знакомить детей с домашними животны-

Продолжение табл.

 

 

 

 

 

 

 

    ми и их детенышами. Учить правильно обращать­ся с домашними животными Учить: - различать по внешнему ви­ ду, вкусу, форме и называть яблоки и груши; - бережно относиться к расте­ ниям; - различать деревья по листьям. Познакомить с плодами рябины Формировать: - эмоциональную отзывчи­ вость; - желание наблюдать за насе­ комыми Учить определять ветреную погоду
Декабрь Тема Подкормим птиц зимой Расширять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки. Показать осо­бенности травянистых расте­ний в зимний период. Уточ­нить строение комнатных растений: различать и назы­вать стебель, лист, цветы Расширять представления о птицах: голубях, воронах, воробьях, синицах. Дать представление о снегире. Закреплять умение узна­вать воробья по внешнему ви-ду. Н а б л ю д а т ь за повадка­ми птиц около кормушки Показать, что солнце светит во все времена года. Пока­зать особенности зимнего неба. Знакомить с харак­терными признаками зимы, формировать общее представ­ление о зимних явлениях при­роды
Цель Закреплять знания о зим­них явлениях природы. По­казать кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах
Январь Тема В январе, в январе много снега во дворе... Показать особенности ли­ственных и хвойных деревьев в зимний период. Привле­кать внимание детей к кра­соте деревьев в зимнем уборе. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кус­тарникам. Рассмотреть одно из комнатных растений, запомнить его название, за­креплять название частей Формировать эмоцио­нальную отзывчивость на об­щение с живыми существами Дать представление о свой­ствах снега. Показать особенности вет­реной погоды зимой
Цель Уточнить знания о зимних явлениях природы. Формировать эстетиче­ское отношение к окружаю­щей природе. Обогащать и активизиро­вать словарный запас детей
Февраль Тема У меня живет котенок... Продолжать учить видеть красоту заснеженных деревь­ев. Продолжить знакомить с названиями комнатных рас- Формировать желание помогать птицам в зимний период. Продолжать знакомить со свойствами воды. Закреплять представления о признаках зимы.
Цель Продолжать знакомство с домашними животными. Формировать умение

Продолжение табл.

 

 

 

 

 

 

 

    правильно обращаться с жи­вотными. Развивать жела­ние наблюдать за котенком. Учить делиться полученны­ми впечатлениями тений (1-2 контрастных по внешнему виду) Обратить внимание на птиц, прилетающих к кор­мушке, закрепить усвоение названий птиц Наблюдать метель, послу­шать завывание ветра, посмот­реть, как он несет снег, наме­тает сугробы
Март Тема Уход за комнатными расте­ниями Показать изменения, про­исходящие с деревьями в ве­сенний период. Закреплять представление о кустарниках Расширять представления о поведении птиц весной. Продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей, скворец) Формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно Солнце. Показать, что весной солн­це светит и пригревает землю. Показать свойства снега весной
Цель Расширять представления о комнатных растениях. За­креплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддержи­вать интерес к комнатным растениям и желание ухажи­вать за ними
Апрель Тема Прогулка по весеннему лесу Формировать желание любоваться появившейся зе­леной травкой. Показать первые весенние цветы. Показать измене­ния, происходящие с кустар­никами в весенний период. Показать процесс посадки овощей Показать отличительные особенности червей. Отметить появление насе­комых. Продолжать учить разли­чать насекомых Показать особенности ве­сеннего неба. Показать, что весенний дождь может быть разным. Обратить внимание на пе­сок, закреплять знания о его свойствах
Цель Знакомить с характерны­ми особенностями весенней погоды. Расширять пред­ставления о лесных растениях и животных. Формиро­вать элементарные пред­ставления о простейших свя­зях в природе
Май Тема Экологическая тропа Формировать бережное отношение к природе. Наблюдать за первыми цветущими культурными растениями (тюльпаны, нар­циссы). Формировать доброе от­ношение к миру природы. Расширять представления о насекомых (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи) Закреплять знания о при­знаках весны. Продолжать знакомить с природным явлением - вет­ром
Цель Расширять знания детей о растениях. Формиро­вать бережное отношение к ним, трудовые навыки.

Окончание табл.

 

    Дать представление о посадке деревьев Посадка лука, гороха, озна­комление с правилами ухода за растениями. Обратить внимание на кра­соту цветущего сада. Наблюдать за всходами овощных культур    
Июнь Цель Расширять знания детей о растениях. Формировать бережное отношение к ним, трудовые навыки. Дать представление о посадке деревьев Рассмотреть травянистые растения луга, уточнить назва­ния, особенности внешнего вида (колокольчики, ромашки). Рассмотреть растения цветника, уточнить цвет, фор­му листиков, напомнить о пра­вилах ухода Продолжить формировать умение отличать птиц по внешнему виду (голуби, вороны, воробьи, скворцы, утки). Уточнить знания о собаке и щенках, особенности внеш­него вида, отличия Наблюдать радугу
Июль Цель Расширять знания детей о растениях. Формировать бережное отношение к ним, трудовые навыки. Дать представление о посадке деревьев Показать, как растут овощи летом. Показать овощные культу­ры, которые начинают созре­вать летом (репа, морковь, огу­рец, помидор). Учить различать некоторые садовые и полевые цветы по форме, окраске, запаху Расширять представление о насекомых (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи, куз­нечики) Наблюдать летнюю грозу. Учить: - устанавливать простейшие связи: идет дождь - на земле лужи; - по цвету определять сухой или мокрый песок. Продолжить вести наблю­ дения за ветром
Август Цель Расширять знания детей о растениях. Формировать бережное отношение к ним, трудовые навыки. Дать представление о посадке деревьев Расширить представления о кустарниках (малина, сморо­дина). Показать, что на кустарни­ках созревают ягоды ? Продолжать учить отли­чать насекомых от других жи­вых существ Закреплять умение опреде­лять состояние погоды по ос­новным признакам. Показать, что летний дождь может быть разным

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА ПРОГУЛКЕ*

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, создаются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при оз­накомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрос­лый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в до­школьное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки - до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создавать условия для разнообразной дея­тельности.

 

 

 

Месяц Тема и цели занятий 1-й недели Тема и цели занятий 2-й недели Тема и цели занятий 3-й недели Тема и цели занятий 4-й недели
Сентябрь Тема Листопад. Подвижная игра «Листопад» У цветочной клумбы. Подвижная игра «Вейся, ве­нок» Большая лейка. Подвижная игра «По узенькой дорожке» Где что растет? Подвижная игра «Беги к тому, что назову»
Цель Показать многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие «листопад» Познакомить с названия­ми нескольких цветов - флок­сы, ноготки. Закрепить понятие цвета Наблюдать за работой дворника. Познакомить с названием «поливочная машина» Дать понятие о фруктах и ягодах. Напомнить строение рас­тений
Октябрь Тема Мы поможем. Подвижная игра «Лохматый пес» Что нам осень подарила? Подвижная игра «У медведя во бору» Ласковый щенок Тишка. Подвижная игра «Раздувайся, мой шар!» Поход в лес (парк). Подвижная игра «Поедем в лес»
Цель Закрепить знания об ово­щах, их форме, величине, цвете Закреплять знания о рас­тительном мире, о том, где что растет Познакомить с частями тела щенка, их названиями. Уточнить, как называют маму щенка Уточнить названия: дерево, куст. Познакомить с поня­тиями «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длин­ный», «короткий», «толстый», «тонкий»

' Составлен на основе: Теплюк С. H. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. - М: Мозаика-Синтез, 2008.


Продолжение табл.

 

 

 

 

Ноябрь Тема Почему улицы нарядны. Подвижная игра «Передай флажок, будь ловким, дру­жок» Осеннее платье. Подвижная игра «Поможем белочке сделать запасы на зиму» Хмурая осень. Подвижная игра «Птички и дождик» Легковой автомобиль. Подвижная игра «Вышли дети в садик»
Цель Дать представление о праздничном событии (4 ноября). Объяснить, почему ули­цы украшены флажками, ил­люминациями и т. п. Помочь детям заметить и назвать изменения в при­роде и погоде поздней осенней поры. Дать представле­ние о том, как птицы, живот­ные готовятся перезимовать в холодные и голодные дни Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени. Уточнить названия и на­значение предметов одежды Уточнить представления о легковом автомобиле, его основных частях
Декабрь Тема Зима холодная. Подвижная игра «Дед Мо­роз» Снегопад. Подвижная игра «Снег кру­жится» Птицы зимой. Подвижная игра «Собачка и воробей» Морозный солнечный денек. Подвижная игра «На елку»
Цель Формировать первые связные представления о зимнем времени года Познакомить с основным сезонным явлением - снегопа­дом Формировать желание заботиться о зимующих пти­цах. Учить узнавать птиц, называть их части тела Рассказывать о том, как живут звери зимой. Стиму­лировать добрые чувства по отношению к животным
Январь Тема Встречаем Новый год. Подвижная игра «Слепим дружно мы дружка из искус­ственного снежка» Деревья в белом уборе. Подвижная игра «Кто больше снега под деревья нагребет» Помощники. Подвижная игра «Ворона и собачки» В гостях у Снегурочки. Подвижная игра «Коза рога­тая»
Цель Побудить к рассказам о личных впечатлениях встречи новогоднего празд­ника в семейном кругу Помочь детям увидеть кра­сивый белый наряд у деревьев, охапки снега (пушистые шап­ки) на ветвях. Учить расска­зывать о своих наблюдениях Воспитывать уважение к труду взрослых. Формировать желание помогать окружающим Познакомить с березкой, елью, с их отличительными внешними признаками. Упражнять в пространст­венной ориентации
Февраль Тема Кролик серенький, зайка бе­ленький. Подвижная игра «Заинька, выйди в сад» Экскурсия по улице. Подвижная игра «Паровозик» Зимние забавы. Подвижная игра «Ладушки-оладушки» Где спит медведь? Подвижная игра «Мыши водят хоровод»

Продолжение табл.

 

 

 

 

Февраль Цель Закрепить знания о строении тела животных. Уточнить название час­тей тела кролика (зайца). Формировать бережное отношение к животным, же­лание заботиться о них Закрепить знания о транспортных средствах. Познакомить с новыми видами транспорта и их на­значением. Побуждать произносить названия транс­портных средств Закреплять знания о на­значении снежных построек. Уточнить знания о назва­нии птиц, частей тел, голосо­вых реакциях Учить: - выполнять необходимые дей­ ствия, получая результат; - заботиться об окружающих живых существах, не трево­ жить их напрасно
Март Тема Солнышко пригревает. Подвижная игра «Птички -раз. Птички - два» Где чей дом? Подвижная игра «Непослуш­ный козел» Кругом вода! Подвижная игра «Два гуся» Веселые воробьи. Подвижная игра «Веселый во­робей»
Цель Дать первые представления о ранней весне Закреплять представления о весне, показать почки и пер­вые весенние листья. Уточ­нить названия разных домов Показать разнообразные действия с талым снегом Расширять представления о весне. Обогащать знания новыми словами и понятиями
Апрель Тема Солнышко на траве. Подвижная игра «Солнеч­ный зайчик» Желтые, пушистые. Подвижная игра по стихо­творению Т. Волгиной «Цып­лята» Где моя мама? Подвижная игра «Мы - весе­лые ребята» Мячики. Подвижная игра «Ой, что за народ?»
Цель Познакомить с первым весенним цветком, его строе­нием Познакомить с внешним видом цыплят, особенностями их поведения, частями тела Повторить, как зовут мам звериных детенышей, как они созывают своих детей Показать детям, что весна зеленая. Выучить стихотво­рение А. Барто «Мячик»
май Тема Дождик песенку поет. Подвижная игра «Кто так кричит?» Сказка «Колобок». Инсценировка сказки Горка. Горка с лесенкой и длинным скатом Самостоятельное конструиро­вание
Цель Создать радостное весен­нее настроение. Упражнять в звукопро-изношении Закрепить умение расска­зывать с помощью взрослого знакомую сказку Упражнять в умении стро­ить горку, лесенку. Учить проводить анализ об­разца. Познакомить с приемом построения ската Повторить строительные элементы, детали конструкто­ров, их признаки и конструк­тивные свойства: большой, ма­ленький кубики, красный кир­пич, легкий кубик (пластмас­совый), длинная и короткая дощечки; кубик стоит

Окончание табл.

 

 

 

 

Июнь Тема Лето красное пришло. Подвижная игра «Цыплята и собачка» Музыкальные ребята. Подвижная игра по стихо­творению П. Золотова «Лягу­шата» Тонут - плавают. Подвижная игра «Козлята и волк» Ждем гостей. Подвижная игра «Зайка се­рый»
Цель Закрепить представление о временах года. Учить бережно относиться ко всему живому Сформировать правиль­ное отношение к живым объ­ектам. Учить не бояться, не оби­жать живых существ Уточнить знания о свойст­вах воды: льется, имеет раз­ную температуру; одни пред­меты тонут, другие плавают в воде Уточнить знания о том, ка­кие животные что едят и как
Июль Тема Наши дочки. Подвижная игра «Гуси» Сыплем, лепим. Подвижная игра «Кошка и мышки» Красная девица в темнице. Подвижная игра «Мой коз­лик» У цветочной клумбы. Подвижная игра «Каравай»
Цель Учить аккуратно обра­щаться с водой. Уточнить порядок дейст­вий при раздевании кукол Пополнить знания о свой­ствах песка (сухой сыплется, из мокрого можно лепить). Учить пользоваться лейкой Дать представление о расте­ниях на огороде (морковь). Учить заботиться о расте­ниях Познакомить с цветами (тюльпан, ромашка, колоколь­чик). Закрепить представление о строении цветка
август Тема Зоопарк. Подвижная игра «Бусинки» Что нам лето подарило? Подвижная игра «Слышим -делаем» Какие семена у растений? Подвижная игра «По грибы» Прощай, лето! Подвижная игра-состязание «Блинки» (броски плоских ка­мешков на поверхность воды, чтобы ударились об воду и от­скочили от нее, образуя круги-«блинки»)
Цель Закрепить представление о животном и растительном мире. Уточнить знания о том, чем питаются живые суще­ства, что нужно растениям для роста и развития Закрепить представление о растительном мире Учить различать семена раз­ных растений, бережно отно­ситься к сбору семян и их сор­тировке (для зимней подкорм­ки птиц, для заготовки к бу­дущим посадкам, для поделок) Дать возможность порадо­ваться последним теплым лет­ним дням, увидеть яркие крас­ки лета, их многоцветье и раз­нообразие

ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ*