Система скаутинг

В начале XX века поражение в русско-японс­кой войне, с трудом преодоленный революцион­ный кризис 1905-1907 годов, позорное участие в олимпийских играх показали, что в России пози­ции самодержавия непрочны, экономика и фи­нансы расстроены, потерян почти весь военный флот, боеспособность армии низка, мужчины физически слабы. Военные подвергались беспощад­ной критике с думской трибуны, в прессе. Обще­ство требовало перемен, принятия мер, оздоров­ляющих нацию.

Правительство стало искать способы усиления армии, допризывной военной и физической под­готовки. Была введена должность Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи, на которую был назначен генерал-майор В.Воейков. Изменяли программы подготовки офицеров, солдат, увеличивали их де­нежное довольствие, даже стали выдавать постель­ные принадлежности в казармах, создавались "по­тешные полки", изучали опыт других стран.

Разработанная Баден-Пауэллом система вос­питания и самовоспитания отвечала интересам государства, общества, личности ребенка, поэто­му и получила широкое признание в западных странах.

Организации юных разведчиков стали созда­вать в России офицеры. В Петербурге — Олег Пантюхов, в Москве — Георгий Захарченко. Ими же в 1910 году были выпущены учебные пособия.

Анализ текстов уставов юных разведчиков показывает, что российские руководители этих организаций до 1915 года термин "скаут" не употребляли, объединения назывались "дружи­на". Далее структура варьировалась, но вклю­чала в себя военное построение: "дозор", "взвод", "сотня" (Московская дружина Г.Захар­ченко), или же "патруль", "взвод", "рота", "батальон" (Полоцкая дружина Я.Гулко), "зве­но", "отделение", "взвод", "рота", "дружина" (Киевская дружина А.Анохина).

В дружинах все строилось на военный лад. Со­держание, формы и методы работы были направ­лены на формирование дисциплинированного, физически развитого бойца.

Вступающий должен был давать "присягу", в которой подросток обещал быть верным Богу, царю, выполнять законы и помогать ближним. Верность Отечеству появилась среди целей поз­же, в 1915 году.

Программа воспитания и самовоспитания была изложена очень доступно и выражалась в девяти Законах, содержание которых не всегда совпадало текстуально в разных дружинах, но было идентично по смыслу. Это говорит о том, что не было единой общероссийской организации юных разведчиков, что руководители поддерживали меж­ду собой контакты, обменивались опытом, но при этом самостоятельно определяли формы и мето­ды работы.

Жесткая военная дисциплина пронизывала все формы деятельности. Единовластие было методом деятельности. Это отражено в тексте уставов: "...старшие звеньев являются исполнителями при­казаний старших начальников" "...дисциплина, порядок и весь ход деятельности звена, исполня­ющего данное приказание, лежит на разведчике", "...выборы и смена старших звеньев происходит открытым голосованием всех разведчиков, но ут­верждаются только начальником", "...ротные и взводные начальники назначаются властью началь­ника дружины", "...начальнику принадлежит бе­запелляционное право и неограниченная власть", "...начальник только один своей личной властью имеет неограниченное право сменять всех началь­ников от старшего звена до ротного, назначать других, равно как применять по своему личному усмотрению любую меру наказания... всякого раз­ведчика", "разведчик исполняет все приказы на­чальника сию же минуту, даже если это распоря­жение абсурдно".

Возможно, если бы только военные занима­лись организацией "юных разведчиков", методы работы строились бы по военному образцу, но, увидев пользу организаций подрастающего поко­ления, общественность обратила на них внима­ние. Из числа влиятельных (следовательно, и де­нежных) лиц было создано общество содействия юным разведчикам. И хотя членская база юных разведчиков в то время была невелика — около 1 тысячи человек на всю Россию, но перспектив­ность организаций была оценена верно. Тем бо­лее, что уже разгорелся пожар Первой мировой войны и весьма остро встал вопрос об обучении и воспитании воинов-патриотов.

В Петроградском обществе "Русский скаут" секретарем стал педагог от Бога, неистощимый фантазер, Иннокентий Жуков, хорошо понима­ющий психологию ребенка. Осенью 1915 года он разработал новый текст Законов, Заповедей, Обы­чаев русских скаутов и 50 делегатов Первого Все­российского съезда инструкторов и лиц, интере­сующихся скаутизмом в декабре 1915 года приня­ли их. В обиход вошло не только английское наименование воспитательной системы — скаутинг, но и уменьшалась степень военизации ме­тодов скаутской работы. В Торжественное обеща­ние введено понятие "Родина", которое заняло второе место, разведчик обещал "исполнять свой долг перед Богом, Родиной и государем". Умень­шили возраст членов организации. Им мог стать мальчик, юноша с 12 до 18 лет, разрешалось со­здавать команды и более младшего возраста: "мед­вежат", "волчат", разрешалось создавать отряды из девочек — герл-скаутов.

Программы, формы и методы деятельности определялись Законами, Заповедями, обычаями, Молитвой. Она гласила: "Утром: Господи, помоги мне быть сегодня лучше, чем я был вчера". Вече­ром: "Господи, помоги мне быть завтра лучше, чем я был сегодня".

Конкретные методы деятельности исходили из того, что ребенок в отряде должен был получить определенные прикладные навыки: изучить пожар­ное дело, сигнализацию флажками и азбуку Мор­зе, уметь оказывать первую медицинскую помощь и т.п., столь нужные в годы войны. Рекомендова­лась 2-х разрядная система — испытания на раз­ведчика второго разряда были попроще. Выпол­нив их, ребенок мог изучить предметы и сдать испытания на первый разряд. За получение какой-либо специальности полагалась нашивка. Деталь маленькая, но оказавшая большое стимулирую­щее воздействие, ибо отвечала психологическим представлениям ребенка о взрослости.

Надо сказать, что единой во Всероссийском масштабе организации скаутов не было создано. Ни в 1915, ни в 1916 году. Предполагали, что для этого еще нужно набрать практический опыт, об­рести связи, обкатать методику. То есть объедине­ние дружин могло состояться через 2-3 года.

Но в 1917 году произошли системные изме­нения в обществе, которые не позволили осуще­ствить задуманное. К 1917 году скаутов в России насчитывалось уже около 50 тысяч человек, дру­жины работали по своим собственным програм­мам. У одних было 3 разряда, у других — 2. Немно­го отличался набор приобретаемых умений и на­выков. Координирующую роль выполняли Информационное скаутское бюро в Петрограде, Московский Комитет Свободного союза скаутов, переписка, публикации в издаваемых различны­ми дружинами журналах.

Системные изменения в российском обще­стве, провозглашение социализма его целью вне­сли раскол в скаутское движение, оно распалось на четыре направления.

Первое — традиционный скаутизм с его мас­терскими, разрядной системой, военизацией. Ме­тоды работы остались прежними.

Второе — объединение Лесных племен, пос­ледователей игры в следопытов леса, охотников, индейцев. Основной метод воспитания — изуче­ние влияния природы в форме игры в индейцев.

Третье направление — юкизм. Как правило, это были юноши допризывного возраста, назы­вавшие себя "юные коммунисты — скауты". Ее руководители воспитательную систему называли "новый скаутинг". Был даже создан Всероссийс­кий союз юков. Они изучали военное дело, ору­жие, а так как находились под руководством Все­обуча (Всеобщее воинское обучение), то прини­мали участие в сысках, военных акциях правоохранительных органов. Просуществовали 3-4 года.

Четвертое направление — пионерство, в ос­нове которого лежал "освобожденный скаутинг". Обоснованием этого направления занимался иде­олог российского скаутизма Иннокентий Жуков, который пользовался громадным авторитетом у скаутов всех направлений. Он провозгласил цель скаутинга — воспитание "Человека в человеке". Он считал, что скаутинг "освобожденный от бур­жуазно-политических тенденций является совер­шенно новой формой социального воспитания детей отроческого и более раннего возраста"

(Кудинов В.А. История скаутского движения в России в XX веке. – М., 2004. С.9-11.)

 

Приложение №29