II этап. Качественное развитие отряда как коллектива.
Стадия «Кто есть кто?». Продолжается более углубленное знакомство членов коллектива друг с другом в процессе жизнедеятельности. Стадия «Кто есть я?». Происходит дальнейшее самоопределение каждой личности в коллективе. Создается поле выбора деятельности для личностного самоопределения и самореализации в различных социальных ролях.
Стадия «Кто есть мы?». Происходит самоопределение коллектива на фоне других коллективов, выход на общелагерный уровень. Коллектив начинает активно выступать во взаимодействии с окружающей средой, расширяет пространство своей деятельности. В противном случае в коллективе может развиться групповой эгоизм и другие негативные стороны развития, которые будут отрицательно влиять и на состояние самочувствия членов коллектива.
Главными результатами качественного оформления отряда как коллектива можно считать:
- интеллектуальную коммуникативность — способность находить «общий язык», оптимальные пути взаимодействия;
- эмоциональную коммуникативность, которая проявляется в реализации народной мудрости «Разделенная радость — две радости, разделенное горе — полгоря»;
- волевое единство — способность группы противостоять трудностям, надежность в экстремальных ситуациях;
- организованность — степень способности группы к самоуправлению;
- социально-ценностное единство — наличие общепринятых нравственных норм, ценностных установок, принципов поведения;
- референтность — степень принятия членами группы группового эталона, мнения группы и каждого по отношению к каждому;
- активность членов группы внутри группы;
- влияние группы на другие группы и активность членов группы по отношению к общелагерной деятельности и межотрядной работе.
Все стадии развития коллектива взаимосвязаны и на практике часто идут параллельно. По временным рамкам этап первоначального оформления коллектива соответствует оргпериоду смены и первым дням основного периода. Этап качественного оформления коллектива берет свое начало в первые дни основного периода. Главное, чтобы его третья стадия не затянулась слишком долго. Постоянное расширение пространства жизнедеятельности временного коллектива — важное условие для достижения результатов смены, в первую очередь результатов, направленных на развитие детей.
(Возжаев С.Н. Возжаева Е.И. Слагаемые успеха лагерной смены. – М., 2002. С.52-55.)
Приложение №34
С.В. Большаков, Т.П. Гаврилова