ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ISBN 978-5-91651-110-9


© Атарщикова Н. А., Осина И. А., Горюнова Е. В.,

авторы-составители, 2009 © Издательство «Учитель», 2009 © Оформление. Издательство «Учитель», 2009

Последнее издание, 2010


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ Ъ-4 ЛЕТ НА ГОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ведущими целями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответст­вии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современ­ном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: иг­ровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспи­танникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативны­ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;

• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творче­ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи; обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целена­правленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ. От педагогиче­ского мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Забо­тясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стре­миться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Цель пособия- помочь специалистам дошкольных учреждений в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми 3-4 лет (вторая младшая группа), способст­вовать целенаправленному системному доступному планированию по Программе, полагаясь на методические рекомендации к ней.

Распределение тематики занятий по неделям достаточно условно, его не следует соблюдать
буквально. Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту, интуиции,
опираясь на возможности детей. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная
работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную таб­
личную форму, могут планировать по своему усмотрению. Перспективный план воспитательно-
образовательной работы с детьми (на учебный год) представлен по следующим разделам: Ребе­
нок и окружающий мир (Предметное окружение. Явления общественной жизни. Природное ок­
ружение. Формирование элементарных экологических представлений); Развитие речи. Художе­
ственная литература; Формирование элементарных математических представлений; Изобрази­
тельная деятельность: рисование, лепка, аппликация; Конструирование; Музыкальные занятия;
Физкультурные занятия.

 


РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Раздел состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Каждая составляющая раздела име­ет свою базовую основу.

Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли в ре­зультате трудовой деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.

В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.

К концу года дети могут:

• Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал), называть их.

• Знать некоторых домашних и диких животных; совместно со взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать растения; заботиться о чистоте помещения и участка.

• Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать жи­вотных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.

• Знать название своего города (поселка, села); с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

 

 

Месяц Тема и цели занятий 1-й недели Тема и цели занятий 2-й недели Тема и цели занятий 3-й недели Тема и цели занятий 4-й недели
Сентябрь Тема Здравствуйте! Что нам Осень подарила? Листопад, листопад, засыпает старый сад... Игрушки в нашей комнате
Цель Познакомить с элемен­тарными правилами поведе­ния, этикой общения и при­ветствиями. Развивать коммуникатив­ные способности по отноше­нию к сверстникам и взрос­лым. Воспитывать культуру поведения Расширять знания о вре­менах года, основных приме­тах осени: пасмурно, идет мелкий дождь, опадают ли­стья, становится холодно Знакомить с характерными особенностями осенних де­ревьев; строением цветов: ко­рень, стебель, листья, лепест­ки цветка. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней Познакомить с названия­ми игрушек групповой комна­ты; побуждать проводить элементарную классификацию по назначению, цвету, форме. Воспитывать партнерские отношения во время игры, ак­куратность

Продолжение табл.

 

 

 

return false">ссылка скрыта

 

Октябрь Тема Безопасность в нашей группе Где ночует солнце? Кошка и котенок Готовим угощение из фруктов
Цель Закрепить знания о своей группе. Развивать умение ориен­тироваться в групповом «про­странстве», чувство безопас­ности. Воспитывать аккурат­ность, бережное отношение к предметам Формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко - наступило утро; на небе месяц и звезды - на­ступила ночь Познакомить с домашни­ми животными и их детены­шами. Формировать навык сло­вообразования имен сущест­вительных, обозначающих детенышей животных. Воспитывать любовь к домашним животным и же­лание проявлять о них заботу Закрепить знание о фрук­тах, о способах их приготов­ления. Учить проявлять гостепри­имство. Принимать личное участие в элементарных трудовых про­цессах
Ноябрь Тема Мой папа и моя мама Ветер-ветерок Как звери к зиме готовятся? Что у нас на обед?
Цель Формировать: - представление о семье; - умение называть членов семьи. Побуждать проявлять за­боту и любовь к родным. Воспитывать доброе от­ношение к родным и близким Побуждать детей устанав­ливать причинные связи: на­ступила осень, солнце греет слабо, дует сильный ветер, с деревьев опадают листья. Развивать слуховое и зри­тельное внимание Учить устанавливать про­стейшие связи между сезон­ными изменениями в природе и поведением животных; уз­навать и называть детенышей Учить проводить элементар­ную классификацию предме­тов посуды по их назначению, использованию, форме, вели­чине и цвету. Воспитывать культуру поведения
Декабрь Тема Наш семейный альбом Морозные деньки Зима в лесу Магазин одежды
Цель Формировать представле­ние о семье и своем месте в ней. Побуждать называть чле­нов семьи, род их занятий. Воспитывать желание проявлять заботу о родных и близких Формировать: - представление о временах года: зима; связях между вре­ менами года и погодой; - называть основные приметы зимнего периода. Воспитывать любовь к природе Формировать представле­ние о животном мире. Учить узнавать и называть животных, живущих в лесу. Познакомить с зимую­щими и перелетными птицами Формировать понятие обобщающего слова «одежда». Учить дифференцировать виды одежды по временам года; называть предметы одежды. Воспитывать аккурат­ность и внимание к своему внешнему виду

Продолжение табл.

 

 

 

 

 

Январь Тема Как мы дружно все живем! День и ночь Почему диких животных на­зывают дикими? С новосельем!
Цель Познакомить с государст­венным праздником - Новый год. Приобщать крусской праздничной культуре Познакомить с времен­ными понятиями «день -ночь». Учить различать части су­ток по приметам и действиям времени. Формировать навыки ак­куратности в действиях с предметами Формировать умение уз­навать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких живот­ных. Воспитывать любовь к животному миру Формировать обобщаю­щее понятие «мебель». Учить классифицировать предметы мебели по форме, величине, цвету. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь
Февраль Тема Мы поздравляем наших пап! Большие и маленькие звез­дочки Поможем зайке Самолет построим сами
Цель Познакомить с государст­венным праздником - День защитника Отечества. Воспитывать доброе от­ношение к папе, вызывать чувство гордости за своего отца Продолжить знакомить с явлениями неживой приро­ды: небом, солнцем, месяцем, звездами. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовы­ручку, культуру поведения Формировать умение дифференцировать животных по окраске, повадкам, внеш­ним отличительным призна­кам. Воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы Познакомить с основными видами транспорта: воздуш­ный, водный, наземный. Формировать умение дифференцировать транспорт по назначению: грузовой, пас­сажирский. Различать основные части транспорта: кузов, кабина, ко­леса, руль и т. д. Воспитывать уважение к людям
Март Тема Мамы всякие нужны! Едем в гости к бабушке Кто живет рмен­ными понятиями «день -ночь». Учить различать части су­ток по приметам и действиям времени. Формировать навыки ак­куратности в действиях с предметами Формировать умение уз­навать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких живот­ных. Воспитывать любовь к животному миру Формировать обобщаю­щее понятие «мебель». Учить классифицировать предметы мебели по форме, величине, цвету. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь
Февраль Тема Мы поздравляем наших пап! Большие и маленькие звез­дочки Поможем зайке Самолет построим сами
Цель Познакомить с государст­венным праздником - День защитника Отечества. Воспитывать доброе от­ношение к папе, вызывать чувство гордости за своего отца Продолжить знакомить с явлениями неживой приро­ды: небом, солнцем, месяцем, звездами. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовы­ручку, культуру поведения Формировать умение дифференцировать животных по окраске, повадкам, внеш­ним отличительным призна­кам. Воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы Познакомить с основными видами транспорта: воздуш­ный, водный, наземный. Формировать умение дифференцировать транспорт по назначению: грузовой, пас­сажирский. Различать основные части транспорта: кузов, кабина, ко­леса, руль и т. д. Воспитывать уважение к людям
Март Тема Мамы всякие нужны! Едем в гости к бабушке Кто живет рядом с нами? Поможем кукле Кате убрать в квартире
Цель Познакомить с государст­венным праздником -8 Марта. Воспитывать доброе от­ношение к маме, бабушке, же- Познакомить с признака­ми весны: солнышко светит ярче, капель, на дорожках тает снег Познакомить с характер­ными особенностями внешне­го вида, поведения, образа жизни домашних животных и их детенышей по описанию. Формировать понятие «бытовые приборы». Учить дифференцировать бытовые приборы по их назна­чению: утюг гладит, пылесос

Окончание табл.

 

 

 


    лание заботиться о них, за­щищать, помогать   Воспитывать заботливое отношение к домашним жи­вотным собирает пыль, стиральная машинка стирает. Воспитывать трудолюбие, аккуратность в обращении с бытовыми приборами
Апрель Тема Мы - космонавты! Солнечные зайчики Деревья и кустарники на на­шем участке Кто построил этот дом?
Цель Познакомить с праздни­ком - День космонавтики; профессиями - летчик, космо­навт. Воспитывать уважение к людям любой профессии Расширять представления о явлениях неживой природы: солнечный свет, солнечное тепло. Учить устанавливать зави­симость состояния природы от смены времен года. Воспитывать бережное отношение к природе, сохра­нять ее красоту Показать влияние солнеч­ного света и воды на рост де­ревьев, кустарников, цветов. Вь бережное отношение к природе, сохра­нять ее красоту Показать влияние солнеч­ного света и воды на рост де­ревьев, кустарников, цветов. Воспитывать чувство кра­соты и потребность заботы о природе Формировать обобщение понятия «строитель». Совершенствовать уме­ние сравнивать и подбирать предметы по цвету и размеру
Май Тема Где мы живем? Дождик песенку поет Шестиногие малыши Вежливый продавец