Порядок закупки товарно-материальных ценностей
Регламентация операций управления закупками ТМЦ касается в первую редь порядка и сроков получения, обработки и исполнения заявок на спечение. Менеджер по закупкам должен иметь четкие инструкции, ка-заявки и от кого он должен получить, как он должен проверить их соот-;твие утвержденным нормам, в какие сроки он должен закупить мате-лы, чтобы они были доставлены в нужное время и в нужное место. Гак, например, в зависимости от отправителя заявки, регламентирован-с сроков ее исполнения, заявленных ТМЦ менеджер по закупке опреде-Г оптимальные сроки поставки закупленного ассортимента (табл. 77). :ле подтверждения объемов закупок менеджер определяет дату и место рузки товарно-материальных ценностей либо подразделению-заказчику, to на временное хранение на склад.
Таблица 77 Регламентация сроков закупки и места отгрузки ТМЦ
правитель заявки | Категория заявки | Заявленные на закупку ТМЦ | Регламентированные сроки закупки и поставки | Место отгрузки ТМЦ |
оджер по печению | Плановая | Канцелярские принадлежности для аппарата управления | В течение трех дней с начала очередного квартала | Структурные подразделения компании |
Внеплановая | Подарки для V/P-клиентов в отдел маркетинга и продаж | В течение трех рабочих дней | Автосалон | |
пджер по щскому | Плановая | Расходные материалы к компьютерной периферии | В течение 10 рабочих дней | Склад 1 |
ению | Внеплановая | Моющие средства для мытья автомобилей | В течение двух дней с даты получения заявки | Склад 2 (автосервис) |
Менеджер склада на основе данных о текущей и прогнозируемой вели-ie складских остатков в разрезе номенклатуры ТМЦ, видов запасов на-ЯЛЯет заявку на плановую, дополнительную закупку материалов и обору-1НИЯ либо на уменьшение или отказ от закупки в ранее оговоренные >ки.
I [апример, внеплановая заявка на пополнение страхового складского за-а смазочных веществ должна быть выполнена в кратчайшие сроки, noun.ку снижение уровня такого запаса ниже допустимого связано сувели-1ием сроков ПрбведониЯ ремонта и снижением продуктивности автосер-;\.
После уточнения и согласования объемов и сроков закупки материалов и оборудования менеджер формирует заказ, который может быть структурирован как по номенклатуре ТМЦ, так и по срокам и объемам поставки.
Следующее важное направление в деятельности менеджера по закупкам ТМЦ— управление непосредственно договорными отношениями с поставщиками в процессе размещения и выполнения заказов на доставку ТМЦ (рис. 42). Чтобы построить систему своевременных поставок ТМЦ «точно в срок», регламентом прежде всего должно быть предусмотрено использование следующих видов договорных отношений:
Г |
1.2. Формирование объема заказа и выбор возможных поставщиков ТМЦ на основе маркетинга затрат |
1) рамочные договоры поставок ТМЦ, заключаемые на определенный период и содержащие условие об автоматической пролонгации на указанный в нем срок. Закупка по таким договорам обычно производится в режиме оперативной заявки;
2) договоры, которые предусматривают разовую поставку ТМЦ.
. Уточнение объемов и сроков поставки с менеджерами по складу
Рис. 42. Последовательность действий менеджера по закупке ТМЦ
Использование рамочных договоров в закупочной деятельности позволяет минимизировать сроки поставки и отгрузки ТМЦ поставщиком за счет отсутствия необходимости поиска и отбора поставщика, оценки его надежности, ПОДГОТОВКИ, согласования и заключения ДОГОВОра поставки. Слсдо-
вательнО| такие договоры позволяют оперативно заказать ТМЦ v нос гаи шика, нроиаив! in м\ доставку и отгрузку, а у*'- in» не поставки оформить
хнеобходимые документы и осуществить оплату. Перед заключением та-их договоров следует тщательно провести отбор и оценку стоимости и ка-гства предлагаемых потенциальным поставщиком материалов и оборудо-1ния. Кроме того, на всем протяжении сотрудничества с поставщиком по амочному договору менеджер по закупке должен периодически оценивать адежность контрагента, проводить сравнительный анализ качества и цен риобретенных у рассматриваемого поставщика ТМЦ. В случае если по дан -ым мониторинга поставщик в сравнении с альтернативными контраген-1ми увеличил цены без соответствующих качественных изменений, нару-1ил сроки поставки и иные условия сотрудничества, это может служить ос-ованием для расторжения договора.
Договоры на разовую поставку ТМЦ должны использоваться в основном пя закупки материалов и оборудования, спрос на которые у компании не-остоянен или по которым не нужна оперативная доставка. Каждый раз пе-сд заключением разового договора менеджер должен провести либо конку-ентный анализ, либо конкурс. Условия выполнения договора при этом олжны тщательно контролироваться менеджером вплоть до получения све-гний из подразделений о сроках, объемах и качестве поставляемых мате-иалов.
В случае если договорные условия выполнены полностью, то менеджер носит поставщика всписок надежных партнеров, если нет — то в список ежелательных контрагентов. Соответственно впоследствии для закупок МЦ нежелательные контрагенты должны рассматриваться менеджером в оследнюю очередь. С надежными же партнерами, выполняющими на по-гомнной основе все условия поставки, автоцентр в дальнейшем может за-лючить рамочные договоры и соглашения, упростить в отношениях с ними роцедуру отбора и рассмотрения заявок на поставку.
Таким образом, на основе постоянного регламентированного и структу-нронанного по срокам и результату взаимодействия с поставщиками и ме-еджсрами компании обеспечивается качественная поставка ТМЦ для фуктурных подразделений автодилерской компании.
Хранение и распределение товарно-материальных ценностей
Хранение товарно-материальных ценностей должно осуществляться по ринципу «что более и чаще востребовано, то должно быть более дости-имо». Поэтому, располагая различные ТМЦ на складских площадях, авто-плсру необходимо рационально планировать логистику движения материны 1ых потоков внутри склада, а также размещение материалов в зависи-ОСТИ от частоты их использования. В этом случае эффективно расположить >уииы ТМЦ помогут ранее рассмотренные методы ABC- и XYZ- анализа (см. не. 33 и табл. 59).
В управлении распределением ТМЦ можно выделить следующие основ-ые мероприятия, которые должны быть четко регламентированы по по-ядку и срокам реализации:
1) получение и обработка требований, заявок на отпуск ТМ Ц со стороны фуктурных подразделений компании-автодилера;
2) проверка на складе наличия требуемых ТМЦ, подготовка па отпуск МЦ со склада;
3) подготовка, оформление и передача заявки на покупку ТМЦ менеджеру по закупке в случае недостаточного количества требуемых материалов и оборудования на складе, а также их несоответствия условиям, указанным в заявке.
На рис. 43 представлены порядок, сроки и взаимосвязи основных мероприятий и операций, которые закрепляются за работниками, ответственными за материально-техническое обеспечение. В соответствии со схемой менеджером по обеспечению (менеджером по снабжению) определяются параметры поставки на основе планов потребления и закупок и внеплановых заявок, которые необходимо проверить на соответствие утвержденным нормативам.
(Та. По, .•?! jT^ ■.■:■■;■....■■■: ; :. |
ъ |
"■"
■,■■ ::.■■■.'■'. ' ■■.-■
16. !.'■■: . ■■ , .■:■ ■■..:, ... ..■■■■ : ■ ■. ■■■ .'■■■.:■ : : ■■ ■ : ■ ■ ■-■■..■.■ ГЮь : .. ■ ■ -. ■ ;: .:-■ : '■: ■"■■.качества-- т- |
i менед кладу '■!■■:< насю ::мом качества |
1.4. По : ки на
ч |
ТМЦ с ооков
и меетапо
и Щ
2.2. Уведомление менеджера по обеспечению о количестве и качестве ТМЦ на складе, уточнение сроков отгрузки партии со склада |
2.1. Проведение проверки наличия ТМЦ на складе в требуемом количестве и надлежащего качества |
ц
2.3. Уведомление менеджера по распределению, согласование сроков отгрузки ТМЦ со склада |
3.1. Обработка заявки от менеджера по обеспечению со сроками, объемами и местом отгрузки ТМЦ |
2.4. Подготовка ТМЦ к отпуску со склада, внутрискладское перемещение и отгрузка
3.3. Подтверждение менеджеру по обеспечению ТМЦ сроков даты и объемов закупок |
3.2. Определение даты
приобретения и доставки ТМЦ
с поставщиками, оформление
необходимых документов
Рис. 43.Порядок взаимодействия менеджеров в процессе материально-технического обеспечения
В случае ожидаемого превышения утвержденных норм финансово-экономическими службами должно быть оперативно согласовано увеличение суммы непредвиденных расходов после уточнения характера закупок, их технической и экономической целесообразности.
После того как заявка согласована, менеджер по обеспечению связывается со складом, чтобы проверить наличие требуемых материалов и оборудования в нужном количестве. Специалист по складскому хранению по каждой заявленной позиции номенклатуры ТМЦ делает проверку на предмет ее наличия. По результатам такой проверки менеджер по складу дает подтверждение о готовности отгрузить заявленные материалы и оборудование в полном или частичном объеме либо сообщает о невозможности отпуска в случае отсутствия ТМЦ на складе. Обработанную таким образом заявку он возвра щает менеджеру по обеспечению.
Снабженец подтверждает объемы и сроки отпуска товаров и материалов, которые вСТЬ В наличии на складе, после чего менеджер по складу ОСуще спишет ВНУТРИ) I лалское переметен не и ПОДГОТОВКУ ТМЦ К отгру зке. Па ин
объем материален и оборудования, которь.................... могу! быть отгружены со
склада, менеджер по обеспечению готовит заявку на приобретение, которая незамедлительно направляется менеджеру по закупкам.
Менеджер по закупкам в соответствии с регламентированным порядком своих действий производит обработку заявки, согласовывает с поставщиками условия доставки, оформляет все необходимые документы. В процессе исполнения заявки менеджер по закупкам информирует менеджера по снабжению об ожидаемых сроках отгрузки ТМЦ поставщиком.
После поставки груза в указанное место он подлежит приемке, основным моментом которой является оформление документов об отсутствии претензий.
Рассмотренный порядок осуществления планирования, закупки, хранения и распределения товарно-материальных ценностей для внутреннего потребления может быть реализован не только в автодилерских компаниях с большими масштабами деятельности и централизованной службой снабжения и логистики. Успехом внедрения системы поставки требуемых материальных ресурсов для выполнения каждодневных операций «точно в срок» могут воспользоваться и небольшие компании, а также обособленные подразделения автодилера. При этом функции по складскому хранению, закупке и отпуску ТМЦ могут быть возложены на одного специалиста.
18. Финансирование деятельности
и проведение взаиморасчетов с контрагентами
Одна из частых проблем финансирования деятельности в атводилер-стве — достаточность финансовых ресурсов при одновременном обеспечении максимальной рентабельности их использования. Мобилизуя значительные объемы денежных средств в оборотном капитале — в необходимых запасах автомобилей и запчастей для продажи, автодилеру нужно оптимизировать финансовые потоки таким образом, чтобы, с одной стороны, сохранить требуемую доходность и оборачиваемость оборотного капитала, а с другой — бесперебойно финансировать собственные операционные и капитальные затраты.
Чтобы добиться такого баланса, требуются адекватное планирование финансовых средств компании и одновременный контроль за их поступлением и расходованием.
Вследствие этого в структуре единого бизнес-процесса управления финансами можно выделить следующие основные участки, использование и регламентация которых позволит повысить эффективность управления финансовыми ресурсами компании-автодилера:
• контроль исполнения условий договоров и проведения по ним расчетов, направленный на обеспечение полноты и достаточности поступления денежных средств за реализованные услуги и автомобили;
• упорядочивание финансовых потоков в соответствии с приоритетами использования денежных средств компании и задачами поддержания ее ликвидности.
С учетом указанных требований финансового менеджмента в управлении
автодилерской компанией регламентация бизнес процесса финансирова
ния должна быть направлена в том числе: на своевременность заключения договоров, необходимых для закупки и продажи, обслуживания и ремонта автомобилей; оперативный контроль выполнения работ, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей, используемых в процессе деятельности автодилерекою центра; проведение расчетов по заключенным договорам, выполненным работам, оказанным услугам, приобретенным ТМЦ.
Мониторинг исполнения условий заключенных договоров и проведения расчетов по ним является существенной составляющей всей системы контроля эффективности деятельности. В основу этого механизма положены принципы и инструменты казначейского управления — контроль поступления и расходования денежных средств, которые запланированы в соответствующих бюджетах.
Оперативный контроль исполнения бюджета движения денежных средств, как правило, осуществляет финансовый (бюджетный) контролер. Он оценивает каждый поступающий документ (счет, заявку) на осуществление расчетов и выясняет, не превышается ли лимит по соответству ющей статье бюджета. Превышение лимитов в бюджетном периоде может допускаться только по специальному распоряжению уполномоченного должностного лица — распорядителя бюджетных средств. Обычно им является финансовый директор или высший руководитель автодилерской компании.
Аналогично рассмотренному механизму контроля исполнения подготовленных планов, бюджетов, программ и показателей деятельности автодилерского центра (см. главу 2) процедура контроля финансовых условий договоров, платежей и поступлений по ним может отличаться набором операций — последовательностью, сроками, центрами ответственности и результатами. Рассмотрим более подробно особенности механизмов бюджетного контроля доходов — выставления счетов и контроля поступлений, а также контроля расходов — обработки полученных компанией счетов и их оплаты.
В механизме контроля доходов на стадии выполнения условий договоров и поступлений по ним можно выделить два основных блока (рис. 44):
• выставление клиентам — покупателям автомобилей и услуг по их сервис ному обслуживанию счетов и нарядов;
• бюджетный и финансовый учет оплаты выставленных счетов клиеп тами — поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу а в тодилера.
Например, для процесса оказания услуг по комплексному обслуживанию автомобилей корпоративного клиента алгоритм должен включать в себя механизмы контроля выставления счетов компании — владельцу автопарка, а также мониторинга поступления денежных средств по выставленным сче там (см. рис. 44). Соответствующие операции закрепляются за структурны м 11 подразделениями автодилера — отделом маркетинга и продаж, финансово экономическим отделом, бухгалтерией. Перечисленные центры ответствен пости в соответствии с их функциями осуществляют подготовку проекта счета, его проверку и оформление, выставление клиенту и контроль его оплаты.
Доведение |
Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 969; Опубликованный материал нарушает авторские права?.