ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ОБЪЕКТА БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Специфика биологического познания

Чтобы понять природу биологического познания необходимо обозначить предмет исследования и то, на чем основано познание (методы исследования). Комплекс биологических наук изучает мир живого, закономерности развития живых систем.

Исторически биология развивалась как описательная наука о многообразных формах, видах и взаимосвязях растительного и животного мира. Стихийно-эмпирическое накопление знаний о мире органических явлений длилось тысячелетиями. Однако, практически на всём протяжении этого времени знания о биологических явлениях никак не выделялись в самостоятельную отрасль из общей совокупности знаний о природе. Специфика биологического объекта не фиксировалась. Биологические знания излагались вперемешку со знаниями о химических, физических, географических, климатических, метеорологических, социально-исторических явлениях, накапливаясь в основном как побочный продукт деятельности ремесленников, путешественников, алхимиков, фармацевтов, лекарей и др. Природа выступала как нерасчлененное целое.

Переломным моментом стала середина XVIII века. Одно из главных достижений XVIII века – создание первой искусственной классификации всех известных тогда растений и животных К. Линнеем (1735). Получили распространение методы наблюдения, описания, сравнения и систематизации на основе выделенных признаков объектов. О биологии как о комплексной науке можно говорить, начиная с 1802 г., с момента одновременного и независимого введения термина биология Ж.Б. Ламарком и Л.Х. Тревиранусом.

Итак, в чём же заключается специфика этой отделившейся и обособившейся области познания? На наш взгляд, основной спецификой биологического знания является, развившаяся в процессе эволюции биологической науки иерархичность её объекта.

Биология стала пониматься как наука о живых системах на всех уровнях сложности: на организменном, надорганизменном (популяционно-видовой, экосистемный) и суборганизменном (молекулярный, клеточный). На каждом из указанных уровней произошло образование своих различных дисциплин, совокупность которой и называется биологией. Далее добавилось обращение биологии к проблеме человека (выяснение роли природных факторов на жизнедеятельность человека и др.). Биология стала включенной в решение реальных проблем развития общества.

Подробнее методы биологической науки, уровни и формы её познания будут рассмотрены в следующем параграфе.