Расчет годового спроса на рабочую силу, тыс. чел.

Отрасли Спрос на начало года, Сн Дополнительный спрос в течение года: ДС=Чк – (Чн – В+П) Общий годовой спрос: ГС=Сн+ДС – П
Промышленность 21,7    
Строительство 11,3    
Транспорт    
Сфера услуг населению 6,5    
Прочие 1,5    
Итого…    

 

Итак, заполните таблицу 2. Данные о ГС по отраслям передайте ОТПК.

3. Для выработки конкретных экономических и организационных рекомендаций необходимо знать не только спрос, но и предложение рабочей силы. Оно будет формироваться на протяжении всего года. Однако для регулирования процессов занятости нужно изначально предположительно определить масштабы предложения кадров. Оно складывается из следующих составляющих:

а) безработные не начало года;

б) высвобожденные работники, которые не трудоустроены на своих предприятиях (В – П);

в) неработавшие люди, вступающие на рынок труда (достигшие трудоспособного возраста и предъявляющие спрос на рабочие места; закончившие в данном году учебные заведения; решившие возобновить работу после длительного перерыва и др.). Их количество в игре – 6 тыс. чел.;

г) сальдо миграции трудовых ресурсов (разность между выехавшими из города и приехавшими работниками). Оно может быть определено, исходя из сложившихся долгосрочных тенденций, в игре составляет 2 тыс. чел. Рассчитайте годовое предложение рабочей силы.

4. Сопоставляя спрос и предложение на рынке труда, отделу необходимо выработать общие рекомендации ОЭРЗ и ОТПК. Обратите внимание, чтобы ОЭРЗ мог принять меры по повышению спроса на кадры в этих производствах. В каких отраслях намечается увеличение занятости, т.е. куда ОТПК должен преимущественно направлять людей, каким профессиям отдавать предпочтение при переподготовке? Особо следует выделить сферу услуг населению. Предприятия этих отраслей испытывают нехватку людей. Спрос жителей города на услуги очень высок и здесь можно занять немало работников. Причем рабочие места в отраслях обслуживаются дешевле, чем в промышленности, требуют меньше вложений. Но привлечение кадров в данную сферу сдерживает относительно небольшая зарплата в государственном секторе услуг. Целесообразно ли и возможно ли стимулирование создания новых рабочих мест в отраслях обслуживания?

Дайте свои предложения в связи с этим отделу регулирования занятости для принятия конкретных экономических мер.

 

 

ОТДЕЛ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

(ОТПК)

 

5. Отдел получает от ОАРТ данные о спросе на рабочую силу (см. табл. 2).

Для практических расчетов ОТПК и ОЭРЗ понадобятся сведения о структуре спроса по профессиям. Эта информация поступает в течение года в виде конкретных заявок предприятий. Но для более обоснованной работы биржи целесообразно определить составляющие спроса как можно раньше, зачастую не дожидаясь поступления заявок. Это можно сделать, зная общий годовой спрос (ГС) отраслей на работников соответствующих профессий (см. табл. 2) и используя информацию, уже поступившую в графе «спрос» таблицы 3.

Итак, рассчитайте спрос по строкам 1,8,14,24 и суммарный спрос (последний должен быть равен итоговой сумме ГС в табл. 2).

Заявки предприятий на рабочую силу в течение года удовлетворяются за счет людей, желающих трудоустроиться. По условиям игры все, кто ищет рабочие места, обращаются на биржу труда. Причем следует учесть, что в ОТПК заранее регистрируются и те люди, которые пока заняты, но будут высвобождены на протяжении года (об увольнениях предприятия объявляют заранее).

Таким образом, наряду со спросом складывается и предложение кадров.

Объясните, почему даже при наличии спроса часть незанятых не будет трудоустроена. С другой стороны, в чем причина сохранения значительного числа вакантных рабочих мест при достаточно большом предложении работников?

 

Таблица 3 Годовая конъюнктура рынка труда (по группам профессий), тыс. чел.

Группы профессий Спрос, С Предложение, П Трудоустроены, Т Недостаток, С – Т Избыток П – Т
Промышленность машиностроительные профессии
  1. Рабочие……………………...
  2. ИТР………………………….
профессии легкой, пищевой промышленности:
  1. Рабочие……………………...
  2. ИТР………………………….
профессии химической промышленности:
  1. Рабочие……………………...
  2. ИТР………………………….
  1,5     0,5     0,5 0,2         1,5     5,5     1,5     0,4     0,5 0,1    
Строительство
  1. Рабочие основного цикла….
  2. Отделочники………………..
  3. ИТР………………………….
  4,8   0,5     1,8 0,4    
Транспорт
  1. Водители……………………
  2. Ремонтники…………………
    0,3 0,2   0,3 0,1    
Сфера услуг населению
  1. Учителя……………………...
  2. Врачи………………………..
  3. Средний мед. персонал…….
  4. Работники культуры………..
  5. Работники науки……………
  6. Специалисты по спорту……
  7. Работники учреждений управления………………….
  8. Работники общепита……….
  9. Работники пас-го тр-та…….
  10. Работники бытового обслуживания………………
  11. Работники торговли………..
  12. Работники ЖКХ…………….
  0,7 0,2   0,5 - 0,2   - 1,5 1,2   1,8 1,3 1,1   0,2 1,9 1,2   0,6   0,6   0,1 0,2 0,1 0,3 - 0,2   - 0,9 0,1   0,8 0,9 0,3    
Прочие -    
Итого…          

 

Рассчитайте недостаток кадров (разность между спросом и числом трудоустроенных) и избыток (предложение за вычетом количества трудоустроенных). Занесите эти данные в таблицу, сообщите их ОЭРЗ

Такие расчеты отражают движение конъюнктуры на протяжении года, основанное на пассивном сведении работников и работодателей. Но за это время ОЭРЗ может принять инициативные меры по уменьшению высвобождения, созданию новых рабочих мест и т.д. Поэтому первоначальные расчеты ОТПК могут быть скорректированы. Таким образом, ОТПК продолжит работу после действия ОЭРЗ.

ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ

 

6. Отдел получает от ОТПК информацию, зафиксированную в таблице 3. Кроме того, отдел располагает и некоторыми более конкретными данными. Так, известно, что из 7,5 тыс. работников химической промышленности, составляющих предложение кадров для этой отрасли (см. табл. 3) 5,5 тыс. чел. будут высвобождены в связи с намеченным закрытием убыточного производства. Трудоустроить их было бы затруднительно, поскольку химические предприятия в достаточной степени укомплектованы кадрами (см. табл. 3). Есть возможность перепрофилировать убыточное производство на выпуск рентабельной продукции. Однако для этого нужны денежные средства в размере 3,8 млн. руб. Банки отказываются предоставить такую сумму недостаточно надежному клиенту. Им нужен гарант, который взял бы на себя финансовую ответственность, если химический завод не сможет погасить займы. Причем проценты по займу в любом случае обязуется платить само предприятие, получающее кредит.

Учреждением-гарантом может стать и биржа труда, распоряжающаяся региональным фондом занятости. ОЭРЗ совместно с финансовым отделом должны решить, целесообразно ли просить банки предоставить кредит заводу под обеспечение фонда занятости. Для выработки решения следует учесть следующие обстоятельства.

а) Высвобожденные 5,5 тыс. чел. в большинстве своем окажутся безработными, и им необходимо будет выплачивать пособие. Размер пособия по закону составляет в первые 3 месяца 75% от предыдущей заработной платы. Но средний срок выплаты пособия в игре – 2 месяца (после этого безработного, как правило, удается трудоустроить, направить на переподготовку или на общественные работы). Средняя зарплата равна 400 руб. Кроме того, каждый работник в среднем содержит одного нетрудоспособного иждивенца, что дает право повышения пособия на 10%. Определите, сколько средств из фонда занятости было бы направлено на выплату пособий для 5,5 тыс. чел. Сравните эту сумму с количеством денег, которые нужно гарантировать банкам.

б) Если кредит не будет предоставлен, то расходы из фонда занятости на пособие придется нести обязательно. В то же время, вполне вероятно, что завод использует займ эффективно и сможет вовремя его вернуть. В этом случае биржа не должна будет платить банкам.

в) Отсутствие кредита лишит предприятие потенциальной возможности выпуска нужной рынку продукции после перепрофилирования. Кроме того, безработица еще нескольких тысяч человек сама по себе крайне нежелательна для города. Итак, принимая во внимание перечисленные обстоятельства, будет ли биржа гарантировать возврат банковских ссуд?

7. От отдела анализа рынка труда поступают рекомендации относительно целесообразности развития сферы услуг населению. Для удовлетворения потребности людей в услугах и повышения занятости нужно стимулировать создание новых рабочих мест в данных отраслях. Прямые ассигнования на эти цели из городского бюджета вряд ли помогут решить проблему – бюджет относительно невелик и перегружен иными статьями расходов. Кроме того, зарплата на муниципальных предприятиях недостаточно высока для привлечения работников. Но исполнительный орган в пределах законодательства о местном самоуправлении имеет другие рычаги воздействия на инвестиции. ОЭРЗ договаривается с ним о льготах в налогообложении предприятий сферы услуг, о скидке в арендной плате на помещения. Местный орган власти может выступить как посредник в аренде данными предприятиями оборудования, имеющегося в хозяйствах города. Таким образом, стимулируются частные инвестиции в сферу услуг. В течение года подобные меры привели к следующему дополнительному спросу на кадры:

- бытовое обслуживание – 2 тыс. чел.

- торговля – 2 тыс. чел.

- общественное питание – 1,5 ты. чел.

- пассажирский транспорт – 0,5 тыс. чел.

Все эти новые рабочие места укомплектованы за счет имеющегося предложения работников. Таким образом, повышение спроса сопровождалось адекватным ростом трудоустройства и снижением избытка кадров. Итак, рассчитайте, насколько изменились спрос на работников сферы услуг и их избыток.

8. В легкой промышленности города сложилась следующая ситуация. Швейные предприятия почти укомплектованы кадрами, поскольку в городе есть несколько учебных заведений данного профиля. Этим объясняется и существенный избыток рабочих соответствующих профессий. В рамках спроса и предложения рабочих легкой и пищевой промышленности (см. табл. 3) положение первоначально выглядело бы так (в тыс. чел.):

 

  Спрос Предложение Трудоустроено Недостаток Избыток
Швейники 0,5 0,5 - 0,5
Прочие 5,5 0,5 0,5
Всего

 

Местные исполнительные органы по предложения ОЭРЗ формируют годовой региональный заказ на дополнительное производство швейных изделий. Это обеспечивает повышение спроса на рабочих на 500 чел. и трудоустройство такого же избыточного количества людей данных профессий. Кроме того, заказ выгоден для города, так как выпущенные швейные изделия местные органы обменивают в другой области на продовольствие.

Итак, определите, как изменялся спрос, предложение, трудоустройство, недостаток и избыток рабочих в легкой и пищевой промышленности вследствие действия регионального заказа.

9. Результаты работы ОЭРЗ необходимо отразить в таблице, корректирующей первоначальные условия конъюнктуры и возможности трудоустройства (табл. 4).

Данные строки 1 – это числа итоговой строки табл. 3. Вместо знаков «?» поставьте цифры изменений конъюнктуры по соответствующим пунктам (со знаком «+» при увеличении или «-» при уменьшении прежнего числа).

Таблица 4