Российское скаутское движение

До начала XX в. в мире было сравнительно мало детских и молодежных объединений. Большей частью они представляли собой клубы с детскими секциями, ре­лигиозные и спортивные кружки, в редких случаях (как, например, «Армия спасения») имев­шие разветвленную сеть. Однако это не всегда отвечало интересам детей и подростков, что приводило к самоорганизации, позволяющей реализовывать потреб­ность к объединению по интересам.

Если в среде работающих подростков предпочтения отдавались демонстрации неподчинения формальному ру­ководству, то в среде учащихся прослеживалась сти­хийная тяга к природе, странствиям, проповедовался от­каз от курения, алкоголя, сквернословия. Пример всему миру здесь подавали немцы с их известными детскими движениями «Перелетные птицы» и «Юные странни­ки». Накануне выходных дней маленькие группки по 10 - 12 человек с посохами, рюкзаками, гитарами от­правлялись с городских вокзалов в ближайшие окрестности. Ребята изучали свой родной край не по карте, а воочию, собирали фольклор и распространяли его в горо­де. В каникулы устраивались длительные походы на со­тни километров. Конечно, в этом выражался и своеоб­разный протест против однообразной школьной в семейной жизни. В 1913 - 1914 гг. в движение немецких «перелет­ных птиц» и «юных странников» входили уже десятки тысяч детей и подростков. «Перелетная птица - это самое благородное, утонченное, прекрасное и в то же время дикое творение, которое когда-либо создано было молодежью, без малейшего подражания поколению отцов», - отмечал Г.Влюгер. Очевидно, здесь влияние идей романтизма, упор на аскетизм и народные традиции.

Движение «перелетных птиц», впрочем, так и не было оформлено в национальном масштабе, а вот религиоз­ные объединения в Германии просто-таки поражали своей организационной пестротой. Основной водораздел среди них проходил по конфессиональному признаку. Като­ликов было больше численно, но протестанты имели боль­шее разнообразие организаций. Появились также груп­пы рабочей молодежи, строившиеся по подобию взрослых. Они сочетали в своей деятельности защиту экономичес­ких прав, спорт, просветительство.

Политические организации пытались распространить свое влияние на молодежь посредством создания «припартийных» спортивных групп. Подчинить молодежное и детское движение своим интересам стремилось и государство, для чего в 1911 г. многочисленные группы были объединены в «Союз молодой Германии». Он насчитывал почти 1 миллион человек. «Союз», основу которого составляли простые ребята, обычные спортсмены, был порядком «разбавлен» крайними националистами. В1901 г. возник «Союз потешных», объ­единивший молодежь для проведения экскурсионной, по­ходной деятельности, занятий стрельбой и пением.

В Америке получили распространение группы «лес­ных индейцев» Сетон-Томпсона, «сыновья Дэниэла Буна» и «мальчики-пионеры» Дэна Берда. Эрнест Сетон-Томпсон (1860 - 1946) родился в Анг­лии, но уже в шестилетнем возрасте переехал с родите­лями в Северную Америку. Он был талантливым ребен­ком и рано научился читать, вырезать из дерева, фигурки животных и птиц. Природа Канады влекла его к себе все больше и больше, но отец упорно не позволял ему связать с нею свою жизнь. Эрнест добился-таки своего - получил должность «государственного натуралиста», стал художником и писателем (книги «Жизнь гонимых», «Животные-герои», «Мустанг-иноходец» и др.), несколько лет своей жизни посвятил детским организациям: сна­чала «лесным индейцам», а затем бой-скаутам.

В 1900 г. его имение несколько раз подвергалось на­падениям группы местных подростков, недовольных за­претом на охоту в этой округе. Но вместо того, чтобы обратиться в полицию, Сетон-Томпсон пришел в школу, пригласил своих обидчиков и их приятелей к себе на выходные в особый лагерь, основанный на индейских правилах жизни. Удачный опыт подвел писателя к мысли разработать особую программу и модель детской орга­низации. В 1902 г. серия статей в женском журнале ознаменовала начало новой системы - «Сетонских ин­дейцев».

Успех идеи заставил Сетон-Томпсона развить ее даль­ше. В 1906 г. он написал справочник «Березовый сви­ток лесных индейцев», в 1912 г. - «Книгу лесных уме­ний и индейских учений», в которых сформулировал цель, методы движения. Оно опиралось на два краеугольных камня - деятельность на природе и индейские тради­ции. В его взглядах мы видим влияние идей Руссо, Холла, книг Купера и Лонгфелло. Сетон-Томпсон видел в «крас­нокожих» воплощение всех человеческих ценностей, иде­альное, мистическое отношение к природе. Детям 8-15 лет предлагался оригинальный идеал - краснокожий смельчак. В организации избирался Вождь и его заме­стители, совет, казначей, летописец, костровой. Все дети имели индейские имена. Сам же Сетон-Томпсон был Колдуном и «Черным Волком». «Племя» делилось на «стаи» по 15 - 50 человек. Новички при вступлении давали клятву и обвязали соблюдать десять законов. Кисточка из черных лошадиных волос, называемая «скальпом», была как бы членским значком организа­ции. Взрослые помогали детям лишь в случае крайней необходимости. «Лесное дело» включало в себя изучение природы, охоту, лагерные стоянки, триангуляцию, нахождение дорог, направления, примет. Дети играли в «медвежью охоту», вязали узлы, учились разжигать кост­ры, оказывать медицинскую помощь. В почете был спорт - сильное тело означает сильную душу. Примечательно, что Сетон-Томпсон не допускал командных состязаний. Дети стремились только к личным достижениям. За первый год после ознакомления общественности с этой идеей в США возникло уже почти 50 детских «племен», а через восемь лет движение насчитывало около 100 000 человек. Руководитель сделал попытку создать нацио­нальную конфедерацию (почти 200 тысяч членов).

С конца XIX в. вошел в историю феномен милитариз­ма. По всей Европе роль армии, обязательность и значи­мость воинской повинности и военной подготовки, место военных ценностей в гражданском обществе стали предметом публичных споров. Хотя проблема армей­ской реформы не была самой важной для общества, она все-таки обсуждалась уже с 1880-х гг. К концу столетия военные ценности и качества широко распространились. Общество приветствовало добровольцев, их «маневры» становились для публики настоящим развлечением. При университетах и школах многих стран Европы была развернута система военного обучения, кадетских корпусов. Религиозные организации создали системы молодежных бригад с уклоном на военную дисциплину и воинские умения. Все большее внимание приковывали идеи социал-дарвинизма, но вместе с тем в обществе витали опасения (а также искренние восторги) по поводу жестко дисцип­линированного национального «духа нации» Германии, как, впрочем, и Японии, воспитывающей «новых самура­ев». В разных странах в разном виде пропагандировался лозунг: «Народ, к оружию!» Во Франции были образованы «Школьные батальоны», в Германия - «Центральный ко­митет устройства детских и народных игр», «Союз юных защитников Отечества», «Союз немецкого юношества», в Англии действовали «Легион фронтовиков», «Лига наци­ональной службы», «Ассоциация мальчишеских умений», «Общество преданных британских стражей», движение «Долга и дисциплины», «Лига мальчишеской империи» под руководством книгоиздателя Х.Спайеера. Здесь за­нимались «укреплением имперских инстинктов в британских уроженцах». Последняя организация была довольно многочисленной - почти 7 тысяч членов. В ее совет входили графы, бароны, генералы и адмиралы, а также писатель А. Конан-Дойль. Для детей учредили член­ский значок и медали, их направляли в летние лагеря, на курсы по плаванию и физической подготовке. Популяр­ность организации прибавляла газета Спайсера «Маль­чики империи». В 1902 г. правительственный чиновник Картер организовал в Претории детскую «Бригаду маль­чиков-проводников» (в честь Королевских корпусов про­водников, основанных в середине XIX в.). Его деятель­ность была инициирована практикой Э.Сетон-Томпсона среди «лесных индейцев» и отличалась особых внимани­ем к военной подготовке. Все эти организации создавались по армейскому образу и подобию: дисциплина, чинопочи­тание, построение, военные упражнения, игры в маневры.

Естественно мнение, что демократическое общество, гражданские, национальные и личные ценности должны быть защищаемы. Но для этого необходимо прежде все­го воспитать активных граждан. Хотя тезис о защите гражданами своей нации был знаком Европе еще со времен Великой французской революции, для многих стран даже в конце XIX в. эта идея была новой. Счита­лось, что воспитание гражданских и патриотических цен­ностей было обязанностью государственной образовательной системы, а моральных - уделом семьи и церкви. Рост различных детско-подростковых «бригад» в Великобрита­нии стал наиболее значимым воздействием церкви на молодежь. Хотя армейские названия, муштра, строгая дисциплина и стрельба из пневматических винтовок были широко распространены и в других организациях, но все-таки они не одобрялись церковью. Если руководство мно­гих церквей смотрело сквозь пальцы на некоторый мили­таризм в рядах «бригад», то оно не было столь снисходительно по отношению к «лигам строевой подго­товки», «лигам нравственного воспитания», чьи религиоз­ные и духовные цели были менее выражены. Руково­дителям этих групп нелегко было достигнуть соответствия между военными методами и духовными целями.

Своим появлением «бригады» обязаны Уильяму Александру Смиту, который родился в 1854 г. в семье офицера и был воспитан в традициях шотландского про­тестантизма. Параллельно с получением коммерческого образования он увлекся деятельностью в Ассоциации молодых христиан, преподаванием в воскрес­ной школе. Молодому преподавателю не трудно было заметить, что школы эти не имеют авторитета среди де­тей рабочих. При поддержке друзей Смит в 1883 г. осу­ществил в Глазго «воспитательный» эксперимент: во­влек нескольких подростков в околоцерковную деятельность, причем использовал армейскую атрибути­ку. Подростки старше 12 лет объединялись в «Брига­ду» для «распространения идеи царства Христова». Здесь им прививались дисциплина, благоговейное отношение к духовному.

«Бригада» быстро завоевала популярность среди де­тей, так как, несмотря на очевидные процерковные цели и задачи, она предлагала привлекательную деятельность. Ребятам нравилось играть в солдат - еженедельные па­рады, форма (полувоенные головные уборы, ремни, вещ­мешки). Программа дополнялась воскресными уроками по изучению Библии, летними лагерями, где можно было пострелять из винтовки. Разве могли они получить что-либо подобное в их обыденной жизни? Главным средст­вом пропаганды движения стали духовые оркестры «бри­гад». Военной была и структура: три компании объеди­нялись в батальоны под командованием капитана и его помощника - лейтенанта. Дисциплина в «бригадах» была жесткой - не допускались даже минутные опоздания, пропуски без уважительных причин. Впрочем, военизи­рованные элементы использовались Смитом лишь как приманка для жаждущих героизма мальчиков и юно­шей, как подсобное средство их воспитания. Неудивительно, что число «бригад» стремительно росло… В 1908 г. членство в целом по Великобритании, рас­пространившись также на Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, Вест-Индию, Цейлон, достиг­ло 64 000 человек. Отчасти благодаря популярности в начальный период своего существования произошел еще один всплеск интереса к «бригадам» накануне первой мировой войны…

…К началу XX в. в Англии в мощную общенациональ­ную сеть развились кадетские корпуса. Они щедро фи­нансировались государством и должны были решать за­дачу физической и эмоциональной подготовки детей, подростков и юношей 12 - 18 лет к службе в армии. Соответственно, государство было заинтересовано в том, чтобы вовлечь в эту систему большее количество ребят… О скаутинге можно сказать, что он возник не на пус­том месте. Почва для него была подготовлена.

(Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. – Архангельск, 1997. С. 17-25.)

 

Приложение №25