Основные особенности эпохи Возрождения.

В XIV-XV веках в странах Западной Европы начинается эпоха Возрождения. Перемены были связаны с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название «Ренессанс»(фр.), то есть «Возрождение». Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическоеи гуманистическое(от лат. humanus-человеческий): самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, признание творческих способностей человека, разума, стремление к земному счастью становятся отличительными качествами человека и предполагает освоение достижений культурного богатства прошлого. Человеку не нужна теперь милость Бога, он сам - творец, он созидает новый мир, создает красоту, творит самое высокое, что есть в мире, - самого себя.

Наиболее видными представителями гуманизма Возрождения являются представители итальянского гуманизма Франческо Петрарка (1304-1374), Лоренцо Валла(1407-1457), Марсилио Фичино (1422-1495), Пико делла Мирандола (1463-1495), Пьетро Помпонацци (1462-1525), а также «заальпийского, северного» гуманизма – такие, как, например, голландский мыслитель Эразм Роттердамский(1469-1536), французский гуманист Мишель де Монтень (1533-1592).

Гуманисты отстаивает идею независимости и самостоятельности человеческой личности, стремление к свободе, идею активной самореализации человека, их антропоцентризм выступает как противовес средневековому теоцентризму. Перед человеком ставится задача совершенствоваться и тем самым возноситься к наивысшему сущему, к Богу. Мировоззрение гуманистов отличается земным характером, пониманием радостей и страстей человека, подчеркивая естественность человека, добродетелью является все, что ведет к наслаждению, как физическому, так и духовному. Аскетизм же, отказ от земной жизни и ее даров- бессмыслен. Смысл жизни состоит в использовании жизненных благ.

Гуманисты отстаивали идеи о независимости философии от теологии. Выступая против схоластики средневековья, они полагали, что философия не служанка теологии, а ее «сестра»; философия совершенствует теологию, а сама философия должна сойти «с неба на землю», заниматься основными вопросами естественной жизни человека. Философия должна исходить из научных принципов, истина является результатом рационального познания. Религию следует сохранить лишь для воспитания народа, но она не имеет преимуществ перед истиной.

Натурфилософия Возрождения вырабатывает мировоззрение пантеизма (от греч. пан — всё и тео — Бог) — «Природа и Бог — одно и то же» (Лоренцо Валла). Смысл пантеизма- в придании природе свойств, которые ранее приписывались только Богу, - разумности, бесконечности, объединяющей и созидающей силы. Совершенный Бог не может иметь несовершенных творений. Значит, все природное — божественно, и познание и преобразование его составляет главную цель человеческой деятельности. Наиболее видные представители пантеизма –Николай Кузанский (1401-1464) и Джордано Бруно (1548-1600).