II этап. Качественное развитие отряда как коллектива.

Стадия «Кто есть кто?». Продолжается более углубленное знаком­ство членов коллектива друг с другом в процессе жизнедеятельности. Стадия «Кто есть я?». Происходит дальнейшее самоопределе­ние каждой личности в коллективе. Создается поле выбора дея­тельности для личностного самоопределения и самореализации в различных социальных ролях.

Стадия «Кто есть мы?». Происходит самоопределение коллек­тива на фоне других коллективов, выход на общелагерный уровень. Коллектив начинает активно выступать во взаимодействии с окру­жающей средой, расширяет пространство своей деятельности. В противном случае в коллективе может развиться групповой эгоизм и другие негативные стороны развития, которые будут отрицатель­но влиять и на состояние самочувствия членов коллектива.

Главными результатами качественного оформления отряда как коллектива можно считать:

  • интеллектуальную коммуникативность — способность находить «общий язык», оптимальные пути взаимодействия;
  • эмоциональную коммуникативность, которая проявляется в реализации народной мудрости «Разделенная радость — две радости, разделенное горе — полгоря»;
  • волевое единство — способность группы противостоять трудностям, надежность в экстремальных ситуациях;
  • организованность — степень способности группы к самоуправлению;
  • социально-ценностное единство — наличие общепринятых нравственных норм, ценностных установок, принципов поведения;
  • референтность — степень принятия членами группы группового эталона, мнения группы и каждого по отношению к каждому;
  • активность членов группы внутри группы;
  • влияние группы на другие группы и активность членов группы по отношению к общелагерной деятельности и межотрядной работе.

Все стадии развития коллектива взаимосвязаны и на практике часто идут параллельно. По временным рамкам этап первоначального оформления коллек­тива соответствует оргпериоду смены и первым дням основного пери­ода. Этап качественного оформления коллектива берет свое начало в первые дни основного периода. Главное, чтобы его третья стадия не затянулась слишком долго. Постоянное расширение пространства жизнедеятельности временного коллектива — важное условие для дос­тижения результатов смены, в первую очередь результатов, направ­ленных на развитие детей.

(Возжаев С.Н. Возжаева Е.И. Слагаемые успеха лагерной смены. – М., 2002. С.52-55.)

 

Приложение №34

С.В. Большаков, Т.П. Гаврилова