Особенности развития генетики в России после Октябрьской революции и до наших дней.

После рев. и гражд. войны 1917—1922 гг. → стрем. развитие науки. К концу 1930-х годов в СССР → сеть научно-иссл. институтов и опытных станций, а также вузовских кафедр Генетики. Лидеры→Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, С. С. Четвериков и др. В СССР издавали переводы трудов иностранных генетиков, в том числе Т. Х. Моргана, Г. Мёллера, ряд генетиков участвовали в междун. пр.научного обмена. Г. Мёллер (мут. действие рентг. лучей) работал в СССР (1934—1937), сов. Генетики работали за границей.

20-е годы ученик Вавилова Г.Д.Карпеченко, работая в ВИРе, создал метод хромосомной инженерии→показал возможность преодоления бесплодия отд. гибридов за счет удвоения наборов хромосом обоих родителей→впервые гибриды м\у капустой и редькой (Рафанобрассика)

Открытие мутагенного действия ренгеновых лучей (Надсон и Филиппов, 1925; ам.Мёллер, 1927). →Радиационная Г. Работы по рад. и хим. мутагенезу →изучению тонкой структуры гена→практ.значение → новых насл. изм. форм растений и микроорганизмов. Важное место в развитии теории гена заняли работы советских генетиков. А. С. Серебровским была поставлена проблема сложного строения гена. В дальнейшем (1929—31) им и его сотрудниками, особенно Н. П. Дубининым, была экспериментально доказана делимость гена и разработана теория его строения из субъединиц.

В 1930-е гг→раскол→деят. Т. Д. Лысенко и И. И. Презента →ряд дискуссий (наиболее крупные — в 1936 и 1939 г.), направленных на борьбу с подходом Лысенко.

На рубеже 1930—1940-х гг. →Большой терр. ↑сотр. аппарата ЦК ВКП (б), курировавших генетику, и ряд видных генетиков были арестованы, расстреляны или погибли в тюрьмах (Н. И. Вавилов,Левицкий Карпеченко). После войны дебаты возобновились с новой силой. В 1948 году на августовской сессии ВАСХНИЛ Т. Д. Лысенко, пользуясь поддержкой И. В. Сталина, объявил генетику лженаукой→(«ветвистая пшеница») и др. →период гонений на Г (Лысенковщина) до снятия Н. С. Хрущева в 1964 году. Письмо 300→1955. 1957 Институт цитологии и генетики А\городок. Николай Петрович Дубинин→Беляков→Шумный.

Лично Т. Д. Лысенко и его сторонники получили контроль над институтами отделения биологии АН СССР, ВАСХНИЛ и вузовскими кафедрами. Уч. д\школ и вузов, с позиций «Мичуринской биологии».

Сходные с лысенковщиной явления наблюдались и в других науках. Наиболее известные кампании прошли в цитологии (в связи с учением О. Б. Лепешинской о живом веществе), физиологии (борьба К. М. Быкова и его сторонников за «наследие» И. П. Павлова) и микробиологии (теории Г. М. Бошьяна).

 

После открытия и расшифровки структуры ДНК, физической базы генов (1953 г.), с середины 1960-х г. → восст. Г. Министр просвещения РСФСР инициировал широкую дискуссию между лысенковцами и генетиками.

В 1960 году Нобелевский комитет сообщил советским властям о выдвижени кандидатуры Рапопорта (совместно с Шарлоттой Ауэрбах) на Нобелевскую премию за открытие химического мутагенеза.

4. Методы генетических исследований. Специфические методы Г:

1. Гибридологический метод (Менд.). Основные черты метода:а)Мендель учитывал не весь многообразный комплекс признаков у родителей и их потомков, а выделял и анализировал наследование по отдельным признакам (одному или нескольким); б) точный колич. учет насл. кажд. призн. в ряду последующих поколений. в) иссл. хар-р потомства кажд. гибрида в отдельности.

2. Генеалогический метод. В основу метода положено составление и анализ родословных.

Неспецифические методы генетики: 1. Близнецовый м. →для оценки соотносительной роли наследственности и влияния среды в развитии признака. 2. Цитогенетический м. → изуч. хромосом с пом. микроскопа. 3. Мутационный м. Метод обнаружения мутаций в зависимости от особенностей объект» — главным образом способа размножения организма. 4. Рекомбинационный метод. Основан на частоте рекомбинаций между отдельными ларами генов, представленных в одной хромосоме. Позволяет составлять карты хромосом, на которых указывается относительное расположение различных генов. 5. Метод селективных проб (биохимический). С помощью него устанавливают последовательность аминокислот в полипептидной цепи и таким образом определяют генные мутации.

Общие методы:1. Физ. ( микроскопия, ультроцентрифугирование…) 2. Мат. ( исп-ся для статистической обработки данных и построения матем-х моделей) 3. Хим. ( исп-ся для изучения строения и ф-ций н\к и белков)

Гибридологический метод (метод скрещивания).Разработан Г. Менделем и является основным в генетических исследованиях. С помощью скрещивания можно установить: 1) доминантен или рецессивен исследуемый признак (и соответствующий ему ген); 2) генотип организма; 3) взаимодействие генов и характер этого взаимодействия; 4) явление сцепления генов; 5) расстояние между генами; 6) сцепление генов с полом.

Цитогенетический метод. Этот метод заключается в изучении количества, формы и размеров хромосом у животных и растений. Он очень ценен для выявления причин ряда заболеваний у человека. Иногда причиной болезни служат хромосомные мутации — утрата части хромосомы, нарушение ее строения. Если во время мейоза гомологичные хромосомы не расходятся, то при оплодотворении в зиготе .оказываются три гомологичные хромосомы вместо двух — так называемая трисо-мия. Нарушение генного баланса ведет к серьезным последствиям. Например, присутствие в хромосомном наборе человека трех хромосом 21-й пары (трисомия по 21-й паре хромосом) вызывает сильные изменения всего облика — монголоидное лицо, неправильную форму ушей, малый рост, кроткие руки, умственное недоразвитие (болезнь Дауна). Нерасхождение половых хромосом (кариотипы МУ, XXYY, XXX и др.) также сопровождается аномалиями строения тела и, как правило, нарушением умственной деятельности. С помощью цито-генетического метода установлены причины и многих других заболеваний человека.

Генеалогический метод (метод родословных). Заключается в изучении наследования какого-либо признака у человека в ряде поколений у возможно большего числа родственников. Для этого составляется родословная, в которой отмечаются члены семьи, имеющие изучаемый признак. Метод родословных позволяет установить доминантность • или рецессивность признака, сцепленность его с другими признаками или с полом. В настоящее время изучено наследование многих нормальных и патологических признаков у человека.

Близнецовый метод. Иногда оплодотворенная яйцеклетка человека дает начало двум (в очень редких случаях — трем, четырем) эмбрионам. Это происходит вследствие разделения бластомеров на ранних этапах развития. Поскольку дробление зиготы осуществляется путем митоза, из разделившихся бластомеров развиваются однояйцевые близнецы, имеющие одинаковый генотип. Все различия между близнецами обусловлены исключительно влиянием внешней среды. Поэтому изучение проявления признаков у однояйцевых близнецов, особенно если они росли в неодинаковых условиях, позволяет с большой достоверностью оценить роль внешней среды в реализации действия генов.

return false">ссылка скрыта

Широкое применение в генетике человека находит популяционно-статистический метод, который основан на отслеживании (мониторинге) наследственных признаков (в первую очередь наследственных болезней) в больших группах населения в одном или нескольких поколениях. Метод позволяет определять частоту генов, в том числе «вредных», в различных популяциях; темпы мутационного процесса; величину генетического груза; изучать роль окружающей среды в возникновении наследственных аномалий, выявлять полиморфизм популяций по нормальным признакам