Психологическая характеристика агрессивного ребенка
Факторы формирования агрессивности у ребенка дошкольного возраста, психологические особенности ребенка, методы диагностики. Стратегия работы психолога. Практические рекомендации педагогам и родителям
Агрессивность – психологическое свойство личности, выражающееся в ее готовности к агрессивным действиям (А.А. Реан, 1998).
Ребенок-дошкольник проявляет агрессивное поведение в форме физической или вербальной агрессии, а также в разрушительных действиях.
Факторы формирования агрессивности и агрессивного поведения:
Среди основных факторов агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста выделяют условия воспитания ребенка в семье, стили родительского отношения; влияние социального окружения ребенка (группы сверстников, значимые взрослые); социальные информационные факторы
«Фактор семьи» / выделяется как основной/
Выделяют несколько типов отношений и стилей семейного воспитания, которые являются «факторами риска» в развитии агрессивного поведения ребенка:
- негативизм матери;
- терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии;
- эмоциональное отвержение ребенка родителями
- гиперсоциализированное воспитание
- авторитарное воспитание.
Социальные факторы:
- влияние группы сверстников (подражание моделям агрессивного поведения);
- влияние средств массовой информации (сюжеты сказок, мультфильмов): ребенок идентифицирует себя с агрессивными героями.
Психологическая характеристика агрессивного ребенка
В зависимости от форм проявления агрессии, выявлены 3 категории детей:
Типы детей, формы проявления агрессии | Личностные особенности детей |
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии | Отличаются активностью, целеустремленностью, смелостью; склонны к риску. Экстравертированность. Проявляют лидерские качества в сочетании с низким уровнем самоконтроля. Импульсивность поведения. Отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях. |
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии | Отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью; Повышенная чувствительность к оценкам и действиям окружающих; постоянный внутренний конфликт. Импульсивность поведения. |
3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии | Импульсивность; низкий уровень самоконтроля. Недостаточная социализация влечений, низкая осознанность собственных действий. Несформированность произвольных реакций. |
см. по: Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы, направления, технология. // В кн: Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании – Разд. 3, Гл.3.- М.: Сфера, 2000, с. 276-277
Психологические особенности агрессивных детей в зависимости от вариантов агрессивности:
Цели и мотивы агрессии | Особенности агрессивных проявлений | Психологические характеристики детей | «Варианты» детской агрессивности |
«Агрессия как средство привлечения внимания, самоутверждения и самовыражения»; Ребенок не реализует себя в основных видах детской деятельности (ролевая игра, общение, познавательная деятель-ность), поэтому прибегает к агрес-сивному поведе-нию. | Агрессивные эмоции ярко выражены; Агрессивные акты ситуативны, агрессия носит непродолжитель-ный и импульсивный характер; Используется преимущественно физическая агрессия | Невысокий социальный статус в группе сверстников; Низкий уровень общего и социального интеллекта; Неразвитость произ-вольности; 1. Низкий уровень раз-вития игровой деятельности. | «Импульсивно-демонстра-тивный» |
«Агрессия как норма поведения, средство достижения конкретной цели» Агрессия является нормой поведения ребенка и его отношений со сверстниками | Не замечает своей агрессивности; воспринимает агрессию как привычный способ поведения. Преимущественно используется прямая физическая агрессия | Высокий социальный статус в группе сверстников; Высокий уровень общего и социального интеллекта; Развитая произволь-ность; Высокий уровень развития ролевой игры; организатор-ских способностей. | «Нормативоно-инструмен-тальный» |
Нанесение вреда другому как самоцель. Самые нейтральные ситуации (в общении, деятельности) рассматривает как угрозу и посяга-тельство на свои права. | Испытывает удоволь-ствие от агрессивных действий. Использует прямую физическую, вербаль-ную агрессию. Агрессию направляет на слабых сверстников. | Низкий социальный статус в группе; Средние показатели интеллекта; Произвольность соответствует возрастным нормам; Средний уровень развития игровой деятельности; игры часто носят агрессивный характер. | «Целенаправленно-враждеб-ный» |
Таблица составлена по материалам: Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. // Вопросы психологии, № 1, 2002, с. 17-25
2. Диагностика агрессивности:
Критерии выявления агрессивного ребенка:
С данной таблицей могут работать педагоги, родители (используется на предварительном этапе диагностики), а также психолог в плане наблюдения.
Работа с картой-таблицей: Отметьте в одной из граф («часто», редко») напротив каждого утверждения в соответствии с личностными особенностями наблюдаемого ребенка:
№ | Особенности поведения ребенка | Как проявляются | |
Часто | редко | ||
1. | Спорит, ругается со взрослыми | ||
2. | Теряет контроль над собой | ||
3. | Винит других в своих ошибках | ||
4. | Завистлив, мстителен | ||
5. | Сердится и отказывается что-либо делать | ||
6. | Специально раздражает людей | ||
7. | Отказывается подчиняться правилам | ||
8. | Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их |
Анализ результатов: Подсчитывается общее количество ответов «часто». Если от 4 до 8 критериев часто проявляются у ребенка не менее чем в течение 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.
Анкета «Признаки агрессивности» (может быть использована психологом в работе с педагогами. родителями на этапе предварительной диагностики)
Работа с анкетой: На каждое утверждение-показатель поведения необходимо ответить «да» или «нет», сделав отметку в соответствующей графе анкеты-таблицы.
№ | Особенности поведения исследуемого ребенка | Проявление особенностей | |
Да | Нет | ||
«Злой дух» временами вселяется в него | |||
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен | |||
Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же | |||
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться | |||
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки | |||
Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение | |||
Он не прочь подразнить животных | |||
Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним | |||
Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих | |||
В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот | |||
Часто не по возрасту ворчлив | |||
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного | |||
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других | |||
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых | |||
Легко ссорится, вступает в драку | |||
Старается общаться с младшими и более слабыми | |||
У него нередки периоды мрачной раздражительности | |||
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится | |||
Уверен, что любое задание выполнит лучше других |
Ответ «да» на каждое утверждение оценивается в 1 балл.
Подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребенку.
15 – 20 баллов – высокая агрессивность
7 – 14 – средняя
1 – 6 – низкая
Диагностическая работа психолога:
1. Методика «Кактус»(автор – М.А.Панфилова)
Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности
Применение методики: с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст).
Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера), в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Проведение исследования:
Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.
Обработка результатов: Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Учитываются показатели, специфичные для данной методики:
- характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);
- характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Личностные особенности | Отражение в рисунке |
Агрессия | Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки - высокий уровень агрессивности |
Импульсивность | Отрывистость линий, сильный нажим |
Эгоцентризм, стремление к лидерству | Крупный рисунок в центре листа |
Демонстративность, открытость | Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм |
Неуверенность в себе. Зависимость | Маленький рисунок. Расположение внизу листа |
Скрытность, осторожность | Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса |
Оптимизм | Использование ярких цветов, «радостные» кактусы |
Тревожность | Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями |
Женственность | Наличие украшений, цветов. мягких линий и форм |
Экстравертированность | Наличие на рисунке других кактусов, цветов |
Интровертированность | На рисунке изображен один кактус |
Стремление к домашней защите | Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения |
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества | Дикорастущие, «пустынные» кактусы». |
Беседа с ребенком после завершения рисунка:
Варианты вопросов:
· кактус домашний или дикий?
· он сильно колется? Его можно потрогать?
· кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
· кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?
· когда кактус подрастет, то как он изменится?
· См. по:
1. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: 2001, с. 54 - 59
2. Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус» //Обруч, № 5, 2002, с. 12-13