Общение с детьми «сверху вниз».

Результат-следствие: У учащихся воспитывается чувство вины, неполноценности. Снижается значимость «Я» личности учащегося. Тормозится развитие субъектности, возможности свободно мыслить. Подавляется природная активность.

Причины: Авторитарный стиль педагога. Боязнь творчества и инициативы учащихся. Педагогическая некомпетентность. Низкий авторитет педагога, неудовлетворенность работой.

Злоупотребление методом упрека.

Результат-следствие: Снижение самооценки учащегося, ощущение постоянного чувства вины, неуверенности в себе и своих способностях, состояние лени. Немотивированная раздражительность, чувство угнетения у учащихся.

Причины: Неосознанность «упрека» как метода воздействия на учащихся. Сниженная рефлексия, педагогическая некомпетентность. Педагог застревает в роли «преследователя».

Унижение учащегося при всем классе.

Результат-следствие: Снижается самооценка учащегося, внушается никчемность, формируется неуверенность в свои способности. Педагог показывает свою возможность неуважительного отношения к тем, кто зависим (слаб).

Причины: Авторитарный стиль; снижение рефлексии педагога; низкий уровень культуры.

Сброс личного напряжения (фрустрации) на учащихся.

Результат-следствие: Нервозность учащихся, зажатость одних и возбуждение других, снижение восприятия, сбивчивые ответы, снижение результата обучения, желание избежать стрессора, конфликты.

Причины: Неумение регулировать свое психическое состояния, невротизация педагога, стрессовое состояние дома или на работе, замечания педагога перед проведением занятий.

Субъективное выставление отметок,

Что заметно остальным учащимся. Отсутствует краткое комментирование отметки. Учащиеся не знают критериев отметки, нет анализа отметки со стороны учащихся.

Результат-следствие: Внушение учащимся произвола отметок со стороны педагога, их фатальности. Теряется школьная мотивация учиться, лучше готовиться. Создается ситуация «мнимого успеха» у одних или ситуация «постоянного не успеха» у других.

Причины: Перенос внешности или способностей ребенка, злопамятность характера педагога. Педагогическая некомпетентность.

Заключительная часть данной темы обсуждения.

Думаю, каждый из вас сталкивался хоть с одной из этих ситуаций. И наверняка каждый из вас задавался таким вопросом: «а как реагировать на такое поведение со стороны учителя? Проигнорировать или ответить?».

Ведь часто учителя говорят тебе, как нужно думать, что считать правильным, а что нет. Но ведь у тебя есть свое собственное мнение, ведь ты уже совсем не маленький! И что с того, что оно отличается от точки зрения учителя? Ты и сам все прекрасно все знаешь!

Вполне вероятно, что ты уже сталкивался с ярко выраженной нелюбовью педагога к тому или иному ученику. Возможно, и тебе приходилось терпеть несправедливые укоры и замечания. Но педагоги не монстры, и даже если на тебя повысили голос, это не означает, что тебя хотели унизить или оскорбить. Подумай, ведь и у тебя бывает плохое настроение, а педагог такой же человек, как и ты.

Но что делать, если учитель откровенно тиранит тебя? К сожалению, не все взрослые люди готовы принять мнение человека, который младше их по возрасту. Естественно, тебе не нравится, когда навязывают свое мнение. Но и переубедить такого педагога у тебя не получается. Сколько бы ты ни отстаивала свою точку зрения, учитель попросту тебя не слушает. Такие педагоги поступают согласно принципу «или по-моему, или никак».

Что делать в таком случае? Бороться с подобной философией бесполезно — потеряешь и время, и силы. Выход есть: покажи, что ты слушаешь учителя, понимаешь его и соглашаешься с ним. Поверь, даже если учитель неправ, ты с таким подходом выйдешь победителем, сохранив здравый ум и трезвую память. А упираться и с пеной у рта доказывать собственную правоту в данном случае занятие бесполезное, Да и хлопотное. При всем своем желании ты не изменишь человека, который к тому же старше тебя.