Психологическая характеристика агрессивного ребенка

Факторы формирования агрессивности у ребенка дошкольного возраста, психологические особенности ребенка, методы диагностики. Стратегия работы психолога. Практические рекомендации педагогам и родителям

Агрессивность – психологическое свойство личности, выражающееся в ее готовности к агрессивным действиям (А.А. Реан, 1998).

Ребенок-дошкольник проявляет агрессивное поведение в форме физической или вербальной агрессии, а также в разрушительных действиях.

Факторы формирования агрессивности и агрессивного поведения:

Среди основных факторов агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста выделяют условия воспитания ребенка в семье, стили родительского отношения; влияние социального окружения ребенка (группы сверстников, значимые взрослые); социальные информационные факторы

«Фактор семьи» / выделяется как основной/

Выделяют несколько типов отношений и стилей семейного воспитания, которые являются «факторами риска» в развитии агрессивного поведения ребенка:

  • негативизм матери;
  • терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии;
  • эмоциональное отвержение ребенка родителями
  • гиперсоциализированное воспитание
  • авторитарное воспитание.

Социальные факторы:

  • влияние группы сверстников (подражание моделям агрессивного поведения);
  • влияние средств массовой информации (сюжеты сказок, мультфильмов): ребенок идентифицирует себя с агрессивными героями.

Психологическая характеристика агрессивного ребенка

В зависимости от форм проявления агрессии, выявлены 3 категории детей:

Типы детей, формы проявления агрессии Личностные особенности детей
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии Отличаются активностью, целеустремленностью, смелостью; склонны к риску. Экстравертированность. Проявляют лидерские качества в сочетании с низким уровнем самоконтроля. Импульсивность поведения. Отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях.
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии Отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью; Повышенная чувствительность к оценкам и действиям окружающих; постоянный внутренний конфликт. Импульсивность поведения.
3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии Импульсивность; низкий уровень самоконтроля. Недостаточная социализация влечений, низкая осознанность собственных действий. Несформированность произвольных реакций.

см. по: Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы, направления, технология. // В кн: Овчарова Р.В. Технологии практического психолога в образовании – Разд. 3, Гл.3.- М.: Сфера, 2000, с. 276-277

Психологические особенности агрессивных детей в зависимости от вариантов агрессивности:

Цели и мотивы агрессии Особенности агрессивных проявлений Психологические характеристики детей «Варианты» детской агрессивности
«Агрессия как средство привлечения внимания, самоутверждения и самовыражения»;   Ребенок не реализует себя в основных видах детской деятельности (ролевая игра, общение, познавательная деятель-ность), поэтому прибегает к агрес-сивному поведе-нию. Агрессивные эмоции ярко выражены; Агрессивные акты ситуативны, агрессия носит непродолжитель-ный и импульсивный характер; Используется преимущественно физическая агрессия Невысокий социальный статус в группе сверстников; Низкий уровень общего и социального интеллекта; Неразвитость произ-вольности; 1. Низкий уровень раз-вития игровой деятельности.   «Импульсивно-демонстра-тивный»
«Агрессия как норма поведения, средство достижения конкретной цели»   Агрессия является нормой поведения ребенка и его отношений со сверстниками Не замечает своей агрессивности; воспринимает агрессию как привычный способ поведения. Преимущественно используется прямая физическая агрессия Высокий социальный статус в группе сверстников; Высокий уровень общего и социального интеллекта; Развитая произволь-ность; Высокий уровень развития ролевой игры; организатор-ских способностей. «Нормативоно-инструмен-тальный»
Нанесение вреда другому как самоцель.   Самые нейтральные ситуации (в общении, деятельности) рассматривает как угрозу и посяга-тельство на свои права. Испытывает удоволь-ствие от агрессивных действий. Использует прямую физическую, вербаль-ную агрессию. Агрессию направляет на слабых сверстников. Низкий социальный статус в группе; Средние показатели интеллекта; Произвольность соответствует возрастным нормам; Средний уровень развития игровой деятельности; игры часто носят агрессивный характер. «Целенаправленно-враждеб-ный»

Таблица составлена по материалам: Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. // Вопросы психологии, № 1, 2002, с. 17-25

 

2. Диагностика агрессивности:

Критерии выявления агрессивного ребенка:

С данной таблицей могут работать педагоги, родители (используется на предварительном этапе диагностики), а также психолог в плане наблюдения.

Работа с картой-таблицей: Отметьте в одной из граф («часто», редко») напротив каждого утверждения в соответствии с личностными особенностями наблюдаемого ребенка:

Особенности поведения ребенка Как проявляются
Часто редко
1. Спорит, ругается со взрослыми    
2. Теряет контроль над собой    
3. Винит других в своих ошибках    
4. Завистлив, мстителен    
5. Сердится и отказывается что-либо делать    
6. Специально раздражает людей    
7. Отказывается подчиняться правилам    
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их    

Анализ результатов: Подсчитывается общее количество ответов «часто». Если от 4 до 8 критериев часто проявляются у ребенка не менее чем в течение 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

 

Анкета «Признаки агрессивности» (может быть использована психологом в работе с педагогами. родителями на этапе предварительной диагностики)

Работа с анкетой: На каждое утверждение-показатель поведения необходимо ответить «да» или «нет», сделав отметку в соответствующей графе анкеты-таблицы.

Особенности поведения исследуемого ребенка Проявление особенностей
Да Нет
«Злой дух» временами вселяется в него    
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен    
Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же    
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться    
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки    
Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение    
Он не прочь подразнить животных    
Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним    
Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих    
В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот    
Часто не по возрасту ворчлив    
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного    
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других    
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых    
Легко ссорится, вступает в драку    
Старается общаться с младшими и более слабыми    
У него нередки периоды мрачной раздражительности    
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится    
Уверен, что любое задание выполнит лучше других    

Ответ «да» на каждое утверждение оценивается в 1 балл.

Подсчитывается общее количество утверждений «да», относящихся к конкретному ребенку.

15 – 20 баллов – высокая агрессивность

7 – 14 – средняя

1 – 6 – низкая

Диагностическая работа психолога:

1. Методика «Кактус»(автор – М.А.Панфилова)

Назначение методики: диагностика направленности и интенсивности выраженности агрессивности

Применение методики: с детьми старше 3-х лет (младший, средний и старший дошкольный возраст).

Материал: листы бумаги формата А4, простой карандаш; возможен вариант с использованием цветных карандашей (8 цветов по тесту Люшера), в таком случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Проведение исследования:

Ребенку дается инструкция – «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные пояснения не допускаются.

Обработка результатов: Во внимание принимается: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Учитываются показатели, специфичные для данной методики:

- характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный);

- характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Личностные особенности Отражение в рисунке
Агрессия Наличие иголок; сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки - высокий уровень агрессивности
Импульсивность Отрывистость линий, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству Крупный рисунок в центре листа
Демонстративность, открытость Наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм
Неуверенность в себе. Зависимость Маленький рисунок. Расположение внизу листа
Скрытность, осторожность Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм Использование ярких цветов, «радостные» кактусы
Тревожность Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями
Женственность Наличие украшений, цветов. мягких линий и форм
Экстравертированность Наличие на рисунке других кактусов, цветов
Интровертированность На рисунке изображен один кактус
Стремление к домашней защите Наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества Дикорастущие, «пустынные» кактусы».

 

Беседа с ребенком после завершения рисунка:

Варианты вопросов:

· кактус домашний или дикий?

· он сильно колется? Его можно потрогать?

· кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

· кактус растет один или с каким-то растением по-соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?

· когда кактус подрастет, то как он изменится?

· См. по:

1. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: 2001, с. 54 - 59

2. Панфилова М.А. Графическая методика «Кактус» //Обруч, № 5, 2002, с. 12-13