Билет№2

1. Особенности современного журнального рынка(+Динамика развития отечественных журналов). Издательские дома, выпускающие журналы.

Несмотря на развитие конкуренции со стороны разнообразных медиаканалов, читательская активность в отношении журналов остается в Западной Европе стабильно высокой: суммарная средняя аудитория всех журналов в большинстве стран превышает 80-90% взрослого населения. Ежегодно в странах Западной Европы продается более 20 млрд экземпляров журналов. Доходы европейских издательств, выпускающих журнальную продукцию, превышают 40 млрд евро в год, а объем рекламы в наиболее массовых журналах Западной Европы достигает 15 млрд евро.

При рассмотрении динамики журнального рынка Западной Европы за последнее десятилетие можно выделить четыре периода его развития:

1. Ярко выраженный подъем в конце 90-х годов.

2. Спад в начале нового тысячелетия.

3. Стабилизация и новый, более сдержанный и неравномерный рост в ряде стран в последние 3-5 лет.

4. Новый спад, начиная с 2008 г., связанный с мировым финансовым кризисом.

С точки зрения рекламных доходов более благоприятная ситуация складывалась в сегменте потребительских журналов.

 

Специфика журнального рынка Западной Европы - Наиболее «тиражную» группу потребительских журналов образуют ТV-гиды. Несколько десятков ТV-гидов, издающихся в Западной Европе, продаются тиражами, превышающими 1 млн экз. лидером является американский TV Guide, выходящий в США тиражом свыше 3 млн экз. в неделю. Велика роль стран Западной Европы и на мировом рынке деловых информационно-аналитических изданий. лидируют журналы Франции и Германии. Однако только два немецких еженедельника (Der Spiegel и Stern) и французский Paris Match можно отнести к действительно высокотиражным изданиям, продажи которых превышают 1 млн экз. в неделю. Преобладающая периодичность деловых изданий – раз в неделю, хотя многие журналы выходят ежемесячно, а также раз в две недели.

 

В сегменте отраслевых, профессиональных изданий Западная Европа занимает лидирующие позиции в мире. Несмотря на то, что предпочтение рекламодателей смещается в сторону потребительского сегмента журнального рынка, издание В2В журналов продолжает быть мощной индустрией, особенно в Германии и Великобритании, где ежегодно выпускаются тысячи наименований отраслевых, профессиональных журналов. Производство В2В журналов набирает обороты также в Испании.

 

 

Отечественный журнальный рынок в последние 10–15 лет развивается под влиянием нескольких тенденций: приход на российское информационное поле крупных международных игроков, упадок «толстых» литературных журналов, появление политико-экономических изданий («Деньги», «Власть», «Эксперт» и др.) и еженедельников телепрограмм («Семь дней», «ТВ-Парк» и др.), усиливающаяся специализация журналов, активное развитие сегмента журнального рынка, ориентированного на женскую аудиторию.

 

Ситуация на российском рынке журналов определяется тенденциями развития мировой журнальной отрасли в условиях ускорения процесса глобализации. Подтверждением активно идущего процесса подключения России к глобальной системе СМИ является расширение рынка журналов, базирующихся на зарубежных брендах. Выпускают лицензионные журналы в основном наиболее крупные издательские дома:Conde Nast Publications, Independent Media, Burda, ИД «Hearst Shkulev Media», «Conde Nast» и другие. Именно они принесли в Россию новый тип информационного продукта и информационной стратегии – «глянец». Соответственно, одна из самых заметных современных тенденций – внедрение на отечественный рынок международных журнальных брендов и их адаптация для российских читателей.

 

В целом, российский журнальный рынок относится к числу наиболее динамичных. В 2007 г. на долю журналов приходилось около 45,5% совокупного дохода рынка печатных СМИ России, включая газеты и рекламно-информационные издания. Российская индустрия печатных СМИ растет колоссальны темпами, и журнальный рынок является его наиболее бурно развивающимся сегментом. По оценкам "РБК", среднегодовые темпы роста журнального рынка России в последние три года составляют более чем 13%, что делает его из самых быстроразвивающихся в мире. Современные условия существовоания российского журнального рынка- рост продаж рекламы, увелечение инвестиций в прессу, в том числе за счет иностранного капитала, улучшение условий дистрибуции- делают его чрезвычайно привлекательной сферой деятельности для издательского бизнеса. Согласно данным Росохранокультуры на конец 2008 года в Российской Федерации было зарегистрировано около 23428 журналов, в том числе 14943 центральных и 8485 региональных.

 

Но по оценке РБК, на журнальном рынке России сегодня насчитывается не более 2 тыс. платных изданий, которые выпускаются на регулярной основе и представляют реальный или потенциальный интерес для рекламодателей. В действительности сегодняшнюю ситуацию на журнальном рынке России определяют примерно 800 общефедеральных изданий и около 50 региональных журналов.

Всего на 2007 год в РФ зарегистрировано 23.500 наименований журналов. Ядро - 242 журнала. Совокупная аудитория читателей журналов - 12 млн.614,7 тыс. человек. На долю журналов приходилось около 35% совокупного дохода рынка печатных СМИ России.

На Top-10 журналов по рекламным бюджетам приходится около 30% доходов журнального рынка от рекламы. Лидирующая позиция у журнала «7 дней», входящего в холдинг «Газпром Медиа», следующие пять мест удерживают женские глянцевые журналы: Cosmopolitan (Independent Media Sanoma Magazines) и др. Состав рекламодателей - производители парфюмерии и косметики, одежды, автомобилей, предметов роскоши.

 

На сегодняшний день основным каналом распространения периодической печати в России является продажа в розницу. По подписке распространяется 24% тиражей журналов.

 

Относительно высока доля подписных тиражей общественно-политических и деловых еженедельников. Так, 55% тиража журнала Harvard Business Review распространяется по подписке.

 

усилилась тенденция расширения географии распространения журнальной продукции. для значительного числа изданий (и прежде всего женских глянцевых журналов) экспансия в регионы стала основным методом увеличения читательской аудитории и роста тиражей. Так, до 60% разового тиража журналов Cosmopolitan и Gloria ИД «Индепендент Медиа Sanoma Magazines» распространяется в регионах РФ и в странах СНГ и Балтии.

 

лидерами читательского рейтинга в России являются информационно-развлекательные издания. В десятку наиболее читаемых журналов России входят:

• 4 издания развлекательного направления (программы ТВ и кроссворды – еженедельники «7 дней», «Теленеделя», «Тещин язык», «Зятек», «Лиза Кроссворды»);

• 3 женских журнала – ежемесячники Cosmopolitan и Glamour и еженедельник «Лиза»;

• по одному изданию тематических направлений «Автомобили» (ежемесячник «За рулем»), celebrities (ежемесячник «Караван историй»), научно-популярное (ежемесячник «Вокруг света») и общественно-политическое (ежемесячник «Совершенно секретно»).

Первое место среди всех журналов занимает еженедельник «7 Дней», каждый номер которого читает 7% населения страны, или почти 4 млн человек.

 

На фоне общего упадка периодики для молодежи и подростков, вызванного массовым переходом их читателей в онлайн, наращивают тиражи и аудиторию глянцевые журналы для девушек в возрасте 14-20 лет. (Yes! Independent Media, Oops! Burda, «Лиза. Girl» Burda, Joy Burda).

 

Около половины выпускаемых журналов – глянцевые. 7 из Top-10 лидеров рынка полностью или частично принадлежат иностранным владельцам. Первое место по объему разового тиража занимает ИД Burda, старейший издательский дом в России. ИД выпускает 38 периодических журналов и 12 специальных выпусков и является лидером российского рынка периодики по продажам журналов и охвату аудитории.

 

Издательский дом Independent Media Sanoma Magazines основан в 1992 году, издает более 30 газет и журналов в России, Казахстане и на Украине. Среди них Cosmopolitan, Harper's Bazaar, Men's Health, Yes!, газеты The Moscow Times, "Ведомости".

Крупнейшие ИД России:

· Мир новостей

· Эгмонт Россия

· Gameland

· Популярная пресса

· Burda

· Bauer Media

· Independent Media

· Газпром Медиа

· Эдипресс- Конлига

· «7 дней», «Коммерсант» и др.

 

Основные тенденции - пополнение сегментов глянцевых и развлекательных изданий, всплеск в сегменте журналов о жизни звезд и попытки запуска оригинальных проектов, не имеющих аналогов на отечественном рынке.

 

Одной из наиболее привлекательных оказалась ниша изданий о знаменитостях (celebrity). В сегменте ежемесячных «биографических» изданий безусловным лидером по-прежнему является «Караван историй». В сегменте B2B и деловых изданий активно действуют не только специализированные издательские дома, но и ведущие игроки на рынке потребительских журналов, такие как Independent Media и «Салон-пресс».

 

Многие издательские дома в последние два года начали активно развивать интернет-направление, приобретая или создавая помимо электронных версий бумажных журналов независимые онлайн-проекты. Среди ведущих по уровню дохода от интернет-рекламы компаний есть несколько интернет-СМИ: сайты медиакомпаний РБК, «Коммерсант» и «Эксперт», публикующие материалы бумажных изданий. Они получают доход исключительно от медиа-рекламы.

 

Несмотря на бурное и непрекращающееся развитие Интернет - технологий количество людей, предпочитающих журналы в печатном виде - Интернет - ресурсам, не сокращается, а доходы журнальных изданий только увеличиваются.