Практикум № 2. «Читатель» (продолжение)
Этот практикум — прямое продолжение предыдущего.
Озвучьте этюд (как минимум в трех вариантах), пытаясь создать звуковой картиной совершенно разное ощущение, атмосферу и даже жанр. Естественно, речь идет не о том, чтобы «залить» все одной-двумя музыкальными темами. Попытайтесь создать насыщенные звуковые картины, разворачивающие и даже переворачивающие смысл происходящего в кадре действия. Например: романтизм, детектив, одиночество… (добавить по вкусу). Это упражнение — прямой путь в вертикальный монтаж и далее — в монтаж аттракционов.
Использовать менее двух дорожек вряд ли получится — ведь должно быть и общее дыхание атмосферы, и синхронные звуки, и акценты, и то, что происходит (звучит) в этот момент за рамкой кадра…
Правда, во всем хорошо чувство меры: бедная звуковая картинка не даст никакого эффекта, будет скучна, но перенасыщение звуком может либо размыть смысл видеоряда, либо, при равной силе акцентов, превратить его в «барабанную дробь». Поэтому отбор звуков должен быть предельно осмыслен и точен.
Результат: неподготовленному зрителю опять же должно быть интересно это смотреть, но воспринимать все три сюжета он должен по разному, т. е. по разному вычитывать их идеи и смыслы происходящего. Если есть возможность, хотя бы один вариант стоит сделать с профессиональным звукорежиссером.
Прорабатывается:
· учет сочетаний разноплановых звуков и их воздействие на зрительское восприятие;
· организация атмосферы эпизода средствами саундтрека;
· способы создания «глубины» действия, события, расширение рамок кадра закадровым звуком, ухода от бедности кадровой конкретики;
· точность и внятность звуковой акцентировки;
· соразмерность внутрикадровых и закадровых звуков, их тональностей и ритмов;
· протяженность звуковой линии и использование звука для усиления драматургии и удержания внимание зрителя;
· подход к комплексной аудиовизуальной разработке эпизода и далее — экранного образа и т. д.
Этот практикум поможет перейти от «озвучивания» к работе со звуком как полноправным экранным элементом, заставить работать на себя сильнейшее средство управления восприятием и вниманием зрителя.