Билет №9. Деловые журналы. История. Жанровые и структурные особенности журналистских материалов.

Делова́я журнали́стика (англ. Business journalism) — журналисты отслеживают, собирают, записывают и анализируют информацию, имеющую отношение к финансам и бизнесу. Бизнес-журналисты призваны обеспечивать информационные потребности предпринимательства, печатая материалы (в том числе из разряда статистических, рекламно-информационных, законодательных и пр.) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса.

 

История

Начало такого рода журналистика ведёт со Средневековья, когда известные купеческие семейства общались между собой [5]. В 1882 году Чарльз Доу, Эдвард Джонс и Чарльз Бергстрессер организовали службу доставки новостей в инвестиционные компании Уолл-стрита [5], а в 1889 году стало выходить старейшее издание деловой тематики The Wall Street Journal[5].

 

Первым деловым журналистом считают Айду Тарбелл, которая в начале века писала о нефтяном гиганте Standard Oil[6]. Среди продолжателей её традиций называют Ричарда Ламберта, одного из редакторов Financial Times, создавшего школу журналистики, «выпускники» которой специализировались на экономике, бизнесе, финансах и маркетинге.

 

Журналистика этого направления развилась в планетарных масштабах в 90-х прошлого века.

 

Деловые издания, ориентированные на тех, чья профессиональная деятельность требует постоянного обращения к коммерческой и финансовой информации, реализуют следующие функции [7]:

- анализ главных событий в стране, их влияние на деловую жизнь;

- обеспечение аудитории оперативной коммерческой информацией;

- распространение делового опыта;

- формирование идеологии бизнеса.

 

В деловой периодике освещаются и политические события и новости , однако, подаются они с прагматической точки зрения, в контексте того, как они могут повлиять на развитие экономики, на инвестиционный климат, состояние рынков товаров. Деловых людей, график которых весьма плотен, интересуют не слухи шоу-бизнеса, а события, влияющие на развитие бизнеса, объективный анализ социально-политических проблем. Аналитическую функцию, наряду с информационной, считают важнейшей функцией бизнес-прессы [4].

 

В России жанр Деловая журналистикаоформился много позднее, на первоначальных этапах большая часть материалов являлась «историями успеха» фигурантов бизнеса.

 

Период с 1991 по 1996 годы принято считать временем становления системы деловых журналов в России: появляются деловые журнальные издания — «Коммерсант Weekly», «Профиль» и «Эксперт». Тогда же происходит активное развитие отраслевых и становление корпоративных деловых журналов. К концу XX века формируется разветвлённая система деловой периодики.

 

Одним из самых ярких представителей российской деловой журналистики этапа становления был Пол Хлебников, первый главный редактор российской версии журнала «Форбс».

 

Наиболее влиятельные игроки на российском рынке деловой прессы: издательский дом «Коммерсант» (который создал Владимир Яковлев[11]) и «Издательский дом Родионова».