Система скаутинг
В начале XX века поражение в русско-японской войне, с трудом преодоленный революционный кризис 1905-1907 годов, позорное участие в олимпийских играх показали, что в России позиции самодержавия непрочны, экономика и финансы расстроены, потерян почти весь военный флот, боеспособность армии низка, мужчины физически слабы. Военные подвергались беспощадной критике с думской трибуны, в прессе. Общество требовало перемен, принятия мер, оздоровляющих нацию.
Правительство стало искать способы усиления армии, допризывной военной и физической подготовки. Была введена должность Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи, на которую был назначен генерал-майор В.Воейков. Изменяли программы подготовки офицеров, солдат, увеличивали их денежное довольствие, даже стали выдавать постельные принадлежности в казармах, создавались "потешные полки", изучали опыт других стран.
Разработанная Баден-Пауэллом система воспитания и самовоспитания отвечала интересам государства, общества, личности ребенка, поэтому и получила широкое признание в западных странах.
Организации юных разведчиков стали создавать в России офицеры. В Петербурге — Олег Пантюхов, в Москве — Георгий Захарченко. Ими же в 1910 году были выпущены учебные пособия.
Анализ текстов уставов юных разведчиков показывает, что российские руководители этих организаций до 1915 года термин "скаут" не употребляли, объединения назывались "дружина". Далее структура варьировалась, но включала в себя военное построение: "дозор", "взвод", "сотня" (Московская дружина Г.Захарченко), или же "патруль", "взвод", "рота", "батальон" (Полоцкая дружина Я.Гулко), "звено", "отделение", "взвод", "рота", "дружина" (Киевская дружина А.Анохина).
В дружинах все строилось на военный лад. Содержание, формы и методы работы были направлены на формирование дисциплинированного, физически развитого бойца.
Вступающий должен был давать "присягу", в которой подросток обещал быть верным Богу, царю, выполнять законы и помогать ближним. Верность Отечеству появилась среди целей позже, в 1915 году.
Программа воспитания и самовоспитания была изложена очень доступно и выражалась в девяти Законах, содержание которых не всегда совпадало текстуально в разных дружинах, но было идентично по смыслу. Это говорит о том, что не было единой общероссийской организации юных разведчиков, что руководители поддерживали между собой контакты, обменивались опытом, но при этом самостоятельно определяли формы и методы работы.
Жесткая военная дисциплина пронизывала все формы деятельности. Единовластие было методом деятельности. Это отражено в тексте уставов: "...старшие звеньев являются исполнителями приказаний старших начальников" "...дисциплина, порядок и весь ход деятельности звена, исполняющего данное приказание, лежит на разведчике", "...выборы и смена старших звеньев происходит открытым голосованием всех разведчиков, но утверждаются только начальником", "...ротные и взводные начальники назначаются властью начальника дружины", "...начальнику принадлежит безапелляционное право и неограниченная власть", "...начальник только один своей личной властью имеет неограниченное право сменять всех начальников от старшего звена до ротного, назначать других, равно как применять по своему личному усмотрению любую меру наказания... всякого разведчика", "разведчик исполняет все приказы начальника сию же минуту, даже если это распоряжение абсурдно".
Возможно, если бы только военные занимались организацией "юных разведчиков", методы работы строились бы по военному образцу, но, увидев пользу организаций подрастающего поколения, общественность обратила на них внимание. Из числа влиятельных (следовательно, и денежных) лиц было создано общество содействия юным разведчикам. И хотя членская база юных разведчиков в то время была невелика — около 1 тысячи человек на всю Россию, но перспективность организаций была оценена верно. Тем более, что уже разгорелся пожар Первой мировой войны и весьма остро встал вопрос об обучении и воспитании воинов-патриотов.
В Петроградском обществе "Русский скаут" секретарем стал педагог от Бога, неистощимый фантазер, Иннокентий Жуков, хорошо понимающий психологию ребенка. Осенью 1915 года он разработал новый текст Законов, Заповедей, Обычаев русских скаутов и 50 делегатов Первого Всероссийского съезда инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом в декабре 1915 года приняли их. В обиход вошло не только английское наименование воспитательной системы — скаутинг, но и уменьшалась степень военизации методов скаутской работы. В Торжественное обещание введено понятие "Родина", которое заняло второе место, разведчик обещал "исполнять свой долг перед Богом, Родиной и государем". Уменьшили возраст членов организации. Им мог стать мальчик, юноша с 12 до 18 лет, разрешалось создавать команды и более младшего возраста: "медвежат", "волчат", разрешалось создавать отряды из девочек — герл-скаутов.
Программы, формы и методы деятельности определялись Законами, Заповедями, обычаями, Молитвой. Она гласила: "Утром: Господи, помоги мне быть сегодня лучше, чем я был вчера". Вечером: "Господи, помоги мне быть завтра лучше, чем я был сегодня".
Конкретные методы деятельности исходили из того, что ребенок в отряде должен был получить определенные прикладные навыки: изучить пожарное дело, сигнализацию флажками и азбуку Морзе, уметь оказывать первую медицинскую помощь и т.п., столь нужные в годы войны. Рекомендовалась 2-х разрядная система — испытания на разведчика второго разряда были попроще. Выполнив их, ребенок мог изучить предметы и сдать испытания на первый разряд. За получение какой-либо специальности полагалась нашивка. Деталь маленькая, но оказавшая большое стимулирующее воздействие, ибо отвечала психологическим представлениям ребенка о взрослости.
Надо сказать, что единой во Всероссийском масштабе организации скаутов не было создано. Ни в 1915, ни в 1916 году. Предполагали, что для этого еще нужно набрать практический опыт, обрести связи, обкатать методику. То есть объединение дружин могло состояться через 2-3 года.
Но в 1917 году произошли системные изменения в обществе, которые не позволили осуществить задуманное. К 1917 году скаутов в России насчитывалось уже около 50 тысяч человек, дружины работали по своим собственным программам. У одних было 3 разряда, у других — 2. Немного отличался набор приобретаемых умений и навыков. Координирующую роль выполняли Информационное скаутское бюро в Петрограде, Московский Комитет Свободного союза скаутов, переписка, публикации в издаваемых различными дружинами журналах.
Системные изменения в российском обществе, провозглашение социализма его целью внесли раскол в скаутское движение, оно распалось на четыре направления.
Первое — традиционный скаутизм с его мастерскими, разрядной системой, военизацией. Методы работы остались прежними.
Второе — объединение Лесных племен, последователей игры в следопытов леса, охотников, индейцев. Основной метод воспитания — изучение влияния природы в форме игры в индейцев.
Третье направление — юкизм. Как правило, это были юноши допризывного возраста, называвшие себя "юные коммунисты — скауты". Ее руководители воспитательную систему называли "новый скаутинг". Был даже создан Всероссийский союз юков. Они изучали военное дело, оружие, а так как находились под руководством Всеобуча (Всеобщее воинское обучение), то принимали участие в сысках, военных акциях правоохранительных органов. Просуществовали 3-4 года.
Четвертое направление — пионерство, в основе которого лежал "освобожденный скаутинг". Обоснованием этого направления занимался идеолог российского скаутизма Иннокентий Жуков, который пользовался громадным авторитетом у скаутов всех направлений. Он провозгласил цель скаутинга — воспитание "Человека в человеке". Он считал, что скаутинг "освобожденный от буржуазно-политических тенденций является совершенно новой формой социального воспитания детей отроческого и более раннего возраста"
(Кудинов В.А. История скаутского движения в России в XX веке. – М., 2004. С.9-11.)
Приложение №29